Сарафан из бабушкиного ковра, иконы и слипшаяся живописная масса: в середине августа в Новой Третьяковке в течение недели демонстрировался проект «Россия. Горизонты-2024» — эдакая выставка достижений народного хозяйства от культуры и проект переизобретения совриска.
«Мода, культура и традиции» — под таким незамысловатым слоганом прошел Всероссийский конкурс для представителей креативных индустрий, работы победителей которого и составили экспозицию. Куратором проекта выступил Андрей Бартенев, чья роль, в общем, сводилась к тому, чтобы легко и игриво перемешать плоды народного гения в виде вышитых салфеток с редкими и будто случайно затесавшимися на этот праздник жизни произведениями современных художников. В итоге получилась та самая формула лояльности, к которой так стремятся надзорные органы от департамента и Министерства культуры, поднявшие на щит загадочные креативные индустрии — суррогат попавшего в опалу актуального искусства.
Руководитель проекта «Россия. Горизонты» Юлия Музыка, комментируя выставку по просьбе ТАСС, отметила: «Самое главное, что мы хотели показать, — мы все говорим на одном языке», — и это, конечно же, чистой воды лукавство. Никаким единым языком там не пахнет. Всего экспозиция объединила 169 творцов разного пошиба и качества, которым предлагалось при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Агентства стратегических инициатив выступить в номинациях «Визуальное искусство», «Цифровой контент», «Дизайн одежды и аксессуаров», «Семья» и «Культурный код». О том, какой стилистический винегрет из этого вышел, красноречиво говорят фотографии экспозиции. Потешаться над этой псевдоуваровской триадой креативного православия-самодержавия-народности можно сколько угодно, но игнорировать все нарастающую тенденцию госзаказа было бы как минимум неправильно.
Здесь важно отметить, что «Горизонты» не продукт производства Третьяковской галереи, которая в данном случае выступает лишь площадкой, — но по иронии судьбы именно эта выставка стала единственным в стенах этого музея смотром того, что еще условно можно назвать современным искусством. Впрочем, о гибкости нового руководства ГТГ спорить не приходится: с приходом нового директора научный состав институции довольно сильно поредел, а в июле и вовсе лишился руководителя отдела новейших течений Ирины Горловой. Само здание на Крымском Валу скоро закроется на реконструкцию, которая, как мы знаем по примеру Политехнического музея (годами стоявшего закрытым), может тянуться столько угодно.
Похожие на «Горизонты» манипуляции мы уже видели в 2015 году в московском «Манеже» на выставке «Романтический реализм» под кураторством бывшего директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой. Тогда почтенной публике пытались скормить пропагандистскую живопись советских лет под соусом высокого искусства, не омраченного одними лишь прикладными политическими соображениями. В целом логика нынешнего проекта не сильно ушла вперед: девять лет назад нас уверяли, что художнику в тоталитарном государстве, пишущему «вождей после дождей», никто не указ, он мастер, он творец, сейчас — что и кухарка может выставиться в Третьяковской галерее, стоит только захотеть. Чтобы легитимировать этот концепт, вероятно, и понадобилась фигура Бартенева, а также экспертный совет, сплошь состоящий из людей признанных и уважаемых в арт-среде. Но это всё вопросы этики культурного производства, а хочется поговорить про эстетику.
Развеска работ, видимо, должна была напоминать модернизированный вариант шпалер «старой» Третьяковки, но получился скорее забор у вокзала — живописные работы крайне низкого качества наползают друг на друга так плотно, что разглядеть их почти не удается (наверное, и к лучшему).
Совсем недавно так выглядел подземный переход, ведущий от Парка Горького к Новой Третьяковке, — еще один пример тотального народного искусства. В качестве ведущего визуального образа — огромный полиптих Кати Щегловой, художницы-самоучки, пришедшей в мир искусства из актерства и очень полюбившейся светской публике, особенно интерьерным галереям. Это, пожалуй, одно из немногих имен, которое может что-то сказать людям, вовлеченным в художественные процессы. Хотя на деле после осмотра ее работ хочется спросить: а кого вы, собственно, хотели одурачить? Среди обилия текстиля, фотографий советских икон, вышитых вязью салфеточек и панно любое мало-мальски пристойное искусство теряет связь с реальностью и растворяется в сконструированном мире победившего кокошника.
Как в этой истории оказался Барнетев — тоже вопрос. Ранее он не без скандала ушел с позиции руководителя галереи «ЗДЕСЬ на Таганке», которая входила в объединение «Выставочные залы Москвы». Это произошло в 2021 году — в период, когда местное руководство начало вычищать муниципальные арт-пространства от вольнодумцев. После он нашел себе место в Суздале, где руководит пространством «Ларец» и показывает по-настоящему любопытные формы современного искусства в диалоге с артефактами прошлого. Остается только надеяться, что «Горизонты» планировалось сделать похожим образом, а получилось то, что получилось.
Автор: Антонина Лисицына