Комментарий · Спорт

Швед, которого любили

26 августа на 77-м году жизни умер Свен-Йоран Эрикссон — один из лучших постановщиков игры 11х11

Андрей Успенский, корреспондент

Свен-Йоран Эрикссон. Фото: imago / Buzzi

Футболистов много. Тренеров — мало. Сенсеев высококлассных — еще меньше. Это аксиома. Наставников, коих искренне ценят, можно пересчитать по пальцам. А спортивных дирижеров, которых уважают и обожают болельщики разных команд, и вовсе единицы. Вот таким красавчиком-сценаристом, умевшим творить, вдохновлять и вкусно во всех смыслах жить, и был Свен-Йоран Эрикссон.

…Специалисты к сонму великих шведа никогда не причисляли: мол, не выигрывал континентальные и планетарные форумы и Лигу чемпионов. Ну да, не выигрывал. Хотя к ушастому кубку был однажды очень близок… Но грандиозность футбольного режиссера, как бы странно это ни звучало, не всегда заключается только лишь в завоеванных наградах. Да, есть такая верная поговорка: «Игра забудется, а результат останется». Но добродушный и деликатный, интеллигентный и чуткий Свен-Йоран следовал своим путем и не стремился побеждать любой ценой. Вернее, хотел, чтобы его команды маневрировали прежде всего задорно и элегантно. И его «пятнистое кино», пусть и не всегда триумфальное, из памяти не сотрешь. Впрочем, и медальный прикуп — весьма приличный и на зависть многим — он, как ни крути, собрал. Надеюсь, в конце текста вы поймете, почему Эрикссон — тренер выдающийся.

А начну с того, что он имел все шансы и футболистом стать крепким. Если бы не травма… Впрочем, из потрясающих шпилеров гениальные коучи получаются редко. Мне вот, навскидку, из подобных персон на ум приходят Франц Беккенбауэр, Йохан Кройф и Дидье Дешам. А вот как раз те, кто мячик как следует не попинал по разным причинам, и превращаются затем в хитрых магов и находят золотые схемы в сто раз чаще. 

Почему? Видимо, секрет в том, что, быстро осознав свои голевые перспективы, такие юноши заранее готовят себя к тренерской стезе. Причем основательно. Продолжая при этом зашнуровывать бутсы и выходить на поле.

Короче, Эрикссон-игрок толпу финтами не взбудоражил. Но именно повреждение колена, по объяснению самого Свена-Йорана, помогло ему понять, куда двигаться дальше. После восстановления уроженец Сунне решил вообще не возвращаться на газон, а двинулся прямиком в школу, чтобы работать учителем физкультуры. А параллельно изучал теорию футбола, проверяя свои знания на практике в заштатном «Дегерфорсе». Довольно скоро 30-летний рулевой привел полулюбительскую команду во второй шведский дивизион и обратил на себя внимание боссов «Гетеборга». Сине-белая «банда» в ту пору находилась в длительном кризисе, но Эрикссон быстро исправил положение: золотой дубль в сезоне-1982 и сенсационный успех в Кубке УЕФА. Кстати, то был первый и до сих пор единственный большой приз для всего скандинавского футбола. Любопытно, что в финале шведы одолели немецкий «Гамбург», который через год покорил Лигу чемпионов.

Главный тренер «Гетеборга» Свен-Йоран Эрикссон. 1982 год. Фото: Imago / TASS

А сам Эрикссон, доведя до ума новаторскую схему 4-4-2 с зонной защитой и высоким прессингом, вышел из зоны комфорта и отправился покорять Португалию. С «Бенфикой» он в общей сложности взял три чемпионства и кубок страны. И долетел с «орлами» до решающего матча главного клубного турнира Старого Света. Но бороться с тем «Миланом», где шалили Марко ван Бастен и Руд Гуллит, было нереально… Однако куда важнее, что своего советского шалуна Сергея Юрана, который тогда защищал цвета «красных», Свен-Йоран спас от смерти, не отпустив однажды на Пасху в Москву. По словам Юрана, он должен был шумно весело попариться с друзьями в бане и разговеться, но вежливый тренер в ответ на просьбу слетать на родину лишь отрицательно покачал головой. А потом уже головой качал азартный нападающий, узнав, что всех его знакомых в той парилке застрелили вместе с сотрудниками… Жаль, что Юран так и не рассказал Эрикссону о той истории…

В 90-х швед вернулся в жаркую Италию, где между двумя лиссабонскими периодами уже ставил игру «Фиорентине» и «Роме». Причем с римлянами он добыл в 1986-м национальный кубок. Как и с «Сампдорией» в 1994-м. Невероятно, но факт: генуэзцы после ухода Эрикссона свою клубную коллекцию орденов не пополнили…

Но, разумеется, главной командой в карьере Свена-Йорана явился «Лацио», который четверть века существовал без славы и трофеев. Будучи болельщиком «бьянкочелести», я часто пересматриваю матчи той звездной бригады. На мой взгляд, «Лацио» времен Эрикссона — это один из лучших ансамблей второй половины XX века. И дело даже не в том, что бело-голубые сотворили золотой дубль в 2000-м, отхватили два кубка и два суперкубка страны, обернулись последними победителями Кубка кубков и грохнули «Манчестер Юнайтед» в финале Суперкубка УЕФА. Дело в том, как быстроногий оркестр ИГРАЛ. Без забитых мячей Марсело Салас и шустрая компания редко покидали зеленые поля сражений. Да и вообще: не продуть тому «Лацио» уже считалось за счастье. Кстати, это дважды удалось «Локомотиву» в полуфинале Кубка кубков — 99: 1:1 — в Москве и 0:0 — в Риме. Помню, что после апрельского матча в Черкизове я спросил Эрикссона, доволен ли он результатом. И пунктуальный швед, аккуратно поправив очки, молвил: «Результат приемлемый, но нам требовалось созидать веселее. Всегда следует действовать энергичнее и импровизировать».

1 июня 2006 года. Главный тренер сборной Англии по футболу Свен-Йоран Эрикссон и Дэвид Бекхэм. Фото: AP / TASS

Энергично действовала под его руководством и сборная Англии. Эрикссон, замечу, стал первым иностранным тренером «Трех львов». Да, родоначальники футбола на чемпионатах мира в 2002-м и в 2006-м завершили свои походы в четвертьфиналах. Как и на Евро-2004. Но, наблюдая за лихо крутившимся британским отрядом, глаз, тем не менее, радовался. Крутился лихо Эрикссон и с женщинами. Его роман с секретарем Футбольной ассоциации Фарией Алам взорвал туманную атмосферу острова. Однако швед, состоявший в тот момент в отношениях с итальянкой Нэнси Делл'Оллио, разрулил щекотливую ситуацию технично и мастерски. Он вообще все исполнял профессионально и изысканно, с особым шармом.

Немецкий хавбек Дитмар Хаманн, которого Эрикссон тренировал в «Манчестер Сити», написал книгу, где есть много любопытных зарисовок про вроде бы внешне серьезного и якобы застегнутого на все пуговицы шведа. Приведу один коротенький отрывок: 

«В Таиланде у нас проходил предсезонный сбор. Однажды утром, когда я стоял у бассейна, он подошел ко мне с бутылкой шампанского и двумя бокалами. Было только десять утра, и я взглянул на него с удивлением, после чего поинтересовался: «Босс, что мы отмечаем?» После небольшой паузы он повернулся ко мне и с невозмутимой улыбкой на лице, напомнив буддистского философа, ответил: «Жизнь, Кайзер! Мы празднуем жизнь». С бокалом шампанского в руке он стоял и смотрел вдаль, продолжая говорить со своим беспорядочным шведским акцентом: «Вы знаете, Кайзер, мне нравится это место. Я думаю, я вернусь сюда через лет пять и поселюсь здесь с двумя женщинами. Да, несомненно, мне нужны именно две красивые женщины».

…Обосноваться в Таиланде Эрикссону, на закате карьеры потрудившемуся в Мексике, Кот-д’Ивуаре, ОАЭ, Китае и на Филиппинах, было не суждено.

В январе 2024-го Свен-Йоран объявил, что у него рак и ему остался примерно год. Но ждать ангелов, лежа в больнице, мужественный швед не захотел. И собрался в так называемое прощальное турне. К тем, кому он когда-то доставил столько счастливых мгновений. Смотреть без эмоций на то, как его принимали на своих стадионах болельщики «Бенфики», «Гетеборга», «Сампдории» и «Лацио», невозможно. 

Эрикссон утирал слезы, глядя на трогательные и буквально разрывавшие душу баннеры, вывешенные для него, и слушая, как десятки тысяч людей поют в его честь песни…

26 мая 2024 года. Рим. Баннер посвященный Эрикссону. Фото: Zuma / TASS

На прошлой неделе Свеннис (прозвище шведа) опять обратился к футбольному миру: «Я прожил хорошую жизнь. Думаю, все мы боимся того дня, когда умрем, но жизнь — это в том числе и про смерть. Нужно научиться принимать ее такой, какая она есть. Надеюсь, вы запомните меня позитивным человеком, который старался делать все, что в его силах. Не жалейте, улыбайтесь. Спасибо вам за все — тренерам, игрокам, зрителям. Это было потрясающе. Берегите себя и свою жизнь. И живите. Пока».

А в понедельник его не стало… И вот что еще хочу сказать. Многие из тех игроков, с кем возился Свен-Йоран Эрикссон, вышли на тренерскую дорожку. И не просто вышли, а уже заявили о себе. Всех и не перечислишь, но не упомянуть про Симоне Индзаги, Диего Симеоне, Кларенса Зеедорфа, Фрэнка Лэмпарда, Деяна Станковича и Стивена Джеррарда нельзя. Ну а про Карло Анчелотти и Роберто Манчини слышали даже далекие от английской забавы люди. Вот такое наследство и говорит о величии учителя. Ведь футболистов много, а тренеров — мало. Особенно классных.

Спасибо вам, Свен-Йоран. Мы помним.