Комментарий · Общество

«Западные веры» склоняют к патриотизму

В каких условиях выживают протестанты и католики в России на фоне изоляции от Запада

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Задержание 24 сентября в Петербурге лютеранского пастора Михаэля Шварцкопфа и слухи о его грядущей депортации из России вызвали беспокойство у российских христиан, не связанных с РПЦ. В условиях антизападной мобилизации общества религиозным организациям, имеющим выраженные западные происхождение и идентичность, все сложнее продолжать служение в России. Проблемы, связанные с идеологией СВО, возникают у протестантов разных направлений и у католиков. Некоторых (как бывшего лидера российских баптистов пастора Юрия Сипко) объявляют в розыск, вынуждают покинуть страну, а некоторых (как пятидесятнического епископа Альберта Раткина) признают «иноагентами». Условием выживания христианских общин в РФ становится полный разрыв их связей с единоверцами на Западе?

«Новая» изучила несколько дел протестантов и католиков, пострадавших за свои взгляды после февраля 2022-го.

«Езжайте в свою Германию…»

62-летний гражданин Германии, пастор легендарной Петрикирхе Михаэль Шварцкопф, служащий в Петербурге уже 11 лет, имеющий российские семью и ВНЖ, провел в отделении полиции ночь. Адвоката к нему допустили лишь на следующий день, когда Московский суд Северной столицы слушал дело о принудительной депортации пастора на историческую родину. Формальным поводом стало отнюдь не выступление на политическую тему, а… непроживание в служебной квартире.

Михаэль Шварцкопф. Фото: соцсети

Как рассказали «Новой» прихожане Петрикирхе, их община располагает двумя квартирами, и пастор периодически проживал во второй, не по месту своей официальной регистрации. За это его уже штрафовали в мае, после чего Шварцкопф начал готовиться к возвращению в Германию. На сей раз суд вернул материалы полицейским из-за ошибок в их оформлении, но с пастора взял обязательство о явке.

Как рассказывает официальный сайт петербургской общины Евангелическо-лютеранской церкви России (ЕЛЦР), Михаэль Шварцкопф родился в 1962 г. в Тюрингии, тогда входившей в ГДР, окончил математический факультет университета, а уже в зрелом возрасте стал изучать теологию. В нулевые служил пастором в Тюрингии, затем получил назначение в Петербург и должность пропста (благочинного) общин ЕЛЦР в Ленинградской, Новгородской, Архангельской областях и Республике Коми. Служил скромно, делая акцент на развитии российско-немецких культурных связей, организации выставок и концертов, которыми славится Петрикирхе.

Этот храм на Невском — знаковое и узнаваемое место. Современное здание Петрикирхе построено в 1833–1838 гг. по проекту Александра Брюллова и до сих пор остается крупнейшим лютеранским храмом в РФ. Он был закрыт и осквернен в 1937-м, а пасторы — братья Райхерты — расстреляны на следующий год. В эпоху «хрущевских гонений», в 1962 г., в здании додумались открыть бассейн, причем при этом бесследно исчез храмовый орган. Богослужения в Петрикирхе возобновились в 1992-м, вплоть до 2010-х годов, до переезда кафедры архиепископа в Москву, храм был духовно-административным центром ЕЛЦР.

Дитрих Брауэр. Фото: соцсети

Предстоятель этой церкви, архиепископ Дитрих Брауэр, стал в 2022-м, пожалуй, самым крупным религиозным лидером России, выразившим протест против СВО, — вплоть до добровольной отставки и отъезда из страны.

Любопытно, что, в отличие от большинства российских лютеранских пасторов, Брауэр не был иностранцем — он родился в 1983 году во Владивостоке и окончил семинарию под Петербургом. Став архиепископом, с 2015 года входил в состав совета при президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями. 22 марта 2022-го он дал резкое интервью лютеранскому сайту Вюртемберга, а накануне участвовал в берлинской экуменической молитве за мир в Украине, став единственным в истории членом президентского совета РФ, позволившим себе такую фронду. Позже норвежская правозащитная организация Forum 18 проведет собственное расследование о том, какое давление оказывали власти на архиепископа, принуждая его «покаяться» и поддержать военную операцию. 1 июня 2022 года Брауэр официально подал в отставку и объявил о намерении проживать в Германии, а уже 8 июня был избран новый архиепископ ЕЛЦР — Владимир Проворов (его, на всякий случай, в президентский совет уже не взяли).

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Католические исповедники

Структуры Католической церкви в России были практически полностью уничтожены советским режимом — после 1937 г. и вплоть до перестройки в стране действовали лишь два легальных католических храма: на Лубянке в Москве и в Ковенском переулке в Ленинграде. Советская репрессивная машина многие десятилетия приучалась воспринимать католиков как подозрительных людей, если не открытых врагов.

Старая чекистская традиция возобновилась при Путине: в апреле 2002 года российские власти депортировали Ежи Мазура — одного из четырех католических епископов, служивших в РФ. При попытке пересечь границу в Шереметьево у епископа изъяли паспорт, а затем объявили, что он — персона нон грата. Без епископа осталась самая крупная в мире по территории католическая епархия — Восточной Сибири. Примерно в то же время российские власти аннулировали визу и фактически выдворили из страны очень популярного, особенно в молодежной среде, священника Стефана Каприо — гражданина Италии, окормлявшего приходы во Владимире и Иванове.

Ежи Мазур. Фото: википедия

Наученный горьким опытом, клир Католической церкви в России вел себя очень осторожно после начала СВО. Следуя в фарватере официальной позиции Ватикана, глава российского епископата архиепископ Павел Пецци сначала выступил с обтекаемым призывом к миру, а 28 сентября 2022 года призвал власть «находить справедливое решение в тех случаях, когда человек по убеждению отказывается брать в руки оружие». В этих условиях случаи вытеснения католического духовенства из РФ носят «сугубо административный» характер. Например, архиепископ попытался собственноручно закрыть проект «Вифлеем в Вятке», продвигавшийся в Кирове священником Георгием Зволинськи, которому намекали на возможность депортации в случае неповиновения. Храм Лурдской Богоматери в Петербурге этим летом покинул очень популярный среди прихожан священник Януш Прусиновский. В католических чатах это расценили как «освобождение от поляков».

Александр Шведов. Фото: mir-vsem.info

Собственно, за антивоенную позицию пострадал 65-летний католический диакон из Москвы Александр Шведов. Его заявления в соцсетях вызвали шквал доносов и угроз, так что диакон вынужден был уехать за границу. Чуть ли не на следующий день после отъезда к нему домой пришли оперативники… Интернет-проект «Христиане против ***» приводит имена еще троих российских католиков, пострадавших из-за несогласия с СВО. Актрису Галину Борисову, прихожанку московского храма св. Людовика, летом 2022 года обвинили в дискредитации ВС РФ за то, что она прикрепила к российскому флагу в своем храме записку с латинской фразой No bellum. 

Записка провисела минут пять, потом ее разорвал и выбросил в мусорное ведро настоятель. Однако полиция собрала записку по кусочкам, допросила настоятеля и прихожан, после чего Борисову задержали.

Учитывая ее преклонный возраст, Мещанский суд Москвы назначил Борисовой штраф. Более серьезно была наказана католичка из Петербурга Мария Касьяненко, которая получила административный арест за участие в протесте против частичной мобилизации.

Среди участников молодежного демократического движения «Весна» (признано экстремистским в РФ), оказавшихся на скамье подсудимых по ряду тяжелых политических статей, есть 22-летний прихожанин петербургской католической общины Валентин Хорошенин. «Весна» была особенно активна в Петербурге с 2013 года, а после начала СВО пыталась организовать общероссийский мирный протест. Хорошенина задержали в июне 2023-го за два поста в интернете, размещенных в конце февраля 2022-го. С тех пор он находится в СИЗО, и ему грозит 15 лет заключения. Общество «Мемориал» (признано властями РФ «иноагентом») внесло Валентина Хорошенина в список политзаключенных.

Валентин Хорошенин. Фото: википедия

Католические соглашатели

Впрочем, представлять Католическую церковь в России оппозиционной было бы большим преувеличением. Если позиция ее предстоятеля не отличается выразительностью, то некоторые рядовые священники «топят за патриотизм». «Первое документальное кинотоварищество», продукция которого размещается на федеральных телеканалах, выпустило в этом году сериал «Раскол», одна из серий которого посвящена «проискам поляков» и теории «генетической религиозности». «Благоразумных» католиков в фильме олицетворяет настоятель храма Посещения Пресвятой Девы Марии в Петербурге священник Михал Маргефка — как подчеркивают авторы, этнический словак. Он уверяет, что католику в РФ «нельзя быть антироссийским», и ругает «западных епископов» (включая папу римского, недавно подписавшего соответствующий документ), которые «ведутся на поводу извращений». О. Михал всячески нахваливает РФ эпохи СВО, которая «выступает как защитница традиционных ценностей», и ностальгирует по коммунистическому строю в Словакии и Чехии, который «был замечательным консерватором, который помог нам сохранить внутреннюю стойкость». Недавно словацкий священник из города на Неве прославился еще и тем, что поздравил народы своей бывшей родины с очередной годовщиной советской оккупации, которая пришла на смену немецкой…

Ярослав Терновский. Фото: википедия

Другой фронтмен патриотического католицизма — бывший член Общественной палаты РФ и лидер движения «Католическое наследие» Ярослав Терновский — выступает в фильме с еще более оригинальной концепцией. Подчеркивая невозможность увеличения числа католиков в стране, он желает «максимального развития» православию — в лице Московского патриархата. 

От лица «Католического наследия» активист благодарит ВС РФ — правда, пока не за СВО, а за Сирию. Но зритель все и так понимает.

Можно еще вспомнить о Китайской католической патриотической ассоциации, созданной КПК в конце 1950-х и остающейся единственной легальной католической структурой в КНР. Сохранив внешнюю католическую обрядность, эта организация заявила о своем неподчинении Ватикану, неприятии «империалистической политики» папы римского и о полной поддержке идеалов КПК.

…Придуманный российскими властями законопроект о запрете чайлдфри также чреват неприятностями для католиков. Римско-католическая церковь не намерена отказываться от требования строгого целибата для всех своих клириков, а значительная часть российских католических священников являются иностранными гражданами. Одна из норм законопроекта предусматривает «выдворение за пределы РФ» всех иностранных граждан, продвигающих идеологию чайлдфри, а ведь любой разговор католического священника с молодым человеком, например, о возможности обучения в семинарии и принятия священного сана может рассматриваться как «продвижение чайлдфри». В этом контексте российскому патриотическому католицизму придется пересмотреть не только свои административные отношения со Святым престолом, но и канонический базис. Как и сто лет назад, христиане России входят в период непростого выбора между верностью своим убеждениям и лояльностью своему государству.