Оппозиционная активистка Яна Антонова собирала 9 сентября в центре Краснодара подписи против застройки сквера на Рождественской набережной города объектами РПЦ. Местные власти не препятствовали, удалось собрать несколько сотен подписей.
Сквер на набережной Кубани — единственное место прогулок жителей крупного (население — около 100 тысяч) микрорайона Юбилейный на самом западе Краснодара. С двух сторон Рождественскую набережную уже украшают объекты РПЦ: в самом ее начале (дом 1) стоит величественный Рождественский храм с «Русской православной школой», предлагающей за скромное вознаграждение 11-летний общеобразовательный курс, обогащенный богословскими науками. С другой стороны (дом 15/1) разместился более скромный храм — Святого Димитрия Солунского. Нельзя сказать, что посещаемость служб в этих храмах зашкаливает, поэтому, по правде говоря, сам их клир не заинтересован в размывании своих скромных доходов после появления в том же микрорайоне еще одного богослужебного конкурента.
В Краснодаре, где проживает чуть больше миллиона жителей, зарегистрировано 33 религиозные организации РПЦ, однако, по данным Екатеринодарской епархии, постоянно богослужения совершаются в 50 храмах города. При этом городским краеведам удалось насчитать 86 точек (включая часовни, молитвенные дома и домовые церкви), где РПЦ совершает свои обряды.
В целом духовные потребности приверженцев РПЦ в городе вполне обеспечены, однако бум «храмостроя» не утихает, поскольку в условиях катастрофического падения доходов от треб и продажи свечей именно этот вид церковной активности позволяет привлекать средства спонсоров и местного бюджета.
Чиновники и предприниматели продолжают считать свое участие в «храмострое» одним из важных тестов на лояльность верховной власти, поэтому хоть и со скрипом, но жертвуют на новые церковные стройки. Хватает и на пропитание батюшкам и прочему церковному активу.
Раз уж с удовлетворением базовых потребностей клира ничего поделать нельзя, краснодарские активисты предлагают перенести место строительства нового храма с набережной на заброшенный пустырь между школой № 55 и гипермаркетом «ОКей» на Минской улице. Вроде бы городские власти планировали расширять школу, но в условиях падения рождаемости набор в первые классы снижается, и смысла в таком расширении уже нет. Зато число отпеваний и логически вытекающих из них поминаний «за упокой» в РПЦ растет. Так что перепрофилирование участка выглядело бы логично. Жителей поддержал депутат гордумы Александр Сафронов, который официально направил соответствующие предложения полпреду президента РФ в ЮФО Владимиру Устинову.
Несколькими днями ранее, 3 сентября, Яна Антонова стояла в одиночном пикете у здания городской администрации.
По словам активистки, жители микрорайона Юбилейный «настроены очень решительно». Десять лет назад они сумели сорвать планы всемогущего Виктора Вексельберга по застройке Рождественской набережной жилыми многоэтажками. Сегодня жители обещают митрополиту Екатеринодарскому Василию, если он не вступит с ними в диалог, «Екатеринбург лета 2019 года». Тогда в уральской столице разворачивалась эпическая битва за сквер перед драмтеатром, где РПЦ решила строить свой новый кафедральный собор. Сам вечерний обер-пропагандист Владимир Соловьев воевал с екатеринбуржцами, внедряя мем «город бесов», но жители смогли одержать победу.
Тем временем 5 сентября градостроительная комиссия Краснодара предсказуемо утвердила проект храма, который должен занять огромную территорию между домами 25 и 31 на Рождественской набережной. В ближайшее время проект вынесут на общественные слушания. Аналогичная попытка в 2021 году с треском провалилась, несмотря на то что слушания провели втайне от жителей. Тогдашний мэр Краснодара Андрей Алексеенко был вынужден отправить проект «на доработку».
По древней русской традиции жители обратились к Путину, призывая его укрепить берег Кубани и сохранить зеленые зоны. Вместо президента России им ответил представитель епархии протоиерей Александр Игнатов, который попытался закамуфлировать будущий храм под «территорию, куда можно прийти с ребенком, с семьей, погулять и просто пообщаться». Сами клирики РПЦ уже чувствуют, что говорить о храме прямым текстом как-то неприлично.
В отличие от Краснодара, где общественные слушания по «храмострою» проводились тайно, в Тольятти 19 августа, на праздник Преображения Господня, они собрали 856 жителей домов по улице 40 лет Победы и ее окрестностей. Помимо прочего, это важный индикатор позиции местных властей. Тольяттинская епархия РПЦ хочет построить на этой улице храм святых Петра и Павла, который станет на ней вторым — неподалеку расположена церковь Святой Анастасии Узорешительницы.
По ранее утвержденному генплану Тольятти на участке (с немного пугающим православных номером 6066), присмотренном РПЦ, должны были появиться школа и детский сад. Но, как мы помним, рождаемость падает… Так или иначе, за строительство храма проголосовало 138 участников слушаний, а за школу с детским садом — 713. Кроме того, жителей смущает, что появление колокольни прямо посреди жилой застройки приведет к тому, что утренний колокольный звон по выходным лишит трудящихся шансов отоспаться хоть раз в неделю.
Как и в случае с Краснодаром, в шаговой доступности от предполагаемого места строительства, на той же улице 40 лет Победы, 80а, уже действует храм РПЦ — Святого Георгия Победоносца. Правда, он занимает слишком скромное по меркам «титульной церкви» помещение бывшего почтового отделения.
Городские власти пообещали «с уважением» отнестись к итогам общественных слушаний, хотя на всякий случай напомнили, что по закону они носят «рекомендательный характер».
Вообще, у Тольятти долгая и противоречивая история гражданского сопротивления «храмострою». Жители микрорайона Шлюзовой, расположенного на живописном берегу Волги, 12 лет сражались с РПЦ и администрацией. Люди много раз собирали подписи под обращениями во всевозможные инстанции, устраивали пикеты и охраняли предполагаемое место стройки храма в парке Железнодорожников. Все эти годы местный приход РПЦ занимает первый этаж многоэтажки на улице Никонова. Наконец летом 2022 года, когда по известным причинам о протестах нельзя было и помышлять, подрядная организация начала рыть котлован под культовый объект. Храм до сих пор не построен, и общественность не теряет надежды, ведь эта стройка грубо нарушает массу законодательных норм: о запрете строительных работ в охранной зоне гидроузла, о статусе парка как особо охраняемой территории и т.п.
Строительные работы начались несмотря на то, что РПЦ уже почти десять лет не может достроить в том же микрорайоне другой храм — Преподобного Серафима Саровского.
Для чего так распылять ресурсы, епархия толком не отвечает, объясняя происходящее тем, что оба предыдущих настоятеля строящегося храма были наказаны за канонические нарушения (в народе говорят, что за разворовывание средств и стройматериалов).
Кстати, протестуя против строительства Серафимовского храма, местная инициативная группа в 2019 году дошла даже до Верховного суда РФ, но успеха не имела. Зато под впечатлением от тех событий Тольяттинская епархия отказалась от возведения в том же Шлюзовом храма Царственных страстотерпцев, запланировав на его месте некий «образовательный центр» (строительство еще не началось).
Протестам против «храмостроя» в Нижневартовске (Ханты-Мансийский автономный округ) православные активисты, называющие сами себя цепными псами патриархии, пытаются придать характер межконфессионального противостояния, да еще и связанного со СВО. Хотя местные жители, конечно, не подозревают о такой «подоплеке» своего протеста.
«Выступления против строительства православного храма в Нижневартовске, — утверждает глава Ассоциации православных экспертов и руководитель отдела Института стран СНГ Кирилл Фролов, — организовали Ватикан и униаты, они фабрикуют сибирский сепаратизм по образцу украинского». Логика Фролова основана на совпадении: 22 мая 2022 года, когда СВО шла уже три месяца, епископ из Новосибирска Иосиф Верт, ординарий для российских католиков восточного обряда, освятил в Нижневартовске греко-католический храм Святителя Николая. Строительство храма поддержала бывший губернатор Югры Наталья Комарова, которую теперь пытаются обвинить в «дискредитации ВС РФ» (своего поста она лишилась в мае).
Поскольку греко-католиков, или католиков восточного обряда (православные называют их униатами), в России совсем немного (зарегистрировано лишь пять общин этой деноминации), нижневартовский храм стал крупнейшей греко-католической церковью РФ.
Еще более скандально для ревнителей РПЦ то обстоятельство, что некоторые богослужебные песнопения в этом храме исполняются на украинском языке, поскольку абсолютное большинство его прихожан — выходцы с Западной Украины, которые еще в советские и постсоветские времена приехали на заработки в нефтегазовый регион и осели в Югре, сохранив при этом свои язык, веру и культуру. Хотя, разумеется, нижневартовские греко-католики не ходят ни на какие протесты против «храмостроя» РПЦ, пропаганда не может преодолеть соблазн именно их обвинить в «тайном подзуживании» на протест своих соседей.
В июле против «храмостроя» несанкционированно вышли протестовать десятки жителей местного микрорайона 8А. Объект РПЦ запланирован за домом 60/6 по улице Мира, но жители настаивают на создании там парка с детскими площадками.
Им удается защищать свой зеленый уголок с 2017 года, но тучи сгущаются. Попытки судиться со структурами РПЦ оказались для общественников безуспешными, а на многочисленные обращения к президенту, губернатору, в администрацию и прокуратуру приходили лишь отписки. Любопытно, что, помимо прочего, нижневартовцы приводят и чисто коммерческий аргумент против строительства храма: громкий колокольный звон и ухудшение напора воды после подключения новой церкви к коммунальным сетям снизят стоимость жилья в этом районе, и никакая епархия не будет компенсировать жильцам, мечтающим рано или поздно вернуться «на Большую землю», их убытки.
Со своей стороны, в Ханты-Мансийской епархии РПЦ корреспонденту «Новой» намекнули, что ответственность за противостояние в Нижневартовске лежит на первом замгубернатора ХМАО Алексее Шипилове, сохранившем свою должность после отставки Комаровой.
В епархии полагают, что вокруг Шипилова сложилось некое подобие тайного общества, объединяющего чиновников и бизнесменов вокруг интереса к дианетике — практической «науке об управлении», разработанной основателем саентологической* религии американским писателем-фантастом Роном Хаббардом. В 90-е дианетикой/саентологией увлекались многие российские менеджеры высокого ранга. Сегодня российские власти запрещают саентологические общины, поэтому они продолжают действовать в полуподполье. Тем не менее в епархии делают ставку на нового губернатора Руслана Кухарука, который на недавней встрече с митрополитом Ханты-Мансийским Павлом (Фокиным) гарантировал «разблокирование» стройки в Нижневартовске.
Разумеется, горячие точки «храмостроя» не ограничиваются вышеперечисленными регионами. «Новая» не раз обращалась к теме протестов против строительства кафедрального собора РПЦ на улице Капитана Буркова в Мурманске. Очередное голосование по проекту собора в апреле на общественных слушаниях вновь выявило негативное отношение к нему большинства мурманчан, но епархия заявила о начале работ. Противников строительства, по информации «Новой», поддержал депутат Мурманской областной думы Александр Макаревич, который отмечает, что по высоте здания запланированный собор превышает символ города — памятник защитникам Заполярья. В конце мая с просьбой перенести строительство в другое место к патриарху обратились почетные жители Мурманска Владимир Горячкин, Николай Бережной и Сергей Сорокин.
История гражданского противостояния наглому и циничному (в том числе с христианской точки зрения) «храмострою» хранит немало светлых страниц. Московский парк Торфянка в Лосиноостровском районе удалось спасти даже после того, как адепты РПЦ завезли на его территорию стройматериалы и начали рыть котлован. Питерцы отстояли свой парк Малиновка, а екатеринбуржцы — сквер у драмтеатра.
Защищая парки и скверы, граждане, может быть, впервые ощущали человеческое братство, общую гражданскую ответственность — словом, то, что они «не твари дрожащие, а право имеют».
Это ощущение — важный шаг к созреванию гражданского общества, на которое россияне имеют ровно такое же право, как и жители других стран, как бы ни силилась пропаганда убедить свою редеющую аудиторию, что мы живем в «стране рабов», главное предназначение которых — рожать и приносить жертвы.
В авторитарных и тоталитарных обществах не бывает адекватной социологии. Тем не менее я не могу пройти мимо результатов опроса, проведенного 18 июня этого года ВЦИОМ, в котором приняли участие 1600 жителей городов и сел из разных регионов РФ по репрезентативной выборке. 77% опрошенных заявили, что храмов в их населенном пункте вполне достаточно, а каждый десятый респондент сказал, что их слишком много. Причем в Москве и Петербурге процент недовольных избытком объектов РПЦ достиг 21. Если патриарх Кирилл называет это миссионерским прорывом, то ему можно посочувствовать…
{{subtitle}}
{{/subtitle}}