Сюжеты · Политика

Свергнуть власть за 200 тысяч

Что стоит за заявлением Армении о попытке госпереворота и охлаждении отношений с ОДКБ

Фото: Александр Рюмин / ТАСС

На прошлой неделе в Армении большой шум подняло сообщение, распространенное Службой национальной безопасности (СНБ), в котором говорится, что в результате оперативно-разыскных мероприятий в стране предотвращена попытка узурпации власти путем военного переворота. Информация об этом появилась на сайте Следственного комитета Республики Армения. В сообщении также говорится, что в подготовке госпереворота участвовали граждане Армении и Нагорного Карабаха. По сообщению СК, подготовка членов организации якобы шла в Ростове-на-Дону, на базе батальона «АрБат» <подразделение участвующей в российско-украинском конфликте бригады «Пятнашка»>, где их готовили к ведению локальных боев внутри помещения. Участников будто бы вербовали под предлогом военных сборов и каждому платили чуть более 200 тысяч рублей в месяц.

Против семи человек возбуждено уголовное дело, трое из них арестованы, остальные находятся в розыске. Сейчас все задержанные — в статусе подозреваемых, их имена не публикуются в интересах следствия.

Леонид Нерсисян,

военный аналитик и исследователь APRI Armenia


Военный аналитик и исследователь APRI Armenia Леонид Нерсисян считает, что пока названо слишком мало деталей, чтобы давать какие-то оценки. Но при этом не исключает, что среди части армянской диаспоры в России есть люди, которые хотели бы провести переворот в Ереване. «АрБат» — это добровольческий батальон, организованный частью российской армянской диаспоры и воюющий на стороне ВС РФ в Украине. Я сомневаюсь в том, что они имеют экстремальные взгляды относительно нынешнего армянского руководства. Могу представить себе, что кто-то, имеющий связь с этим батальоном, мог бы хотеть сместить власть в Ереване, однако было ли это по прямому приказу кого-то от российского руководства на данном этапе, мы не можем однозначно ответить», — отметил эксперт.

В то же время Нерсисян согласен с тем, что без ведома спецслужб невозможно было бы вести такую подготовку, но она, возможно, велась для чего-то другого. Например, для присоединения новых сил к тому же батальону «АрБат» в качестве новобранцев. «К сожалению, у нас пока нет какой-то фактологии. Люди были только что задержаны, нет полных данных от Следственного комитета Армении. Мы можем много гадать, но мне кажется, для какого-то реального плана по смещению власти в Ереване этот масштаб был очень небольшим. Во-первых, у России есть и более серьезные инструменты, которые она могла использовать для переворота в Армении, а во-вторых, в нынешней Армении с таким ресурсом вряд ли можно провести военный переворот. Показать намерения — можно, захватить что-то локальное, но не сместить власть», — добавил он. По мнению Нерсисяна, сообщение о попытке военного переворота или просто переворота будет в том числе использоваться властью Армении для усиления собственной легитимности и для внешнеполитических целей. Например, для улучшения отношений с Западом.

Грант Микаелян,

политолог


Политолог Грант Микаелян напоминает, что премьер-министр Армении Никол Пашинян вообще очень склонен объединять своих противников такой рамкой: Россия, Карабах, бывшие власти. «На самом деле это не первое такое заявление о перевороте. Армянские следственные органы и спецслужбы при Пашиняне расследуют какой-то новый переворот, заговор против него через день. Раз в полгода достаточно громогласно появляются подобные заявления в прессе, но в стране, в которой 14 000 сотрудников полиции активно используются для сохранения власти Пашиняна, представить, что семь человек могут свергнуть правительство, представляется проблематичным».

Нина Карапетянц,

правозащитница


По мнению правозащитницы Нины Карапетянц, новость не внушает доверия и является вбросом на 100%: «До сегодняшнего дня, попытки переворота могли быть, но о глубоком участии России никогда не говорилось, с учетом того, что мы все еще продолжаем оставаться в разных совместных организациях, и еще с учетом того, что практически все наше СНБ проходит переквалификацию, а в моем убеждении просто вербовку, в ФСБ РФ. Соответственно, ожидать подобного было бы невозможно».

Если сейчас открыто говорится, что в Армении может быть переворот, говорится об участии России и прохождении обучения каким-то специальным навыкам на территории РФ, то это означает одно. Если раньше, скажем, до похода Пригожина, можно было думать, что есть какие-то частные военные компании, независимые организации, то сейчас, после того, как все эти формирования стали частью Министерство обороны РФ, соответственно, невозможно себе представить, чтобы на высшем уровне об этом не знали. Такое мнение высказала Карапетянц. При этом правозащитница считает, что за этой новостью — своеобразная скрытая поддержка Никола Пашиняна.

Она пояснила, что 

в Армении отношение к России изменилось в негативную сторону, поэтому попытка поменять власть в закавказской республике встретит сопротивление, именно поэтому СНБ заявила о «российском следе» в подготовке госпереворота.

Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

«В этом огромном пазле, который должен показать реальную картину, не хватает многих важных, основополагающих кусочков. Во-первых, 7 человек, даже очень хорошо вооруженных, могут физически зайти в какое-то здание, взять его, но это не приведет к перевороту. Для переворота в Армении должны были быть какие-то организованные силы, которые после совершения какого-то акта неповиновения могли бы взять власть. Но об этом вообще все молчат», — добавила Карапетянц.

И еще добавила, что нет сомнений в том, что в Армении пытаются вербовать большое количество людей, так как у России есть свои агенты армянского происхождения в Армении, которых с 2018 года можно было встретить на улице и узнать по взгляду и походке, отличающим их от простых туристов. «Россия умеет работать с информацией, с дезинформацией, со всеми вбросами. Они очень любят даты и используют их правильно. Сколько бы ни было недопонимания между нашими странами, глупо думать, что такая страна, как Россия, при желании сделать военный переворот не смогла бы его организовать. Даже особая подготовка бы не потребовалась», — уверена Карапетянц.

Одновременно с новостью о перевороте премьер-министр Армении Никол Пашинян на открытии II Всеармянского саммита заявил, что ОДКБ создает угрозу безопасности, суверенитету и самому существованию Армении. Премьер также напомнил, что страна заморозила свое участие в ОДКБ. Среди прочего было сказано: «Много дискуссий идет о том, задумывается ли Армения о возвращении в ОДКБ, мы полностью возобновим свое участие в организации, если только нам дадут конкретные ответы на заданные нами вопросы, которые за прошедшие два года не были услышаны, и очевидно, что их не услышат. Могу сказать, что пока эти вопросы игнорируются, Армения все больше отдаляется от ОДКБ».

Подобные заявления премьер-министр делал и ранее. По мнению политолога Гранта Микаеляна, на этот раз Пашинян воспользовался Всеармянским саммитом в качестве площадки для высказывания собственной политической позиции, которая укладывается в реализацию его политических целей. Не новость, что Пашинян ведет политику, направленную на выход страны из ОДКБ. Данная политика была инициирована в 2018 году, начиная с ареста Юрия Хачатурова, на тот момент генерального секретаря ОДКБ, сейчас же идет ее реализация, но с большими проблемами. Пашинян хотел найти замену ОДКБ, но на западном направлении этого сделать не получается, поскольку западные страны не готовы взять на себя какие-то обязательства в отношении Армении. Соответственно, ситуация подвешена в воздухе.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян. Фото: Александр Казаков / пресс-служба президента РФ / ТАСС

«У каждого решения есть своя цена, и она может включать в себя не только политические последствия. Об этом нам напоминают в том числе из России. Многие страны ОДКБ, Беларусь, Казахстан и другие, по ряду причин, в том числе политическим, имеют склонность поддержать Азербайджан. Довольно часто это завязано на экономике, финансах, где у Азербайджана перед Арменией серьезный перевес, и по мере выхода Армении из ОДКБ все эти страны будут консолидироваться против нас», — добавил эксперт.

По мнению Микаеляна, изменился и уровень отношений между Россией и Арменией. Если раньше они характеризовались как стратегическое союзничество, то сейчас это просто партнерство. Закономерно, что Россия негативно воспринимает попытку выйти из ОДКБ, поскольку это один из ее интеграционных проектов. «Но результат такой, что, с одной стороны, эти организации, грубо говоря, не вполне состоялись, с другой — они существовали в инерционном режиме. Когда возникают вопросы относительно существования этих организаций, это может привести к их полному обвалу, чего и опасаются в России. Соответственно, есть противодействие в отношении Армении и политике Армении по поводу попыток выйти из ОДКБ», — заключил Микаелян.

Таким образом, в отношениях двух стран присутствовала инерционная логика. Сегодня и она во многом не работает, потому что Армения находится в сложном геополитическом окружении. Россия взамен на сохранение своего влияния на Южном Кавказе через Армению давала республике гарантии безопасности, точнее, делала вклад в сохранение безопасности Армении путем поставок оружия и других действий. Но в последние годы все изменилось. 

По мере своего ослабления Россия все меньше была готова вкладывать в безопасность Армении, а в Армении ввиду сложных внутри- и внешнеполитических процессов все больше менялась ситуация в сторону того, чтобы пересматривать это сотрудничество. Так оно начало разваливаться.

По мнению военного аналитика Леонида Нерсисяна, сегодня на Пашиняна есть определенное давление со стороны армянского общества: «Одна часть возмущается по поводу заморозки отношений с организацией, вторая же говорит о том, что надо в принципе выйти из ОДКБ. Собственно, это ответ обеим группам. Кроме того, ему необходимо демонстрировать свою последовательность в этом решении для новых партнеров, с которыми Армения сегодня работает. Заявление премьера направлено как на внутреннюю аудиторию, так и на внешнюю, потому что во многих западных странах, с которыми Армения хочет выстраивать более глубокие отношения, полагают, что Армения находится в российской сфере влияния. Лично я считаю, что на данный момент выход или заморозка уже ни к каким последствиям не приведет — ни к политическим, ни к экономическим. Как военная организация ОДКБ себя не вела, что мы наблюдали много раз, когда не было реальной реакции от этой организации по армянскому направлению. В принципе и в России многие эксперты придерживались мнения, что эта организация преимущественно значима в плане военно-технического сотрудничества, возможности торговать с Россией в сфере вооружения без лишних бюрократических процедур и на более выгодных условиях. Сейчас мы знаем, что этот фактор тоже практически нивелировался, потому что в России сейчас очень сложно что-то закупить и получить вовремя».

Ереван в день проведения заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ. Фото: Александр Патрин / ТАСС

В данный момент между Арменией и Россией сложились достаточно сложные отношения, в какой-то степени, мне кажется, и российская вина здесь большая. Очень уж большая ревность по отношению к каким-либо альтернативным партнерам, которые у Армении есть или могут быть. Причины очевидны.

После перехода Карабаха — части армянской территории — под контроль Азербайджана в сентябре 2022 года Россия публично не назвала это оккупацией и никак не осудила.

Естественно, повлияли и события сентября 2023 года, когда армяне были вынуждены покинуть Нагорный Карабах. Российская сторона делала достаточно циничные заявления по этому поводу.

Нерсисян считает, что в принципе никакой свой функционал российские миротворцы в Карабахе не выполнили. Параллельно нельзя не заметить со стороны РФ достаточно жесткую и не политкорректную критику действий Армении, которые на самом деле и на этом этапе все равно достаточно консервативны.

«Я не могу сказать, что сегодня Ереван сделал все, чтобы разрушить армяно-российские связи, которые имелись, допустим, в экономической плоскости. Этих связей стало даже больше после начала *** 2022 года по объективным причинам. То есть присутствует выход части капитала из России в Армению. Но в военном смысле, конечно, сейчас связи на минимальном уровне, сотрудничество практически отсутствует. Тем не менее вопрос вывода из Армении российской 102-й военной базы не обсуждался», — итожит Нерсисян.

Правозащитница Нина Карапетянц считает, что есть вещи, о которых не надо говорить, если за этим не последует никаких действий: «Это как минимум безответственно заявлять, что ОДКБ или Россия — наш враг. После подобного заявления должны быть предприняты какие-то конкретные шаги. У меня, мягко говоря, недоброжелательное отношение к сегодняшнему российскому руководству, но я считаю, что либо с Россией нужно договариваться, либо, если ты решил, что уходишь, уходить культурно, интеллигентно, обдуманно, нельзя с «медведем» драться палочкой. Ты не можешь с Россией так разговаривать, нельзя вести себя как обиженная супруга, в политике так делают».

В октябре текущего года в Казани пройдет XVI саммит БРИКС с участием лидеров стран-участниц. С учетом сложившейся ситуации Нина Карапетянц не видит смысла для Никола Пашиняна принимать участие в саммите с учетом распространенной СНБ Армении новости о подготовке военного переворота. В противном случае эта новость будет выглядеть как вброс.

Политолог Грант Микаелян, наоборот, считает, что сейчас, когда Турция и Азербайджан тоже подали заявления на вступление в БРИКС, контекст для армянского премьера поменялся. «Здесь есть две очень важные переменные. Первая — Армения находится почти в полном окружении либо членов БРИКС, либо стран, которые подали заявку на членство в БРИКС, игнорировать этот факт будет очень трудно, так как Армения может оказаться в опасной изоляции. Во-вторых, поскольку Пашинян выстраивает, мягко говоря, приоритетные партнерства с Турцией и Азербайджаном, то, соответственно, если они идут туда, то и он будет идти туда. Не поехать для него было бы очень проблематично, потому что контекст изменился, все окружение Армении вовлечено в БРИКС, что невозможно игнорировать», — считает Микаелян. По мнению же Леонида Нерсисяна, реальной ценностью для Пашиняна на саммите БРИКС является встреча с премьер-министром Индии Нарендрой Моди. Другой повестки для армянского государства на данный момент он не видит.