Сюжеты · Общество

Больше обменов: политзаключенными, пленными, телами погибших…

На октябрь пришелся новый всплеск активности Ватикана. Похоже, что Святой престол готовит свой «саммит мира»

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Воскресная полуденная молитва Angelus Папы Римского Франциска в Ватикане. Фото: Zuma \ TASS

После внезапного визита в Киев министр обороны США Ллойд Остин нанес 23 октября столь же неожиданный визит в Ватикан, где встретился с папой Франциском. Встреча проходила за закрытыми дверями, стороны ограничились весьма скупыми коммюнике по ее итогам. Реальное содержание переговоров решено не обнародовать, что, естественно, только подогревает интерес к ним.

В целом итоги этих визитов резонируют с атмосферой ожидания скорых и неизбежных (хотя иногда это определение некоторыми людьми произносится с оттенком обреченности) переговоров. «Этот конфликт закончится некими переговорами в некий момент», — подытожил Ллойд Остин содержание своих разговоров в Ватикане и Киеве. Сообщается также об улучшении координации усилий США и Ватикана в помощи жертвам военных действий — в частности, военнопленным и принудительно депортированным. В активе Ватикана уже есть позитивный опыт освобождения двух греко-католических священников и возвращения на родину украинских детей.

Встреча с Остином стала последним звеном в довольно длинной цепочке октябрьских папских аудиенций, данных политикам первой величины, способным повлиять на ситуацию вокруг Украины. Первое звено этой цепочки — визит в Ватикан 11 октября Владимира Зеленского, который уже третий раз в должности президента беседует с понтификом с глазу на глаз.

Похоже, украинский лидер отчаялся убедить Франциска посетить Украину, поскольку тот настаивает на своем предварительном визите в Москву. Но бесплодными контакты Зеленского с папой не назовешь: стороны практически согласовали идею Франциска о новых подходах к смешанному обмену военнопленных и политзаключенных, подвергнутых преследованию после 24 февраля 2022 года.

Потенциал Святого престола в этом вопросе далеко не исчерпан, и время от времени появляются «утечки» об очередных знаковых кандидатах на обмен — типа митрополита Ионафана (Елецких), арестованного и осужденного в Украине за пропаганду «русского мира» и неожиданно объявившегося в Москве в конце июня. Наиболее смелые эксперты даже предполагают, что

прекращение ударов по объектам украинской энергосистемы также стало плодом дипломатических усилий по оси Москва — Ватикан — Киев.

Президент США Владимир Зеленский и министр обороны США Ллойд Остин (слева направо) перед началом двусторонней встречи в Мариинском дворце. Фото: Zuma \ TASS

Неслучайно именно сейчас, после почти полуторагодового перерыва, Москву посетил спецпредставитель папы по урегулированию в Украине кардинал Маттео Дзуппи. 14 октября он встретился с Сергеем Лавровым, Юрием Ушаковым, Марией Львовой-Беловой, Татьяной Москальковой и митрополитом Антонием (Севрюком) — фаворитом патриарха Кирилла, заведующим внешними связями РПЦ.

Ватикан тут оказывается уникальным медиатором. А его контакты с руководством РПЦ спасают остатки международной субъектности последней, поскольку большинство христианских (в том числе православных) лидеров не считают для себя возможным общаться с патриархом Кириллом. Кардинал Дзуппи не новичок в тяжелых переговорах: еще с 1980-х годов вместе с общиной св. Эгидия он участвовал в урегулировании конфликтов в Мозамбике, в турецком Курдистане, в Стране басков…

По сведениям пресс-офиса Святого престола, переговоры в Москве, помимо традиционных тем, касались обмена ранеными и телами погибших. Вновь звучали предложения о проведении нового «саммита мира» под эгидой Святого престола, а также подготовка формального приглашения папы в Москву. Лидеры России и СССР неоднократно посещали Ватикан, дипотношения двух стран весьма динамичны и насчитывают более трех десятилетий, но на этом фоне папа как глава государства до сих пор не смог нанести ответный визит в РФ. Случай беспрецедентный в истории международных отношений! Если ранее это связывали с непримиримой позицией РПЦ, то эпоха СВО избавила эту структуру от остатков политической субъектности, и ее мнение по вопросу о папском визите в России уже не имеет большого значения.

Встреча главы МИД России Лаврова и посланника папы Римского Дзуппи. Фото: Пресс-служба МИД РФ / ТАСС

Примечательно, что визит Ллойда Остина в Киев 21 октября сопровождался его высказываниями на тему высших ценностей — почти религиозных. По словам американского министра, которые цитирует CNN, поражение Украины, которого добивается Путин, будет означать, что в этом мире сила опять стала сильнее права, а империя с глобальными амбициями — сильнее суверенитета, то есть неприкосновенности государств не имперского типа. В этих словах Остина слышится упрек (едва ли, конечно, осознаваемый министром) патриарху Кириллу и его единомышленникам, в картину мира которых уместилось всего пять государств, имеющих привилегию «подлинного суверенитета» в современном мире.

Шеф Пентагона признал, что свобода требует жертвы, но если этой жертвы избегать, то весь мир может погрузиться во мрак безысходности.

Об этом же говорил два дня спустя, в проповеди на общей аудиенции на площади Святого Петра, папа Франциск. «Октябрь побуждает нас к активности, — отметил он. — Сегодня я получил статистику погибших в Украине… Это ужасно! [Любая] война непростительна, война — это изначальное поражение!» Когда мы говорим о жертвах ради свободы народов и ради жизни мира в этой свободе, тогда, по мысли папы, мы свидетельствуем о своей готовности пойти на жертвы моральные, репутационные.

В своем мирном плане, который, правда, пока так и не обнародован официально, папа собирается призвать Запад к одной из таких жертв — к смягчению санкционного режима в отношении людей, напрямую не причастных к СВО. Первые шаги в этом направлении уже предприняты ЕС, но в санкционных списках еще много кто. Дальнейшая корректировка списка может стать предметом переговорного торга с Москвой при участии Ватикана и символом деэскалации.

По католической логике, даже ничтожно малый символ может стать ключом к великому процессу: «Капля закваски квасит все тесто» (1 Кор., 5:6). И вряд ли кто будет спорить с тем, что символическая уступка всяко лучше бесконечных человеческих жертвоприношений…