Комментарий · Культура

Что притягивают за уши

В России продолжают сажать за прослушивание неугодной музыки, а в «экстремистских списках» совсем другие песни. Как это работает

Фото: kasta.ru

В России периодически наказывают в числе прочего за прослушивание музыки, неугодной властям. Из последнего: в начале сентября преподавателя МГТУ им. Баумана и члена партии «Яблоко» Александра Нестеренко арестовали из-за публикации на стене во «ВКонтакте» украинских песен. Мужчину обвиняют по ч. 2 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды), максимальное наказание по которой — шесть лет лишения свободы. Сейчас на стене песен больше нет, но в целом профиль Александра пестрит пацифистскими и антиправительственными публикациями разных лет: вот он делает селфи с силовиками на митинге, вот фотографии с похорон Алексея Навального или ироничный снимок на фоне выборного плаката. И все это в самой, пожалуй, контролируемой властями социальной сети «ВК» — смело.

Но какие именно песни слушал Нестеренко и что же так сильно напрягло обвинителей? Обвинения предъявлены из-за публикации треков, среди которых «Ми ростем» группы «Воплі Відоплясова» и «Запалимо з ранку — УКРАЇНА ПЕРЕМОЖЕ» в исполнении Gordon Black. Эксперты посчитали, что в переводе песен на русский язык содержится «совокупность лингвистических и психологических признаков побуждения к совершению насильственных действий в отношении русских как группы лиц, выделенной по признаку национальности», а также к «уничтожению русских как военного противника».

«Воплі Відоплясова». Фото: википедия

По сути, это — две действительно агитационные песни, по своей форме напоминающие военные марши. 

Кое-что действительно может показаться чересчур: например, в клипе «Ми ростем» участвуют дети, и исполняет ее тоже ребенок в военной форме — но даже при этих условиях состава преступления все равно не видать.

Основной причиной задержания и последующего разбирательства стало то, что Нестеренко был членом избирательной комиссии предстоящих выборов с правом решающего голоса. Его задержали за несколько дней до выборов — и, как видим, нашли удачный повод.

Результаты экспертизы Нестеренко опубликовал на своей странице во «ВКонтакте». Они написаны весьма витиеватым языком и иногда противоречат сами себе: то отсутствуют признаки вражды, то присутствуют — понять написанное тяжело. Сам обвиняемый прокомментировал заключение экспертов цитатой древнегреческого философа Протагора: «О всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом», — написал он.

Интересно, что еще в 2022 году за те же обвинения было предусмотрено куда менее суровое наказание. Так, москвича Антона Усова задержали на 15 суток за прослушивание украинской музыки в машине. Его признали виновным в неповиновении полицейскому (ст. 19.3 КоАП) и дискредитации Вооруженных сил России (ст. 20.3.3 КоАП). Отмечается, что на панели его автомобиля был размещен украинский флаг. Чуть раньше полицейские в Крыму задержали двух девушек, которые спели песню «Червона калина», которая, как уточнили в МВД, считается «боевым гимном экстремистской организации». Тогда одна из девушек заплатила штраф в размере 40 тыс. руб., а ее подругу арестовали на десять суток.

Получается, что суровость наказания растет со временем. Но как определить, что можно слушать, а что нельзя? Существует ли перечень песен, о прослушивании которых лучше никому не рассказывать?

В поисках такого перечня я решила просмотреть список экстремистских материалов Министерства юстиции РФ. К моему удивлению, песен там практически нет. Я пролистала список полностью, начиная с 2014 года: музыки там много, и она в основном, правда, экстремистская. 

90% — это треки от скинхедов, околофутбольщиков и прочих подобных персонажей, и в этих композициях действительно есть призывы к ненависти, насилию и убийству, в основном по расовым признакам.

Кстати, многие исполнители из списка, исповедующие идеалы истинного нацизма, до сих пор дают концерты в России и имеют свою аудиторию. Некоторые, кстати, против СВО, но лишь по причине того, что «славяне не должны убивать друг друга». Военный конфликт, скажем, с США эти люди бы с радостью поддержали.

Украинской музыки в списке почти нет, а из известных исполнителей затесалось совсем немного имен — например, Оксимирон* и группа «Порнофильмы». «Порнофильмы» покинули Россию, а ее солиста Владимира Котлярова* признали «иностранным агентом» — и теперь отдельные его песни блокирует Роскомнадзор и удаляет из российских стриминг-сервисов. В список экстремистских материалов в 2021 году внесли песню «Нищих убивай!», а трек «Роди мне 1000 детей» внесли в реестр запрещенной информации.

Мерч группы «Порнофильмы». Фото: соцсети

Но в целом получается, что руководствоваться этим перечнем при чистке собственного плейлиста не выйдет — задерживают в России совсем за другую музыку. Музыку, неугодную властям, не спешат признавать экстремистской — как правило, ее точечно удаляют со стримингов по требованию Роскомнадзора. Так, новый альбом «Касты» был заблокирован на «Яндекс Музыке», потому что в текстах песен есть «недостоверная информация». Как ни странно, альбом все еще доступен во VK, хотя именно эту соцсеть «Каста» высмеивает в одной из песен. В альбоме музыканты поддерживают эмигрантское сообщество и говорят о жизни в современной России без прикрас.

Среди политических заключенных тоже есть немало музыкантов, но все они сидят, прежде всего, не за музыку, а за некие сопутствующие факты, будь то публикации в соцсетях или передача книги иностранному гражданину. 

Иными словами, занятия музыкой лишь привлекают к человеку внимание, а повод для заключения, как правило, находят иной.

Среди музыкантов-политзэков — самарский саксофонист Андрей Шабанов, поп-певец Шарлот, группа «Дореволюцiонный Совѣтчикъ», индастриал-музыкант Григорий Скворцов и другие.

Опыт штудирования неугодных плейлистов показал, что в российских запретах музыки нет никакого четкого регламента и тенденции. И это скорее плохо, чем хорошо — неизвестно, чего ждать дальше, и то, что доступно на одних стримингах, удалено на других. Кстати, сами стриминги «пацифистскую» музыку удаляют только по требованию РКН.

А задержать можно за многое, но, как правило, в обвинениях на основе музыкальных предпочтений всегда есть некие сопутствующие факторы — пусть и притянутые за уши, либо просто желание посадить, а музыка становится странным поводом. Однако после громкого задержания Нестеренко нас, вероятно, ждет некоторый пересмотр музыкальной индустрии и ее функционирования.

К. Арарат