Сюжеты · Спорт

Человек в черной кепке

22 октября исполнилось 95 лет со дня рождения лучшего вратаря XX века

Андрей Успенский, корреспондент

Июль 1960 года. Вратарь футбольного клуба «Динамо» и сборной СССР по футболу Лев Иванович Яшин. Фото: Валентин Мастюков / ТАСС

В начале 2000-х я обратился к Валентине Тимофеевне Яшиной с просьбой рассказать о ее легендарном муже. Дело в том, что сам вратарь когда-то признался известному журналисту и писателю Льву Филатову: «Вот жена моя, Валя, точно все про меня ведает. Изложил бы кто-нибудь так, как она видит…» — «Молодой человек, о Льве Ивановиче уже все давно написано… Чем еще я могу с вами поделиться?» — отшутилась добродушная женщина. Действительно, скромному человеку в кепке и черном свитере с буквой «Д», который на весь мир прославил советский футбол, посвящено много книг и статей. Однако те, кто только начал увлекаться игрой «11x11», если и слышали о вратаре номер один, знают о нем крайне мало. «Новая» выбрала 15 фактов (известных и не очень) из жизни и карьеры стража ворот «Динамо» и сборной СССР.

  • Яшин стал первым вратарем, отыгравшим 100 матчей без пропущенных мячей во внутреннем первенстве. Дебютный «нолик» случился 25 июня 1953 года в поединке с харьковским «Локомотивом». А последний, 160-й «сухарь», сорокалетний Лев добыл 19 июля 1970 года, не дав отличиться московским армейцам. Кроме того, в 1963 году в 22 битвах из 27 он сохранял свои ворота в неприкосновенности, пропустив всего 6 (!) мячей. Подобный трюк ни один отечественный голкипер повторить не смог. Всего же за всю карьеру (отдельные биографы насчитали у него 813 матчей, хотя, по официальным данным, Яшин провел 461 встречу за «Динамо» и 80 — за сборную СССР) пятикратный чемпион страны, обладатель Кубка Европы-60 и чемпион Олимпийских игр-1956 сотворил 297 (!) «сухих» фокусов.
  • Свою первую большую победу молодой Лев добыл в… хоккее, защищая в громоздких доспехах маленькие ворота родного «Динамо». В финале Кубка СССР-1953 бело-голубые одолели ЦДСА, а сутуловатый кипер не раз выручал команду после хлестких бросков противника. В том же сезоне Яшин завоюет и хрустальный футбольный трофей. Достижение своего рода уникальное. Но есть у Льва Ивановича и рекорд со знаком минус. В финале футбольного Кубка-1955 с тем же ЦДСА судья Николай Латышев за грубый наскок на армейца Агапова попросил голкипера покинуть поле. «Арбитр поступил как надо», — скажет впоследствии штрафник. А вратарей в союзных и российских финалах больше не удаляли…

Лев Яшин в хоккейной форме. Фото: из архива Виталия Давыдова

  • Яшина шесть раз номинировали на «Золотой мяч», но получил он его в 1963-м. Первым из советских футболистов. Вот как выглядели результаты голосования. Эйсебио («Бенфика») — 19, Денис Лоу («Манчестер Юнайтед») — 45, Джимми Гривз («Тоттенхэм») — 51, Джанни Ривера («Милан») — 56, Лев Яшин («Динамо») — 73. Ни до, ни после ни один вратарь не дотягивался до подобной награды. Уже после смерти его регулярно выбирали в различные символические сборные Европы и мира под номером один. По версии ФИФА, МФФИИС (Международная федерация футбольной истории и статистики), а также многих авторитетных газет, Лев Яшин признан лучшим вратарем XX века. Журнал Forbes включил его в сотню самых влиятельных русских людей столетия. А 19 сентября 2019 года издание France Football учредило новый «яшинский» приз, который в конце года вручается сильнейшему голкиперу планеты.
  • В том же 1963-м на «Уэмбли» Лев Яшин 45 минут защищал цвета сборной звезд ФИФА. Этот тайм, в котором он отразил с десяток выстрелов от Гривза, Истхема, Смита и Чарльтона, потряс мир. Сам вратарь, собиравшийся после мундиаля в Чили-1962 завершить карьеру (в Союзе его сделали главным виновником поражения от хозяев первенства в четвертьфинале), растолковал, как справлялся со своими обязанностями:

«Я, естественно, обходился нашими подсказками: «вправо», «назад», «вперед». Мне казалось, что негр-гигант Джалма Сантос понимает эти команды. С Поплухаром мы чудесно изъяснялись на русском языке…»

Москва. Главный редактор французского еженедельника «Франс-футбол» Макс Юрбини и вратарь сборной СССР Лев Яшин, удостоенный приза «Золотой мяч» как лучший футболист Европы 1963-го года. Фото: Вячеслав Ун Да-Син, Виктор Шандрин / ТАСС

В своих же мемуарах («Счастье трудных побед»), спустя 25 лет, он поведал о том, что произошло после той встречи в честь столетия футбола: 

«Снова, как и прежде, мое имя, сопровождаемое эпитетами «выдающийся» и «неувядаемый», замелькало на страницах газет, а трибуны стали встречать меня аплодисментами. Увы, лишь известие, что я признан за рубежом, заставило журналистов и публику окончательно реабилитировать меня дома. Пишу это не для того, чтобы старое помянуть и лишний раз выказать горькую обиду. Нет, просто как часто мы не умеем по-настоящему оценить то, что создали и выпестовали сами. Как иногда ударяемся в крайности, теряя объективность».

  • В Эквадоре существует детский футбольный клуб «Яшин», а памятник Льву Ивановичу есть даже в Рио-де-Жанейро. Кроме того, в Никарагуа к чемпионату мира-1970 в Мексике и к Олимпиаде-1972 в Мюнхене были выпущены серии марок, посвященных «Черному пауку» (так его прозвали бразильские корреспонденты из-за цвета формы, хотя Валентина Тимофеевна Яшина утверждала, что на самом деле «черный» свитер Льва был темно-синим). А в 1977 году ценный «квадратик» с его изображением был презентован в столице Экваториальной Гвинее — Малабо. За тем раритетом филателисты гоняются до сих пор. Именем Яшина названы улицы в Москве, Тольятти и Грозном, сухогруз на Дальнем Востоке, а также самолет одной известной авиакомпании. Кстати, в футбольном симуляторе FIFA есть команда-мечты, куда входит и наш герой. Причем рейтинг у Яшина выше, чем у продолжающего карьеру Мануэля Нойера.
  • С австралийских Игр-1956 золотая сборная СССР возвращалась сначала на теплоходе, а затем поездом Владивосток — Москва. На одной из сибирских станций состав ждал бородатый старичок с торбой. Как выяснилось, он прошел пешком 40 километров, чтобы обнять Яшина, пожать ему руку и передать кулек семечек, копченого омуля и немаленькую бутыль самогона. …А однажды болельщик из Узбекистана написал кумиру миллионов письмо. Лев Иванович ответил. И через неделю южный гость уже был в столице со своими семью детишками. По словам Владимира Пильгуя, сменившего Яшина в воротах «Динамо», гастролеры неделю жили в небольшой квартире знаменитого вратаря, который их кормил-поил и устраивал экскурсии по Москве.

Вратарь московского «Динамо» Лев Яшин. Фото: Евгений Успенский

  • В 1957 году «Динамо» отправилось в Рио. После матча с «Васко да Гама» состоялось телешоу. Трое любителей заплатили огромные деньги за право в прямом эфире пробить пенальти русскому киперу. Раскусить Яшина никому не удалось. И, по правилам конкурса, ему полагался чек на кругленькую сумму. «На что потратите эти средства?» — спросил ведущий. Среагировал Лев мгновенно: «Свой выигрыш полностью жертвую в пользу нуждающихся детей Бразилии…» В другой приезд вратарь помог юному репортеру, который стоял у автобуса сборной СССР и утверждал, что его уволят, если он не возьмет интервью у виртуоза в кепке. Команда опаздывала на ужин, но, узнав в чем дело, Лев Иванович вышел к мальчишке и при помощи переводчика поделился парочкой занятных историй.
  • После победы в Кубке Европы-60 на банкете в ресторане на Эйфелевой башне к игрокам советской команды подошел президент «Реала» Сантьяго Бернабеу и сообщил, что готов заключить контракт едва ли не с каждым футболистом, причем Яшину он предложил самостоятельно вписать в договор нужную сумму зарплаты. «Лева, озвучь ему миллион, пусть он охренеет», — подначивали Яшина его партнеры. Чуть позже в одном из интервью французские журналисты поинтересовались: «Если бы мадридский «Реал» посулил вам сто тысяч, вы бы согласились?» — «Отказался бы без колебаний, так как не представляю себе жизни нигде, кроме России. Я жалею тех футболистов, которые из-за заработка вынуждены выступать за иностранные клубы», — парировал Лев Иванович. …А господин Бернабеу позже сообщил, что подмахнул бы не глядя любой запрос от Яшина, так как «русский вратарь, подобно самой чудесной картине музея Прадо, бесценен».

27 мая 1971 года. Лев Иванович прощается с большим футболом. Фото: Евгений Успенский

  • На прощальный матч Яшина в «Лужники» Пеле приехать не смог, но через журналиста Игоря Фесуненко, с которым всегда поддерживал связь, прислал письмо с извинениями. В своей же книге Король футбола написал следующее: «За свою долгую карьеру я забил более 1000 мячей, в том числе и в Москве посылал «снаряды» в сетку. И все-таки, мне кажется, сам в себе я признал форварда лишь тогда, когда сумел распечатать ворота великого и гениального Льва. Это случилось на стадионе «Маракана» 21 ноября 1965 года. В том поединке мы разошлись миром (2:2) со сборной СССР. Я видел много великолепных голкиперов, но Яшин остается непревзойденным…» Кстати, когда Пеле стал позже наведываться по делам бизнеса в Москву, то всегда находил возможность встретиться с Валентиной Тимофеевной Яшиной, искренней дружбой с которой очень гордился. …Ну а в своем последнем спектакле от 27 мая 1971 года Лев Иванович проявил себя блестяще, не дав отличиться таким асам, как Бобби Чарльтон и Герд Мюллер.

2003 год. Валентина Тимофеевна Яшина с Пеле и Константином Бесковым у памятника лучшему вратарю XX века. Фото: Евгений Успенский

  • А вот Жюсту Фонтэну в 1959-м повезло. Французский нападающий, чей рекорд на чемпионате мира-1958 (13 мячей), видимо, никогда не будет побит, смог войти в историю. И в своих мемуарах он отметил: «Больше всего я горжусь голом в ворота Льва Яшина. Форвард, забивший русскому асу хоть разок, может напечатать это на своей визитной карточке — и всем всё будет понятно! Этот мяч для меня так же важен, как те тринадцать, которые я заколотил на мундиале». Стоит добавить, что Фонтэн (как, к слову, и Пеле) расстроил Яшина в товарищеском матче: когда «Реймс» играл со сборной клубов Москвы… …А великий Сандро Маццола, не реализовавший пенальти в ответном поединке 1/8 финала ЧЕ-1964 Италия — СССР (снимок голкипера, забравшего мяч намертво, обошел все мировые печатные издания), на вопрос римского журналиста «Какого черта?», ответил прямо и откровенно: «Лев лучше меня играет в футбол».
  • Мало кто знает, но еще один, по сути, прощальный матч Льва Ивановича состоялся в последний день лета 1971 года в Милане. На знаменитом стадионе «Сан-Сиро» схлестнулись ветераны сборной мира и сборной Италии. И когда во втором тайме диктор объявил о том, что вместо Яшина на поле появится Карло Маттрел, тиффози выскочили на поле и, дружно подхватив нашу легенду, устроили ему круг почета. Вратарь вспоминал об этом так: 

«…Меня буквально раздевали в воздухе. Сначала сняли одну бутсу, затем — вторую. Стянули свитер, до трусов добрались. Но плавки оставили… И в таком виде доставили прямо в раздевалку…»

  • Яшин, даже будучи уже заслуженным мастером (чемпионом Европы и Олимпийских игр), не искал для себя никаких привилегий на тренировках. Из книги Анатолия Бышовца «Не упасть за финишем»: 

«Когда я был футболистом, первый раз приехал в Москву, за сборную… После занятий мы остались с Банишевским побить по воротам. Кому уносить мячи? Конечно, молодым. Мы на эту тему не ссорились: дескать, давай ты сегодня, я — завтра. А нет, так бросали на пальцах. Но тут что-то задержались, перекидывались мячом, перемигивались, выкручивались друг перед другом. Пока валяли дурака, Лев Яшин собрал мячи, перекинул сетку через плечо и пошел. Для нас это было таким откровением! Этот эпизод я запомнил на всю жизнь, а пример Яшина научил тому, что никакая работа человека не унижает».

16 августа 1967 года. Лев Яшин во время матча 21-го тура Чемпионата СССР по футболу между московскими командами «Динамо» и «Спартак». Фото: Виктор Шандрин / ТАСС

  • С кепкой Льва связано много забавных эпизодов. Бывало, что она срывалась с головы в самую неподходящую минуту. К примеру, в одном из матчей Яшин, отдав пас партнеру, побрел за кепариком, который улетел к штанге в момент броска вратаря за мячом. Игрок же соперника в то же время неожиданно перехватил «кругляш» у зазевавшегося защитника и отправил его в «домик». …А фанаты в Марселе (дело было на Кубке Европы-1960), восхищенные сэйвами стража ворот, подняли его после полуфинала СССР — Чехословакия на руки и под шумок стащили «фуражечку» в качестве сувенира. Пришлось полицейскому по просьбе вратаря догонять злоумышленника… «Я очень дорожу кепкой», — признался как-то Яшин. — Она мой талисман. Много лет я играл в одной и той же, латаной-перелатаной, но она износилась, и теперь беру ее с собой и кладу недалеко от ворот. Если она рядом, я чувствую себя увереннее».
  • Как-то «Динамо» приехало в Ростов на матч с местными армейцами. За несколько часов до поединка к гостинице, где остановилась московская команда, подошла пожилая женщина и спросила Льва Яшина. Выяснилось, что она пришла за автографом для своего сына, который мечтал стать вратарем, но в результате несчастного случая оказался прикован к кровати. После поединка, собрав на мяче подписи всех футболистов, Яшин лично отправился на окраину Ростова к парнишке и постарался убедить его в том, что с любой болезнью можно бороться. …В 1984-м Лев Иванович пережил ампутацию ноги, но держался настолько мужественно, что поразил даже все повидавшего профессора Анатолия Покровского. Когда же, очнувшись от наркоза, он увидел плачущую рядом жену, то с улыбкой произнес: «Не плачь, Валечка! И не волнуйся! Ну, посуди, зачем мне нога? Я ведь в футбол давно не играю».

Один из последних снимков. Лев Яшин с женой и дочками. Фото: из архива семьи Яшиных.

  • Указ о присвоении Яшину звания Героя Социалистического Труда вышел незадолго до его смерти. Награду собирался вручать президент страны Михаил Сергеевич Горбачев. Но не смог. За него это сделал Рафик Нишанов — член президиума Верховного Совета СССР. Грустное «действо» проходило в квартире вратаря в Чапаевском переулке. Артист Геннадий Хазанов, присутствовавший при вручении, вспоминал: «Лев Иванович наклонился ко мне и прошептал: «Зачем мне эта звезда, Гена, я же умираю…» А Никиту Симоняна он спросил: «Ну почему меня награждают? Разве мало других достойных спортсменов…»

…Яшин ушел из жизни (рак желудка) через несколько суток, 20 марта 1990 года. В тот день в европейских магазинах (от Австрии до Цюриха), занимавшихся продажей техники, по всем телевизорам на витринах крутили кадры кинохроники, на которых вратарь в свитере с буквой «Д» своими действиями ставил в тупик лучших нападающих мирового футбола…

P.S.

Лев Филатов в прошлом веке сказал о Льве Яшине точнее всего: «Что он вкладывал в свою игру душу, нельзя было не чувствовать. Да, за него болели, им восторгались. Но ему еще и сострадали. Как человеческой душе… Секрет его исключительной популярности везде, где он играл, — как раз в его различимой человечности…»