Репортажи · Общество

«Мы понимали, что наш дом — как на ладони»

Украинский дрон врезался в самое высокое здание в Саратове

Надежда Андреева, собкор по Саратовской области

Последствия попадания обломков беспилотника в многоэтажный жилой дом, Саратов. Фото: Екатерина Савина / ТАСС

Из-за атаки беспилотников пострадали жилые дома в Саратове и Энгельсе. Как сообщают региональные власти, повреждено чердачное помещение многоэтажки на улице Пушкина в Энгельсе, стены четырех частных домов в поселке Прибрежный и три этажа в саратовской высотке Volga Sky. Женщина, находившаяся в небоскребе, госпитализирована в тяжелом состоянии.

37-этажная «свечка» Volga Sky — самое высокое здание в Саратове — стоит у моста через Волгу. На мосту под августовским солнцем блестят крыши машин, застрявших в длинной пробке на въезде в город. Такая же вереница авто, растянувшаяся на несколько кварталов, скопилась на выезде. «Слышал, с утра бомбили? Артем молоко вез, видео успел снять!» — перекликаются, высунувшись из кабин, «газелисты», пытающиеся пробиться на разгрузочную площадку супермаркета. «Я на кровати подпрыгнула, а кошка с подоконника от страха свалилась», — кричит в телефон идущая по улице женщина в широкополой шляпе.

Взрывы в шесть часов утра слышали многие саратовцы, живущие в центральной части города. Как сообщает Минобороны, над Саратовской областью были сбиты девять БПЛА.

На первом этаже небоскреба находятся «Магнит», пивной магазин, автоломбард. В широких окнах — темнота. Фасады высотки, выходящие на Славянскую площадь, блестят нетронутым стеклом. Беспилотник прилетел со стороны Волги. На кадрах, опубликованных Mash, видно, как в стеклянную стену, нежно-розовую в лучах восходящего солнца, врезается дрон, похожий на маленький самолет. Широко разлетаются обломки, вспухает облако желтоватого дыма. Разворочены квартиры на трех этажах.

Сейчас подойти к пострадавшей стороне здания нельзя — тротуар и часть Большой Затонской обмотаны полосатыми лентами, дежурят несколько полицейских машин. За оцеплением на асфальте лежат какие-то пластиковые и жестяные детали — после взрыва и падения с 27–29-го этажей уже не определить, что это.

Обстановка у жилого дома, поврежденного в результате попадания обломков беспилотника, Саратов. Фото: Екатерина Савина / ТАСС

Жильцы высотки стоят в тени у соседнего кафе.

«Это было в 6.20 утра. Мы спали. Вдруг услышали взрыв. В окно я увидела, как вниз полетели обломки», — рассказывает Валентина с 22-го этажа. Собеседница утверждает, что «сразу поняла — это беспилотник». Из вещей взять ничего не успела: «Вскочили, собрали детей — у нас трое, младшему — восемь лет, побежали вниз по лестнице. Мы осознавали, что может прилететь следующий или начнется пожар. Сработала сигнализация, наверное, на пострадавших этажах система начала рассеивать противопожарный порошок, в горле запершило».

Внизу уже стояла толпа жильцов. «Некоторые чуть не в нижнем белье. Детей закутали в пледы. Ни полиции, ни спасателей еще не было». Валентина спустилась на подземную парковку, выгнала машину, посадила туда детей.

Дети захотели в туалет. Охранник из соседнего здания, где находится фирма по продаже ОСАГО, пустил пострадавших в офисный туалет. «Позже приехала девица — управляющая офиса или кто-то в этом роде — и устроила скандал, стала ругать охранника. Мы не хотели, чтобы доброго человека уволили, пытались объяснить, что он сделал хорошее дело, ведь это же экстремальная ситуация. Но ей было наплевать», — рассказывает Валентина.

Ее семья купила квартиру в Volga sky еще до СВО. Сделали ремонт с нуля. Год назад отметили новоселье. По словам Валентины, в последние месяцы она много раз думала о вероятности атаки беспилотников: «Мы все понимали, что наш дом — как на ладони. 

Когда такое случается с другим, ты чувствуешь жалость, сочувствие, но когда беда приходит к тебе — это уже отчаяние».

Собеседница предполагает, что «дети теперь не смогут заснуть в этой квартире». Семья намерена временно переехать к родственникам.

Многоэтажный жилой дом, поврежденный в результате попадания обломков беспилотника, Саратовская область, Энгельс. Фото: AP / TASS

Виктория стоит у оцепления с пустой переноской. В квартире девушки на шестом этаже остался кот Тиша — дворовый аристократ с примесью шотландской крови. Вика с мужем несколько лет назад подобрали его, брошенного, на деревенской улице.

«Наша квартира находится на противоположной от места взрыва стороне здания. Я так крепко спала, что ничего не слышала. В 7.00 мне позвонил муж, он сейчас в командировке. Сказал: выходи на улицу! У меня не было переноски для Тиши. Я сбегала в зоомагазин, но вернуться в квартиру уже не могу, полиция не пускает», — рассказывает Вика.

В этом доме она прожила четыре года, но теперь хочет переехать куда-нибудь «пониже этажом».

Наталья живет рядом с пострадавшей высоткой в девятиэтажке советской постройки. Женщина рассказывает, что ночью долго не могла уснуть, слушала рев самолетов с энгельсской авиабазы. «Такого ужасного звука с 24 февраля не было», — уверяет собеседница. По ее словам, она во всех подробностях помнит ночь, когда началась СВО: «Вот так же стекла в окнах дрожали от самолетов. У нас на кухне радио висит. Вдруг в пять утра Путин заговорил. До сих пор волосы дыбом».

От взрыва в Volga sky девятиэтажка Натальи вздрогнула. Жительница вспомнила рассказы матери, которая во время Великой Отечественной работала на Волге бакенщицей, о том, как бомбили железнодорожный мост и баржи: «Мама плавала на лодке и вылавливала трупы. Она говорила: река крови текла».

Как сообщил губернатор Саратовской области Роман Бусаргин, одна из жительниц пострадавшего дома госпитализирована в тяжелом состоянии, «врачи борются за ее жизнь».

Мэрия Саратова пообещала «при необходимости» расселить жильцов в гостиницы. Региональные власти заявляют, что областное министерство финансов предусмотрит средства на выплату компенсаций за поврежденное жилье и автомобили, помятые упавшими обломками зданий. 

Судя по всему, суммы потребуются немалые: квартиры в небоскребе, сданном в эксплуатацию в 2015 году, считаются одними из самых дорогих в Саратове, цена квадратного метра в зависимости от отделки колеблется от 175 до 327 тысяч рублей.

Напомним, что это уже не первая атака дронов на Саратовскую область. В декабре 2022-го беспилотники были сбиты над энгельсской авиабазой. Как сообщало Минобороны, БПЛА были перехвачены ПВО, «в результате падения обломков» четверо военнослужащих были ранены, трое погибли.

Саратов