Сюжеты · Общество

Небоскреб, студент Василий и космос

Главный приморский коммунист въехал в элитную квартиру. Прокуратура требует изъять у депутата жилье в самом престижном ЖК Владивостока

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Владивосток. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В 2021 году у первого секретаря приморского крайкома КПРФ и зампреда регионального Заксобрания Анатолия Долгачева появилась в собственности квартира в одном из самых дорогих небоскребов во Владивостоке — ЖК «Аквамарин». На четырехкомнатную квартиру в 114,2 кв. м (8-й этаж, вид на море, отличный ремонт, дорого-богато) Долгачев потратил всего-то 15 млн 170 рублей: из них чуть меньше 10 млн — свои средства, а 5 — заемные, ипотека в банке ВТБ на 10 лет. По меркам дальневосточной столицы такая цена для подобной недвижимости в элитной новостройке в самом центре города — сущие копейки. Прокуратура несоответствие официальных доходов депутата и роскошной покупки заметила и вышла во Фрунзенский районный суд с тем, чтобы квартиру у Долгачева отобрать и обратить в собственность Российской Федерации. Ее, по данным «Новой», даже опечатали приставы — правда, бумажки отодрали.

Откуда квадратные метры?

О буржуазно-коммунистической квартирке вообще-то стало известно еще в 2022 году после публикации депутатских деклараций, увы, последних на данный момент. Забавное совпадение: ЖК «Аквамарин» построило ООО «СП «Строитель», 82,69% доли в котором принадлежит Сейрану Оганесяну (еще 17,31 — Арутюну Оганесяну), у которого есть сын Артавазд Оганесян, который в 2021 году прошел в Законодательное собрание со второго места в списках КПРФ.

Чтобы было еще понятнее — даже Артем Самсонов, локомотив партии, во многом благодаря которому коммунисты триумфально выиграли те выборы, шел третьим. А молодой депутат Оганесян, который в 2016-м тоже прошел по общей части списка (о суммах сделки тогда ходили слухи), и прошлый-то созыв промолчал в публичном пространстве — и вот «за особые заслуги перед партией» его выставили еще раз.

В целом, конечно, в практике избрания «кошельков» по партийным спискам в России, да и в мире, нет ничего нового и удивительного. Партии-то на что-то надо жить, выпускать агитматериалы и избирать других депутатов (с последним, кстати, у приморских коммунистов с 2022 года большие проблемы). Но вопросов минимум, если деньги идут в партийную кассу, и куча — если у кого-то внезапно появляется дорогая недвижимость с огромной скидкой.

А скидка и правда колоссальная (почему-то к этому факту вопросов у прокуратуры не возникло). Такие квартиры сейчас продаются без ремонта, с бетонными полами и стенами, за 30 миллионов.

Но даже 15 миллионов — это больше, чем общий задекларированный доход Анатолия Долгачева за три года, предшествующих сделке

(почти 8,6 млн; за 2015–2017 годы он заработал и того меньше — 6,65 млн). По этому поводу специальная комиссия Заксобрания выносила Долгачеву предупреждение.

Откуда же, в таком случае, деньги?

Анатолий Долгачев. Фото: zspk.gov.ru

Собирали по копейке

Строго говоря, иск прокуратуры изначально составлен так, что стороне ответчика надо просто доказать, что у него могло откуда-то взяться 15 миллионов рублей. А это как раз не самый сложный процесс.

Свидетельница со стороны ответчика, мама Наталья Долгачева, рассказала, что до 2021 года сын жил с ней, и они, очень по-коммунистически, вели совместное хозяйство.

— Что он зарабатывал, все отдавал мне. То есть мы вместе… Я покупала продукты, кормила его. Ну, естественно, не одевала — там уж он сам одевался, — разъяснила Наталья Васильевна. — У него нет семьи. Вот я хотела, чтобы он ее создал, чтобы побыстрее уже от нас уехал. Он не был в браке. А мне очень этого хочется!

В 2021 году Наталья Долгачева продала две гостинки, оставшиеся ей от родителей (1,65 млн и 2,9 млн рублей). Около 4,5 млн отдала Анатолию.

— С целью, чтобы он приобрел себе недвижимость! Чтобы он съехал, наконец, от меня! — объясняет она.

Кроме того, были и личные накопления — около 5,5 млн рублей, об этом Долгачев рассказывал в предыдущих заседаниях. А еще он занял денег у своего знакомого Сергея Царулицы — 6,5 млн (в феврале 2022 года долг отдал). Вот только знакомый умер два года назад и уже не сможет ответить суду, точно ли налоговый агент с общим доходом в 172,4 тысячи рублей мог просто так одолжить знакомому 6,5 миллиона?

Ну, допустим, так все и было. Но почему самостоятельный быт необходимо начинать именно в квартире на 114 «квадратов» в самом дорогом небоскребе Владивостока, история умалчивает. В конце концов, в городе точно есть жилье с отличными видами на залив Петра Великого, но чуть дешевле, чтобы при покупке не стеснять маму в средствах.

И цифры «биться» перестали

Уже только над тем, что главный коммунист гнездится в максимально буржуазном логове, смеются все околополитические круги края. А тут вдруг в судебном заседании прокурор сообщил, что квартира в этом жилом комплексе есть еще и у родного брата Долгачева, вчерашнего студента Василия. Он совсем недавно окончил вуз и пока нигде официально не работает. Мама рассказала, что он снимает квартиру. А вот истец — иного мнения. Прокурор Максим Попов начал издалека — с вопроса о том, получал ли Долгачев-младший стипендию во время учебы в вузе?

— Я могу объяснить. Поскольку они вели совместное хозяйство, возможно, расходы на приобретение квартир были чуть большими, чем заявлены. Не только Долгачев Анатолий Николаевич является собственником квартиры по адресу: ул. Арсеньева, 2А. Но и Долгачев Василий Николаевич является собственником квартиры. Две квартиры — у каждого брата по одной.

Если появление первой «коммунистической квартиры» еще как-то можно объяснить, то ко второй уже цифры биться совсем перестали. И даже искренние эмоции матери, которая утверждала, что о второй квартире слыхом не слыхивала, в свете официальных данных Росреестра кажутся довольно неубедительными. 

А если еще понимать, что цифры в «жировках» за элитное жилье отличаются от цифр в квитанциях за трешку в хрущевке, вообще странно выходит. Ведь, по словам матери, главный приморский коммунист «еле выкручивает концы с концами» и брату с мамой финансово не помогает.

Правда, недвижимость Василия Долгачева в иске никак не фигурирует и вопросов по ней изначально у прокуратуры не было, так что и аргументом для суда этот момент не стал.

Ветеран революции

Но и на этом не все. Угроза главному приморскому коммунисту пришла, откуда не ждали. То есть из космоса.

— У Долгачева Анатолия Николаевича имеется в собственности земельный участок, на котором возводится дом. Мы запросили сведения из АО «Российские космические системы» о предоставлении спутниковых снимков за различные периоды на протяжении нескольких лет. Для того чтобы оценить, каким образом возводился этот объект, в какие сроки, нес ли Анатолий Николаевич дополнительные расходы на возведение дома, — заявил прокурор.

Забавный факт: дом строится на участке, который Анатолий Николаевич приобрел в 2018 году за 1,5 миллиона в районе Сахарного Ключа в садоводческом товариществе с говорящим названием «Ветеран революции». Кроме того, он в 2019 году купил квартиру на Партизанском проспекте, 12, тоже почти в центре, за 6,7 млн — а в 2022 году продал ее и как раз отдал долг своему знакомому (но жил все равно с мамой).

Тут стоит заметить, что и к этой покупке есть вопросы, ведь в декабре 2018-го случились повторные выборы губернатора Приморья, на которые КПРФ вдруг внезапно «решила» никого не выставлять под совершенно нелепым предлогом. Хотя, помня скандал с фактической победой кандидата от коммунистов на выборах в сентябре и отменой их результатов, победа и в декабре была, можно считать, в кармане.

Владивосток. ЖК «Ольга» на Партизанском проспекте. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Ни эта «обычная» квартира на Партизанском проспекте, ни участок не закладывались в расходах в декларации, поскольку расходы не превышали доходы. 

Просто для понимания — коммунист не только копил деньги и ни на что не тратился. Все-таки что-то он покупал.

Но как бы странно все это ни выглядело, суд есть суд, и разбирают в нем не моральный облик. Представитель Долгачева адвокат Игорь Мельник напомнил: иск предъявлен по очень конкретной недвижимости. На обращение взыскания квартиры по адресу: ул. Арсеньева, 2А. Так что о других квартирах, домах, деньгах, участках речи идти не должно.

— Сведения, спутниковые снимки какого-то мифического земельного участка, о котором сегодня говорит нам прокурор, не имеют отношения к предмету настоящего иска, — отметил Мельник. — Земельный участок был приобретен Долгачевым в 2018 году за сумму 1,5 млн рублей. Эта сумма не превышает его трехлетнего дохода, поэтому этот участок не подлежит вообще контролю. А если бы даже и подлежал, то за предыдущий трехлетний период. Полагаем, что запрос прокурора на спутниковые снимки к материалам дела не имеет никакого отношения.

Следующее заседание по делу о буржуазно-коммунистической квартире состоится 10 октября. Тогда же суд все-таки изучит снимки из космоса, и стороны перейдут к прениям.

Владивосток