Сюжеты · Политика

«Ее зовут Камала», ударение на первый слог

Выдвижение первой афро-американки на пост президента США сопровождалось четырехдневной эйфорией, но дебаты с Трампом уже 10 сентября

Александр Панов, собкор «Новой», Вашингтон

Камала Харрис. Фото: Brynn Anderson / Associated Press / East News

Бывший генпрокурор и сенатор из Калифорнии обещала стать президентом для всех американцев «независимо от партий и фракций». Предсказуемо Камала ассоциировала себя с «надеждой и дорогой в будущее» («президентом надежды» назвала ее выступившая на съезде пара «любимцев» американских демократов Мишель и Барак Обама — именно в таком порядке они выступали; другую пару ораторов — Хиллари и Билла Клинтонов организаторы съезда развели по разным дням). Своего соперника она назвала человеком, «тянущим нацию в прошлое». Как заявила с трибуны съезда популярная телеведущая Опра Уинфри: «Мы не дадим повернуть себя вспять».

Родом из детства и среднего класса

О своих наиболее «прогрессивных» (иными словами, «левых») идеях Камала предпочла на съезде не говорить, чтобы заручиться поддержкой самого широкого избирателя из рядов «неопределившихся» или «умеренных республиканцев», которых раздражает Трамп, и они не обязаны голосовать за него из-за партийной дисциплины (в отличие от республиканских функционеров, членов Конгресса или губернаторов). Но об идеях Камалы можно и нужно говорить, не дожидаясь первых делебатов с Трампом, которые организованы каналом ABC и состоятся уже 10 сентября.

Камала Харрис — не только первая афроамериканка, дочь уроженцев Ямайки и Индии, она обещает стать самым «прогрессивным» президентом США в недавней истории страны — «левее по взглядам», чем Обама и Байден. Трамп разместил в соцсетях «фотожабу» — Камала выступает с трибуны на фоне огромного красного флага с серпом и молотом!

Чуть больше месяца тому назад она была партнершей кандидата в президенты, который на предстоящих выборах явно шел ко дну и тянул за собой всю партию. Неохотное и вынужденное решение Джо Байдена (ему в ноябре исполнится 82) отказаться от участия в выборах, превратившее 46-го президента в «хромую утку» еще до 5 ноября, изменило все.

Вице-президент Камала Харрис, которая в 2020 году, выдвинув себя в президенты, сошла с дистанции еще до этапа «праймериз» и оставила о себе в нынешней должности неоднозначное впечатление, неожиданно оказалась в свете софитов и на авансцене.

Она (в октябре Харрис исполнится 60) действительно стала «надеждой», но пока не для всей страны, а только для своей партии, поверившей, что выборы 5 ноября совсем «не предрешены».

Камала Харрис на Демократическом съезде, 22 августа. Фото: J. Scott Applewhite / Associated Press / East News

Надо отметить, что темы, затронутые в выступлении Камалы Харрис, были точно предсказаны политологами — вплоть до того, в каком порядке и объеме они прозвучат. И это было разительным контрастом с часто бессвязной, но громкой и экспрессивной речью Трампа на республиканском съезде. За «предсказуемость» Камала получила свою порцию критики. Программная речь наполнена общими банальностями, без ярких фраз, запоминающихся лозунгов и реальных предложений, пишет издание The Hill в материале «Речь Харрис от ChatGPT (подразумевается, что такой текст мог написать искусственный интеллект. А.П.), попала в точку — будет ли этого достаточно?». Критики сравнили речь с материалом из учебника. «Она следовала стандартной структуре того, кто впервые представляется избирателям — начните со скромной биографии, сопоставьте ее с вашим «продажным оппонентом», а затем коснитесь основных политических вопросов, вплетая критику вашего оппонента и, конечно, обязательные патриотические ссылки», — пишут журналисты The Hill. Трамп, выступавший в тот вечер на митинге в пограничном штате Аризона, назвал речь «слабой», но делегаты были в восторге. Несколько минут Камала не могла начать говорить из-за волны оваций. Сторонники Демпартии убеждены: это было то, что надо. Как отреагровали зрители, узнаем из рейтингов. О них — ниже.

Хотя большая часть делегатов и гостей демократического съезда оделись в белое (цвет американских суфражисток — женщин, боровшихся за равноправие 200 лет тому назад), Камала вышла в темном брючном костюме. Она начала свою речь с благодарности мужу Дагу Эмхоффу, ныне носящему титул «второго джентльмена» (так зовут мужа вице-президента, потенциального «первого джентльмена» в истории страны), далее — Джозефу Байдену за «ваше пожизненное лидерство и ваше доверие ко мне» (чета Байденов опубликовала в соцсетях фото президента перед большим экраном телевизора, настроенного на съезд: «Джилл и я только что говорили с @KamalaHarris — нам не терпится увидеть, как она принимает эту историческую номинацию»). А третьим был «тренер Уолц», так Камала прозвала кандидата в вице-президенты губернатора Миннесоты Тима Уолца, который долгие годы работал тренером школьной команды по американскому футболу. Далее — часть, посвященная родителям, познакомившимся на собрании, посвященном борьбе за гражданские права и заложившим основу мировоззрения старшей дочери. Вкратце — бороться с несправедливостью, никогда «не отступать и не сдаваться» и т.д. Предсказуемо, но вполне смотрибельно для массового зрителя.

С этой темы шел плавный переход к работе Камалы в роли генерального прокурора Калифорнии, где она «защищала интересы и выступала от имени народа» (читай: Калифорнии).

«У Трампа всю жизнь был один клиент, интересам которого он служил, это он сам», — зацепила оппонента «просто Камала».

Дональд Трамп. Фото: REBECCA NOBLE / Getty AFP / East News

Сценарий четырехдневного мероприятия был составлен так, чтобы представить Харрис не столько преданной демократам в зале, кричавшим вслед Обаме «да, она может» (модификация знаменитого лозунга «yes, we can»), сколько миллионам избирателей, которые смотрели хотя бы часть мероприятия по телевизору и в социальных сетях. Муж, сестра, дочери мужа (падчерицы Харрис), племянница, друзья и коллеги говорили о тяжелой работе ее матери-одиночки Шамалы, медика, исследовавшей лечение рака груди, чтобы позволить себе купить дом, — явный, хотя и невысказанный контраст Трампу, получившему богатство по наследству. Всю неделю старейшины Демпартии подчеркивали ее происхождение и воспитание и путь — от работы по переворачиванию бургеров в McDonald's до заключения опасных преступников за решетку в качестве генпрокурора Калифорнии.

«Мы знаем, что сильный средний класс всегда был критически важен для успеха Америки, и создание этого среднего класса станет определяющей целью моего президентства, — обещала Камала. — Это личное для меня. Средний класс — это то, откуда я родом».

В своей речи она пообещала создать «экономику возможностей» и решить проблему нехватки жилья в стране, хотя не дала подробностей того, как она это сделает. Камала заявила, что «возродит двухпартийный законопроект о борьбе с нелегальной иммиграцией» на южной границе, который был отозван республиканцами по указанию Трампа, ставящего эту тему в центр своей предвыборной кампании. Камала сказала, что будет президентом, который «слушает людей, реалистичен, практичен и имеет здравый смысл». Она обещала восстановить право женщин на аборт в федеральном законодательстве, ужесточить правила получения личного огнестрельного оружия. На съезде выступали жертвы оружейных атак — такие, как бывший член палаты представителей Габби Гиффордс, тяжело раненная и лечившаяся полгода, но так и не восстановившая здоровье, чей муж, астронавт Марк Келли, ставший сенатором, рассматривался Харрис как потенциальный кандидат в вице-президенты. Выступали женщины, пострадавшие от пересмотра Верховным судом права женшин на аборт (Камала называет его «репродуктивной свободой»).

Камала Харрис (слева) со своей сестрой Майей и матерью Шамалой, январь 1970 года. Фото: Kamala Harris campaign / Avalon / Photoshot / East News

Однако организаторы съезда отклонили требования части делегатов разрешить американцу палестинского проихождения выступить с главной сцены о бедственном положении палестинцев в Газе.

Харрис отвела этой теме заметное место. «Позвольте мне прояснить: я всегда буду отстаивать право Израиля на самооборону и всегда буду обеспечивать Израилю возможность самообороны, — заявила кандидатка демократов. — В то же время то, что произошло в Газе за последние 10 месяцев, является разрушительным». Она назвала положение палестинцев «душераздирающим».

Харрис обещала «сильную» поддержку Украине и НАТО, отметив, что Трамп заигрывает с Путиным и другими «автократами» и публично разрешил России «делать все, что заблагорассудится». НАТО 45-й президент угрожал и мог развалить. Камала вспомнила, что она встречалась с президентом Зеленским за пять дней до начала того, что в РФ называют СВО, и участвовала в создании коалиции из более чем 50 стран, поддержавших Украину (отмечу объективности ради — здесь ведущую роль сыграл Байден). И, конечно, Камала говорила о поддержке ветеранов вооруженных сил. Но я не помню кандидата, который бы об этом не говорил. Даже Трамп, как-то назвавший солдат, попавших в плен (а конкретно — Джона Маккейна), «лузерами».

Она вам не КамАла, а КАмала

Перед выступлением Харрис актриса Керри Вашингтон («Джанго освобожденный» Тарантино, «Фантастическая четверка» и т.д.) провела общенациональный урок по правильному произношению имени Харрис. Это проблема, поскольку Трамп постоянно и, по-видимому, намеренно произносит его неправильно. «Путаницу можно понять, — сказал Вашингтон. — Неуважение — нет». Отмечу, что неправильно ударение ставит не только Трамп, но и большинство экспертов по Америке на российских федеральных телеканалах. Актриса вывела на сцену двух внучатых племянниц Камалы Харрис, Амару и Лилу Аджагу, чтобы продемонстрировать правильное произношение: КАмала. Это имя будет звучать каждый день, 75 дней, до выборов 5 ноября.

Керри Вашингтон. Фото: Paul Sancya / Associated Press / East News

Рейтинги

Как отрегировал избиратель на речь Камалы на съезде, скоро узнаем из опросов, но накануне ее речи рейтинги были благоприятны, но все еще в «пределах погрешности». Сайт FiveThirtyEight (538 — число членов коллегии выборщиков, которые утверждают итоги президентских выборов), сопоставляющий результаты опросов (на федеральном уровне и уровне отдельных штатов), сообщил, что в общенациональном масштабе Харрис в среднем опережает Трампа на 3,3 процентных пункта, 47% поддержки против 43,7%. Это самый большой отрыв Харрис от Трампа.

Впервые она обогнала Трампа всего через несколько дней после начала самостоятельной кампании, и к 24 июля опережала бывшего президента на 0,8 процентных пунктов, согласно опросу FiveThirtyEight.

Все национальные агрегаторы опросов показывают, что Харрис лидирует. Но в ключевых, неопределившихся штатах они идут ноздря в ноздрю.

По данным агентства Bloomberg, за первые 11 дней своего пребывания на вершине списка Демократической партии Харрис привлекла более 2,4 миллиона спонсоров — это почти на 200 тысяч больше, чем за всю предвыборную кампанию Байдена, которая длилась более года.

Но после съезда и официальной номинации Харрис ее политический «медовый месяц» закончится. Ей будут задавать вопросы, за что, собственно, она предлагает голосовать 5 ноября, «какая ваша программа». Недавний опрос CBS News показал, что только 64% американцев знали, за что выступает Камала Харрис, по сравнению с 86%, которые заявили то же самое о Трампе. Как отозвалась о нем в своей речи нынешняя вице-президент, это «несерьезный человек», в случае победы которого последствия для страны и мира будут «более чем серьезными».

«Где деньги, Зин»?

Первым испытанием на прочность станут теледебаты 10 сентября.

Байден на дебатах «прогорел» и потому выбыл.

Критики Харрис сравнивают ее с бывшим губернатором штата Аляска Сарой Пэйлин, которую неудачно выбрал себе в пару сенатор-республиканец Джон Маккейн и которая оказалась «политической пустышкой» на федеральном уровне.

На съезде Демократической партии, 22 августа. Фото: Francis Chung / POLITICO / Associated Press / East News

Харрис придется отвечать на вопросы «по существу» (если Трамп их сможет сформулировать). И главный вопрос, откуда она предполагает взять деньги на провозглашенные ей перемены — весьма популистские?

В области экономики Камала обещает снизить цены на продукты питания и лекарства. Харрис утверждает, что рост частично обусловлен крупными продуктовыми сетями, которые поддерживают высокие цены. Она призывает к первому в истории федеральному запрету на взвинчивание цен на продукты питания и лекарства. Она также обеспечит новые полномочия для Федеральной торговой комиссии и генеральных прокуроров штатов по расследованию и наказанию компаний, которые несправедливо эксплуатируют потребителей в погоне за чрезмерной прибылью. Для защиты клиентов банков Харрис собирается запретить рост так называемых «скрытых сборов» и неожиданных штрафов за просрочку платежа, которые банки и другие компании используют для увеличения своей прибыли.

Камала предложила использовать налоговые льготы для облегчения положения американцев среднего класса и с низкими доходами. Харрис восстановит налоговый кредит на детей в сумме 3600 долларов вместо 2000 и потребует сделать его постоянным. Кроме того, она предложила новый детский налоговый кредит в размере до 6000 долларов США для семей среднего класса и с низкими доходами с детьми в возрасте 1 год. Харрис также пообещала отменить федеральные подоходные налоги на чаевые для официантов и барменов, вызвав гнев Трампа из-за того, что она «копирует» его предвыборное обещание. Чтобы помочь оплатить эти и другие меры, Харрис повысит ставку корпоративного налога до 28% по сравнению с текущей ставкой в 21%, установленной «Законом Трампа о сокращении налогов и создании рабочих мест» 2017 года. Трамп утверждает, что повышение налогов заставит корпорации покинуть Америку, а он, наоборот, хочет вернуть их в страну.

Фото: REBECCA NOBLE / Getty AFP / East News

Харрис представила план, направленный на решение проблемы нехватки жилья в стране. Она обещает давать 25 тысяч долларов в качестве поддержки первоначального взноса впервые покупающих жилье. Деньги будут выдаваться работающим семьям, которые платили аренду вовремя в течение двух лет. План также предоставит налоговый кредит в размере 10 тыс. долларов для впервые покупающих жилье и, как утверждает штаб Камалы, позволит помочь более миллиону американцев в год. Харрис также призывает к строительству 3 миллионов новых единиц жилья. Чтобы стимулировать строительство, она предоставит налоговый стимул для строителей, которые строят дома для начинающих домовладельцев. «К концу моего первого срока мы положим конец дефициту жилья в Америке, построив 3 миллиона новых домов и арендных площадей, доступных для среднего класса», — обещала на митинге Харрис. Зато арендаторам будет запрещено произвольно повышать цены для съемщиков.

Государственными средствами Камала собирается поддерживать пенсионные и медицинские льготы для престарелых американцев.

В программе — меры по борьбе с климатическими изменениями, которые Трамп, кажется, игнорирует полностью. И многое другое. Главный вопрос — откуда взять деньги на реформы.

Камале предстоит на него ответить, чтобы выглядеть не просто «оптимистичным политиком», а «прагматичным и реалистичным», как она обещала американцам.

Рано поддаваться эйфории, напоминали с трибуны съезда «бывшие», большие практики — президенты Б. Клинтон и Б. Обама. Ничего не закончилось. Все только началось.

P.S.

P.S. В пятницу независимый кандидат в президенты Роберт Ф. Кеннеди-младший заявил об отказе участвовать в выборах и призвал сторонников голосовать за Трампа.