Не погружаясь в юнгеровский пессимизм, стоит признать, что часть пророчеств мыслителя о приближении «неблагоприятного для духа и культуры» времени сбылась. В 2024 году по-настоящему заметную роль в жизни общества культура играет лишь в одной своей ипостаси — массовой. То есть подчиненной маркетинговым и рыночным механизмам, которые, вероятно, никогда не были так требовательны и жестоки, как в 2020-х — то есть в эпоху, когда звучание поп-музыки определяют алгоритмы соцсетей, а литературные бестселлеры вычищаются от всяких экспериментов и провокаций из коммерческих соображений.
Вот весьма характерный в этом контексте пример: только-только пережив покушение, сильно повысившее его рейтинг среди американцев, Дональд Трамп взялся перетягивать на свою сторону поколение Z. Очевидно, после длительных консультаций с пиарщиками и имиджмейкерами его команда решила, что ключом к сердцу консервативной молодежи США станет стрим с инфлюэнсером Эйденом Россом.
Трансляция прошла успешно и на пике привлекла 580 тысяч онлайн-зрителей, которые несколько часов наблюдали за потоком сознания экс-президента и попытками его визави внести в разговор свой посильный вклад (впрочем, не особенно успешными и сводившимися к фразам вроде «обалдеть, да это просто безумие»). Но было бы странно требовать от Росса чего-то большего, потому что к политике этот человек не имеет никакого отношения.