На фоне многочисленных кризисов кажется, что мир разваливается и нет заветной тихой гавани. Но среди традиционных отраслей есть место, которое даже если подвержено внешним колебаниям, то лишь символически. Это рынок искусства. И несмотря на отмены и санкции, он процветает. И так будет всегда.
Традиционно — вводные данные, чтобы погрузиться в контекст. На фоне привычных отраслей — промышленности, ритейла или даже криптовалют — арт-рынок занимает скромное место. Это маленький с точки зрения денег рынок: официальные цифры годовых продаж по всему миру составляют 65 миллиардов долларов. Так же и с точки зрения рабочих мест: музейный работник, куратор или галерист — не самые популярные и востребованные профессии. Но главное, этот рынок закрыт на уровне оборонной промышленности. Так что любые оценки, в том числе и пресловутые десятки миллиардов, очень абстрактны. Как и любое искусство — это непознаваемая вещь за непознаваемые деньги.
Цифры поступают из трех источников: публичные торги аукционных домов, продажи галерей и опросы арт-дилеров. С первыми все понятно: там все прозрачно, открыто, на потеху публике. Любой, пролистав результаты торгов, может прикинуть масштабы «трагедии». С галереями сложнее.