Сюжеты · Общество

Родина Слонова против родины Медведева

Художника хотят осудить за тюремное тату на неваляшке

Алексей Тарасов, обозреватель «Новой»

Василий Слонов. Фото: NGS24.RU

Два года принудительных работ с удержанием 15% заработка запросила прокуратура за раскрашенную детскую игрушку-неваляшку художнику Василию Слонову. А могла бы — и 4 года тюрьмы. Уголовное дело о публичном демонстрировании экстремистской символики слушается в Советском райсуде Красноярска.

С февраля художник под домашним арестом. В прошлом году он расписал серию неваляшек (проект GULAG-toys): «кто не падал — тот никогда не поднимался» и т.д. Китчевые поделки, блатные тату. В частности, на ключицах одной неваляшки присутствовали восьмиконечные звезды. А они теперь не Рождественские и не Вифлеемские. Это отныне (только с какого именно момента, никто не знает) не Звезда волхвов, и не Богородичная звезда, и не «роза ветров», а — воровская символика, обозначение движения АУЕ* («Арестантский уклад един»).

Год назад художнику выписали поначалу штраф в одну тысячу. Непосредственно за неваляшку (в образе каторжанина с восьмиконечными звездами) на выставке-продаже в холле красноярской гостиницы сети Novotel. И уже следом — уголовное дело «по факту демонстрации экстремистской символики лицом, уже подвергнутым административному наказанию». За то, что изображение этой неваляшки осталось в Сети.

Реалити-шоу

Обвиняемый между тем в судебном заседании заявил, что неваляшки с арестантской символикой появились в рамках краевой госпрограммы («я не проходимец, а участник госпрограммы»): под эгидой краевой администрации создан Сибирский институт развития креативных индустрий и под плотным же кураторством краевой госвласти, ее юристов и экспертов, ее, по сути, цензоров, состоялся госконкурс, отобравший участников «Битвы креаторов», а потом и само это многосерийное реалити-шоу — оно демонстрировалось на региональном ТВ. Все это пиршество духа и креатива проходило на госденьги, наградной фонд — 25 млн. Слонов дошел до полуфинала с проектом GULAG-toys — он придуман и реализован «в логике регионального брендирования» (чем уже несколько десятилетий с переменным успехом увлечены массы творцов и чиновников): «Сибирь исторически место каторги и ссылки».

Ранее, еще до всех дел с органами (а интернет-магазин игрушек GULAG-toys Слонов открыл в 2021-м) художник также говорил о целях, максимально далеких от пропаганды АУЕ: «Название выбрано с целью противостоять <…> диктатуре бренда «Детский мир» и иже с ним… Задача — создать контркультурный противовес глобальной игровой поп-культуре. Поскольку главная прелесть России именно в приятных пролонгированных кошмарах, то и игрушки должны быть соответствующие». (Тогда первым лотом за 3 тысячи была выставлена пустышка с колючей проволокой.)

Пустышка с колючей проволокой Слонова. Фото: соцсети

Сейчас художник подчеркивает: это серьезная госпрограмма, на нее потрачены большие деньги, он лично не участвовал ни в создании, ни в администрировании сайта Института креативных индустрий, рекламировавшего и художника, и его неваляшек, это все — госсредства и госкадры.

Откуда тогда претензии к нему? Слонов в судебном заседании сказал, что оперативники реагировали на заявление некоего гражданина Даниила Медведева, он проявил бдительность и пожаловался в МВД. (Ранее в суде звучала другая фамилия — Мустафаев.) И — завертелось.

То есть по меньшей мере рядом со Слоновым с браслетами на ногах должны стоять/сидеть перед судом и госслужащие. А также, в духе последних трендов, держатели сети «ВКонтакте», где изображения неваляшки были размещены. Ну и т.д. Вплоть до управляющего Novotel.

Разумеется, это абсурд. Но что сейчас не он?

И он всегда накрывает действительность, перекрывает ее с лихвой, в несколько рядов, избыточно. И Слонов пытается защищаться от него, тоже выдвигая, кажется, избыточные аргументы и с излишней энергией, хотя это сторонний взгляд, и ему, человеку, уже угодившему в жернова, безусловно, видней, какую силу прикладывать, чтобы из них пытаться выбраться. Казалось бы, из объяснений Слонова и его адвоката все ясно. При этом — главное — просто нет правовых документов, обозначающих восьмиконечную звезду как экстремистский символ. Так утверждает сторона защиты, и никаких доказательств обратного нет. Эту звезду используют в иконописи, в символике МЧС, да где ее только нет, и доказательств этому как раз полно. (Или надо только выучиться ждать, и сядут все — и компас, и «роза ветров», и иконы?) Но сверх того Слонов обвиняет сотрудников Центра «Э» (противодействия экстремизму) в провокации, в должностном преступлении: «Мне цифровой наркотик подбросили». Что художник имеет в виду?

Когда за ним с неваляшками пришли в первый раз (и это было административное дело), полицейские отлично видели куар-коды на всех изделиях, прямо выводящих на их изображения в Сети. 

Однако этот факт, наличие этих ссылок «эшники», по оценке Слонова, умышленно скрыли, чтобы затем возбудить уже уголовное дело — за повторное демонстрирование символики.

Ведь помимо штрафа предписано было конфисковать и уничтожить арт-объект неваляшку, но цифровые фото ее и видеоизображения в Сети остались.

Уголовное дело прямо вытекает из первого административного, оно — его следствие, лежит в его основе, в базе, а значит, оно теперь должно быть закрыто, раз в самом начале была провокация — так считает художник, так он говорил в суде.

Когда полиция пришла повторно, Слонов, по его словам, сразу снес все свое творчество, размещенное в соцсети «ВКонтакте», ну а на сайте Института креативных индустрий убрать просто не мог — им он не управляет.

Даже если эти аргументы художника ничего к картине происшедшего не добавляют, это, вероятно, свидетельствует, что у Слонова и в мыслях не было упорствовать в демонстрации воровских тату на игрушках. Свидетельствует о малозначительности самого этого деяния. Оно («демонстрирование») произошло, вероятно, лишь по недоразумению, если не подозревать «эшников» в умысле.

Февраль 2024 года. Судья Николаева с материалами дела. Фото: NGS24.RU

Свидетели

Ранее от стороны защиты в суде выступили искусствовед Андрей Сокульский (это — юмористический арт-объект, он лишь осмеивает криминальную субкультуру, а если осмеивает, то пропагандировать ее никак не может), бывший директор Красноярского культурно-исторического музейного центра (ныне «Площадь Мира»), заведовавший им четверть века, по 2016-й, Михаил Шубский (Слонов — труженик, созидатель, благодаря ему российская культура до сих пор звучит и славится за границей; с органами, пока музеем заведовал, Шубский общался, но такого трэша не было никогда — чтоб шили уголовку) и психолог Николай Щербаков.

У последнего суд спрашивал, как этот арт-объект мог влиять на детскую психику. Так вот, по мнению Щербакова, никакой опасности для детей, подростков и взрослых неваляшка с татуировками, где символы уголовной субкультуры соседствуют с Сикстинской Мадонной и странноватыми надписями вроде «Любовь в очах», не представляет. Это статичный объект, не издающий пугающих звуков, не содержащий сцен насилия и страшных гримас. Ребенок воспримет его как нечто непонятное, но, определенно, дурацкое и не заслуживающее серьезного внимания.

Пропагандировать ценности криминального мира такая неваляшка тоже не может — по той же самой причине: приемы пропаганды — героизация и романтизация, но точно не осмеяние, не выставление пропагандируемого в дурацком свете.

Щербаков предоставил «Новой» текст своего выступления в суде — что-то он сказал, а что-то ему сказать не дали.

Психолог Николай Щербаков. Фото: Алексей Тарасов / «Новая газета»

Психолог Николай Щербаков:

«Первое. Восьмиконечная звезда постоянно присутствует в нашей жизни без всякой привязки к запрещенной организации АУЕ. В качестве иллюстрации разрешите представить вашему вниманию две фотографии, изображающие новогодние елки на площадях города Красноярска (их полно в Сети, каждый может убедиться лично. А. Т.). На обеих отчетливо видны звезды с 8 лучами. Повторяю: не с 5 и не с 6, а именно с 8 лучами — именно такая звезда на произведениях художника Слонова и стала поводом для его обвинения.

Кроме того, такие звезды есть на орнаментах на зданиях по улице Парижской Коммуны! Является ли это открытой пропагандой запрещенной организации? И кому нужно адресовать этот вопрос? Мэрии? Ведь если продолжать логику обвинения, размещение таких звезд в публичных местах, где их видят многие тысячи людей, есть пропаганда запрещенной организации!

Тезис второй. Назначенный судом эксперт в своем заключении (экспертиза нашла на неваляшке символику, атрибуты запрещенного движения, не усмотрев при этом признаков пропаганды. А. Т.) игнорирует мнение самого художника. Это автоматически делает экспертизу недостоверной. Потому что именно замысел создателя художественного произведения имеет ключевое значение для понимания его сути, того смысла, который в это произведение вложен. По крайней мере, с тех пор, когда в ХХ веке оформилось концептуальное искусство, это непреложная истина.

Специально отметим, что и сам Василий Петрович, и различные авторы, в частности, профессиональные искусствоведы, относят его творчество к так называемому «сибирскому ироническому концептуализму». Без учета замысла самого художника экспертиза его произведений превращается в выражение субъективного мнения эксперта, единственного среди множества возможных мнений, не более того. Кроме того, есть и вопросы к компетентности самого эксперта: его образование, наличие научных публикаций в сфере искусствоведения, научное звание и т.д.

Третий тезис. Художник Слонов постоянно подчеркивает, что его произведения — это стеб по поводу разных аспектов окружающей нас действительности, то есть они напрямую относятся к смеховой культуре. Рассматривать их вне этого контекста просто несерьезно.

Подчеркиваю: это не серьезное искусство, и критерии, используемые для понимания серьезных произведений, для понимания творчества художника Слонова (равно как и творчества других «несерьезных» концептуалистов — Д. Шагина, Комара и Меламида и т.д.), неприменимы.

Произведения В.П. Слонова — это ирония ради иронии, стеб ради стеба, юмор ради юмора. Это даже не сатира, где что-то или кто-то преднамеренно высмеивается, — я настаиваю, что произведения художника Слонова суть бескорыстно-юмористические, причем юмор в них местами весьма черный, сардонический, из-за чего они совсем не перестают быть, а где-то даже еще более становятся именно юмористическими (замечу: черный юмор присутствует уже в подростковом фольклоре — вспомним серию «народных» стихов-«садюшек» про маленького мальчика, зафиксированных филологами и этнографами еще в 80-х годах прошлого века, не говоря уже про народную смеховую культуру — выходки Петрушки, Фомы и Ерёмы и т.д.).

И если признать этот очевидный факт, что творчество Слонова принадлежит именно к смеховой, карнавальной культуре, а не к «серьезной», то нужно иметь в виду два момента.

Первый момент — «культурологический». Исследователи смеховой культуры (культурологи, филологи-фольклористы, такие как М.М. Бахтин, В.Я. Пропп и др.) отмечали, что, будучи осмеиваемо, что-либо или кто-либо автоматически теряет свой статус — обесценивается, десакрализуется, профанируется.

В этой связи утверждать, что детская игрушка-неваляшка с нанесенными на ней татуировками, включая восьмиконечную звезду (даже не будучи заключенной в клетку с замком!), пропагандирует запрещенную организацию АУЕ (а именно это пытается утверждать уважаемое обвинение), значит совершенно не иметь не только чувства юмора, но и вообще какого бы то ни было здравого смысла!

И второй момент — «антропологический», или семиотический. Юмор по своей природе абсурден: всякое серьезное содержание в нем с необходимостью разрушается его формой. На это указывали еще философы Аристотель, И. Кант, Ф. Шиллер, культуролог М.М. Бахтин и другие авторитетные авторы.

Известный российский исследователь смеха и юмора антрополог доктор исторических наук А.Г. Козинцев (старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, г. Петербург) полагает, что основная функция юмора — антиреферентивная (обессмысливающая): юмор устроен так, что уничтожает всякое серьезное сообщение, всякий смысл. Для иллюстрации своей концепции профессор Козинцев приводит народную поговорку «В шутках правды нет», дополняя ее своим тезисом: «Но и лжи в них тоже нет». То есть ничего существенного, серьезно утверждаемого, того, что может заинтересовать следователей, прокуроров и суд, в юморе как таковом по определению нет и быть не может!

И еще раз: что мы видим в данном произведении художника Слонова? Детскую куклу-неваляшку, татуированную под уголовника и заключенную в металлическую клетку с замком. Скажите мне, как можно воспринимать этот арт-объект серьезно и в чем тут состоит криминал? В том, что эта сидящая в клетке неваляшка к чему-то призывает и что-то пропагандирует?

С таким же успехом можно инкриминировать исполнителям, собирателям и издателям похабных частушек и другого т.н. эротического фольклора пропаганду разврата и нетрадиционных сексуальных отношений.

Таким образом, уважаемое обвинение, пытающееся серьезно подойти к заведомо несерьезным произведениям, оказывается в очень невыгодном положении, так как вынуждает суд заниматься пустяками (что противоречит старинной юридической доктрине de minimis non curat lex — мелочи не заботят закон).

В заключение хочу подчеркнуть, что я глубоко убежден и готов настаивать, что произведения Василия Слонова и других замечательных художников должны интересовать искусствоведов, культурологов и других ученых, а также ценителей искусства, но точно не людей в погонах, не юристов и тем более не уголовный суд».

Василий Слонов. Фото: соцсети

Подсудимый

Сам Слонов говорил: 

«<…> вины моей нет и совесть моя чиста. Свою невиновность я обосновываю следующим: я — художник. Я генерирую и создаю произведения материальной культуры. Я исследую, художественно осмысляю и обогащаю русский культурный код, народную игровую и смеховую культуру. Неваляшка является одним из базовых культурных символов русской игровой культуры. К теме каторги, теме несвободы, к теме «преступления и наказания» обращалось большое количество русских писателей, художников, музыкантов, драматургов.

Задуманная и сделанная мною «Неваляшка-каторжник» — собирательный образ, лирический герой со всеми смысловыми характеристиками и визуальными элементами, свойственными арестантам. Кроме того что неваляшка была декорирована тату, характерными для заключенных, на выставке она находилась в своем логическом пространстве: она была помещена в клетку с замком. Тем самым наглядно иллюстрировалось, что преступник должен сидеть в тюрьме. То есть мое произведение искусства наглядно демонстрировало последствия нарушения закона лирическим героем.

<…> Легко понять, почему восьмиконечная звезда перешла из пространства православного храма в арестантский мир. Человек, оказавшийся в плену или заключении, крайне беззащитен и уязвим. Оказавшись в своем положении, в отчаянии, когда не на кого надеяться, он уповает на заступничество Божией Матери и ее Сына. И поэтому маркирует себя религиозными символами — восьмиконечными звездами, распятиями, изображениями храмов и т.д.

На изъятой и приговоренной неваляшке, на лицевой стороне изображена Богородица с младенцем Христом. Изображение сопровождается текстом молитвы к Божией Матери «Спаси меня грешного от порядка здешнего». На неваляшке изображено «Всевидящее Око», купола храма с крестами и благословляющая десница Божия. На основании всего вышеперечисленного — мне одному кажется? — запрещать восьмиконечную звезду на основании ее апроприации представителями экстремистской субкультуры АУЕ — то же самое, что запретить изображение радуги за то, что ЛГБТ** используют ее в своей символике. Поэтому восьмиконечная звезда не может автоматически считаться экстремистским символом АУЕ. Богородичная звезда появилась и распространилась за много-много лет до этой субкультуры.

В заключение могу сказать, что восьмиконечную звезду можно интерпретировать и считать символикой АУЕ, только если восьмиконечная звезда изображается одновременно и одномоментно с аббревиатурой АУЕ».

***

Одним из приемов людей искусства всегда был оксюморон, совмещение несовместимого. «Горячий снег», «честный депутат», у Пушкина — «Скупой рыцарь», «Каменный гость». Здесь — неваляшки, ваньки-встаньки, мими — и тюремные реалии. Но сама жизнь теперь совместила детей и тюрьму, GULAG-toys появился в 2021-м, а в 2020-м в тюрьму бросили 14-летних подростков из Канска (Красноярский край). Сколько сейчас в тюрьмах детей? Сама жизнь теперь такая, оксюморонная. И кто-то мог предположить ранее реальный судебный процесс по поводу раскрашенной неваляшки?

В пятницу — прения, высказывается сторона защиты, последнее слово подсудимого. Приговор вынесут, видимо, в начале следующей недели.


* АУЕ — «Арестантский уклад един», движение признано экстремистским и запрещено в РФ.

** Движение признано экстремистским и запрещено в России.