Комментарий · Политика

«Тебя взвесили, измерили и признали легковесным»

30 сентября 1938 года было подписано знаменитое Мюнхенское соглашение, он же Мюнхенский сговор

Невилл Чемберлен и бригадир-адъютант Гитлера Шауб. Фото: ASSOCIATED PRESS

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КУЧЕРОМ СТАНИСЛАВОМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КУЧЕРА СТАНИСЛАВА АЛЕКСАНДРОВИЧА.

Сегодня — некруглая годовщина, которая имеет самое прямое отношение к современным вызовам.

В ночь на 30 сентября 1938-го было подписано знаменитое Мюнхенское соглашение, он же Мюнхенский сговор. Договор между Германией, Великобританией, Францией и Италией фактически о сдаче и разделе Чехословакии. Лидеры Европы тогда выдохнули — они были уверены, что им удалось предотвратить Вторую мировую войну.

Почитайте, что говорил о конфликте между Германией и Чехословакией премьер Великобритании Невил Чемберлен: «Сколь ужасной, фантастичной и неправдоподобной представляется сама мысль о том, что мы должны здесь, у себя, рыть траншеи и примерять противогазы лишь потому, что в одной далекой стране поссорились между собой люди, о которых нам ничего не известно».

Пакт, подписанный Адольфом Гитлером и Невиллом Чемберленом. Фото: ASSOCIATED PRESS

А вот что сказал о Мюнхенском сговоре Уинстон Черчилль, на тот момент член палаты общин и один из жесточайших критиков политики умиротворения Германии: «Мы потерпели поражение, не начав войны, и теперь последствия этого поражения будут долго давать о себе знать, ибо мы пересекли судьбоносный рубеж истории, за которым все былое равновесие сил в Европе оказалось непоправимо нарушено, а в адрес европейских демократий был вынесен приговор: «Тебя взвесили, измерили и признали легковесным».

Это теперь мы знаем, что всего спустя год Гитлер нападет на Польшу, и Вторая мировая все равно начнется. В 1938-м же коллеги-политики называли Черчилля истеричкой, а Чемберлена — мудрым лидером, сумевшим сделать единственно правильный шаг в критической для Европы ситуации, который позволил избежать кровопролития и спас от втягивания в войну народ Великобритании.

Гитлеру тогда удалось убедить очень многих в мире, что все, что ему нужно, — это восстановление исторической справедливости, урегулирование нескольких территориальных споров и возвращение заслуженного места Германии в мировой политике.

И в Англии, и в Америке можно было прочитать аналитические статьи в исполнении умнейших политологов своего времени, которые утверждали: в результате поражения в Первой мировой Германия была несправедливо унижена, приход Гитлера к власти — закономерная на это реакция, и если сейчас не эскалировать и позволить Гитлеру взять все, что он просит, справедливость и правда будет восстановлена. Германия сильна, с ней нужно дружить и торговать, ну а Чехословакия (кстати, где это?) — в конце концов, сама виновата, притесняла судетских немцев, да и вообще… Как сказал много лет спустя Стенли Кубрик, большие страны ведут себя как бандиты, малые — как проститутки, так было и так будет.

В 1938 году ядерного оружия ни у кого не было, зато были вполне сопоставимые арсеналы обычных вооружений. В 1938 году победил не самый сильный, а, грубо говоря, самый наглый. Готовый блефовать, угрожать и идти до конца.

История никогда не повторяется один в один, всегда полно нюансов и деталей, в которых непонятно кто скрывается, то ли Бог, то ли Дьявол. Но выбор, который стоит сегодня перед политиками, очень похож.

Кстати, каждому, кто особенно пристально наблюдает сейчас за позицией Штатов, напомню, какой выбор сделал 86 лет назад президент Франклин Делано Рузвельт, вошедший в историю одним из победителей нацизма. Америка промолчала в 1938-м, не вступила во Вторую мировую войну в ни 1939-м году, когда Германия атаковала ее союзника — Англию, ни в июне 1941-го. Штаты помогали всем — и Англии, и СССР — ровно до тех пор, пока в декабре 1941-го не случился Перл-Харбор.

На мой взгляд, главное отличие тех событий от того, что происходит в мире сейчас, — в том, что на тот момент кровь еще не пролилась. Но Мюнхенский сговор современности уже случился, только он оказался растянутым по времени. Выбор, который стоит перед политиками сегодня, не столь широк, как когда-то. Но он есть.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».