Комментарий · Политика

«Андромеду» поставили на поток

Политический спор в Европе вокруг статьи о подрыве «Северных потоков» увел от главного: а точно ли диверсия была такой, как ее описали?

Карта газопровода «Северный поток-2». Фото: JOHN MACDOUGALL / AFP / East News

В течение последних двух недель развивается политический конфликт между Германией и Польшей в связи с опубликованными The Wall Street Journal подробностями расследования немецких правоохранителей диверсии на газопроводах «Северный поток». Согласно информации журналистов, подрыв осуществила группа частных лиц из Украины с использованием коммерческого легководолазного снаряжения с борта яхты «Андромеда».

В июне Германия выдала ордер на арест Владимира Журавлева, одного из предполагаемых участников этой группы. Польские власти проигнорировали ордер и фактически способствовали спешному отъезду Журавлева на Украину. После этого экс-глава разведслужбы ФРГ Август Ханнинг предположил в эфире телеканала Welt, что президент Польши Анджей Дуда знал о готовящейся диверсии и оказал ей содействие.

Президент Польши Анджей Дуда. Фото: Blondet Eliot / ABACA

Мгновенно завязавшаяся ожесточенная полемика между немецкими и польскими властями (при деятельном участии оппозиции с обеих сторон) все дальше уводит ее от куда более важного вопроса: а была ли вообще диверсия в том виде, в каком ее представили в утечках в СМИ?

Статья в The Wall Street Journal состоит из трех частей. Это обширный пересказ неизвестных источников о том, кто был вовлечен в подготовку, а кто не был, не менее увлекательный рассказ, как немецкая полиция пыталась расследовать диверсию, и один абзац (если всю фактологию свести вместе) о том, как она была осуществлена.

При этом фундаментальные данные, известные всему миру, в статье не анализируются и частью даже не упоминаются. «Новая» попросила свои флотские источники оценить информацию из вновь полученных материалов СМИ вкупе с известными ранее фактами. Моряки связались, устроили «виртуальное совещание» и вынесли вердикт.

Вот что мы знаем в реальности.

О судне

По материалам немецкой полиции, предполагаемые диверсанты действовали с яхты «Андромеда» — лицензионный вариант немецкой коммерческой яхты «Бавария» длиной 51 фут. В некоторых источниках указывается 50 и даже 42 фута — чем меньше, тем хуже подходит такое судно для подобной миссии. Эта яхта относится к самому недорогому сегменту чартерного яхтинга, в просторечии «мыльница», — тут минимум удобств, систем жизнеобеспечения, самые простые системы управления и навигации. Я лично ходил на такой шкипером, и даже не раз.

О взрывах

Сейсмологическая станция на острове Борнхольм зафиксировала толчки мощностью 1,8 и 2,3 балла по шкале Рихтера. Глубина залегания газопровода в точке взрыва не менее 80 м (по имеющимся у наших источников картам — 80–100 м). Источники в немецкой разведке на основании данных сейсмологов рассчитали вес взрывчатого вещества, согласно материалам следствия (мощность 1,6 тротилового эквивалента), — не менее чем в 500 кг на каждую из двух ниток.

Об объекте диверсии

Трубопровод представляет сварную конструкцию из стальных секций труб более 12 м длиной и более 10 тонн весом. Кроме того, труба покрыта бетонной рубашкой 12 см, уложена в траншею и закрыта бетонной шубой толщиной 1 м.

О результатах диверсии

Обе трубы разрушены, одну из них загнуло буквой Г и отбросило на 50 м от места взрыва. Обломки труб и бетонного обвалования лежат в кругу диаметром 250 м. Отметим, что разбросаны они в морской воде, это вязкая в момент сжатия с точки зрения гидродинамики среда. Глубина образовавшихся воронок около 5 метров.

В связи с новыми публикациями все комментарии о деталях погружения на глубины до 100 м в российской и зарубежной прессе брали у гражданских водолазов.

Мы обратились не просто к водолазам, а к диверсантам ВМФ, организующим подобного типа акции, бывшему капитану судна аварийно-спасательной службы ВМФ, флагманскому водолазу, бывшим преподавателям в частях подводных диверсантов в Очакове и Крыму.

Вот их совокупное мнение.

Одна из четырех утечек газа на одном из поврежденных газопроводов Nord Stream в Балтийском море, видимая на заднем плане через иллюминатор самолета, 29 сентября 2022 года. Фото: HANDOUT / AFP / East News

Взрывчатки указанного типа на обе диверсии необходимо от 1,5 тонн. В воде у каждой из разделенных частей отрицательная плавучесть не менее 350 кг. При «подвешивании» в воде с помощью воздушных мешков каждое взрывное устройство превращается в сложный для транспортировки объект объемом не менее 2,5 кубометра.

Вынести такой объект на руках в условиях даже не сильного волнения — задача на грани срыва всей операции. 

Необходим кран любой конструкции, но на «Баварии» его смонтировать невозможно. Придется частями выбрасывать взрывчатку в воду в сетке и готовить устройство в воде — долгая операция и большой риск срыва задания.

При этом никто не должен видеть яхту длительное время, так как такое поведение вызывает серьезные подозрения. Но «Андромеда» стояла именно на оживленной морской трассе. Это свидетельство авантюрного планирования, фактически расчет на очень большое везение.

Погружение на глубину 80 м требует специальных дыхательных смесей. Разные смеси дают разный результат. Самые дорогие смеси позволяют работать на такой глубине не более 20 минут без серьезного риска для здоровья. Подъем с глубины без барокамеры на борту (ее там негде поставить, учитывая внутренние объемы «Баварии 51») не менее двух часов. После этого водолаз не может погружаться в течение суток (минимальный перерыв).

Кроме того, смеси на борту надо изготавливать, для этого требуется специальное оборудование. Но разместить его из-за размеров на яхте негде. То же самое касается и взрывчатки — ее объем и вес в совокупности с остальным оборудованием превращает миссию в авантюру.

По мнению западных журналистов, взрывное устройство изготавливали прямо перед погружением на столе в салоне. При этом вынести из салона в кокпит взрывное устройство на 750 кг нереально. При небольшой качке экипаж даже кастрюлю с горячим борщом старается оттуда на руках не носить — велика вероятность опрокидывания.

На все про все паре водолазов дается 20 минут. За это короткое время они должны не просто найти трассу газопровода, но в кромешной темноте и холоде, при фонарях подтащить громоздкое взрывное устройство и заложить его с учетом заглубления. При этом ситуация осложнена тем, что «Андромеда» не может заякориться на такой глубине и двое суток она должна была вертеться на месте постоянно подрабатывая двигателем.

После подрыва «Северных потоков» были усилены меры безопасности вокруг нефтяных объектов. Фото: CARINA JOHANSEN / AFP / East News

Любая ошибка в точке спуска означает в таких условиях увеличение времени работ на дне, то есть отмену операции. Наши эксперты твердо считают, что при всех допусках и большой удаче опустить на трассу взрывное устройство можно было только в случае, если водолазы оба раза попали с яхты прямо на трубу с точностью до 10 метров. И любое самое несущественное отклонение от плана повлечет фатальные последствия, так как на каждую пару водолазов приходится, согласно с требованиями безопасности, одно очень короткое погружение.

Наконец, самое странное обстоятельство — это «удача» немецкой полиции: диверсанты забыли за собой убрать, и при обыске спустя много месяцев на столе в салоне обнаружили следы взрывчатки и ДНК членов команды. Любой, кто брал в чартер яхту, знает, что услуга final cleaning (окончательная уборка) является неотъемлемой частью договора аренды. Последние годы ее невозможно из договора исключить, чтобы убрать на корабле самостоятельно.

По этому пункту после приемки яхты в марине на борт поднимаются уборщики (обычно женщины из гастарбайтеров) с ведрами, тряпками, губками и моющими средствами и отдраивают ее внутри и снаружи до блеска. И, конечно, первое, что они моют с мылом, — тот самый стол в салоне. В Турции это стоит от 150 до 400 евро в зависимости от объема работ, и делают эту уборку чрезвычайно добросовестно — следующий клиент обязательно должен зайти на чистую яхту (иначе с этой компанией никто больше связываться не станет).

Предположим, что в договоре на «Андромеду» final cleaning была дополнительной услугой и оплачивалась отдельно. 

Но если ты задумал военную диверсию стоимостью 300 тысяч евро (такую сумму насчитали европейские журналисты), почему ты отказался заплатить пару-другую сотен евро, чтобы гарантированно убрать все следы преступления?

Эта подробность, расцененная как «везение», противоречит всему опыту чартерного яхтинга в Европе.

Остаются вопросы, которые журналисты пропустили. Как через Европу провезли и загрузили в коммерческой марине на борт более тонны особого взрывчатого вещества (это не просто тол, такие ресурсы на учете, а их оборот на теневом рынке в таких масштабах агентура тоже отслеживает), не оставив следов и свидетелей? Устройство «Баварии» таково, что таскать полторы тонны груза через узкий входной трап (два человека на нем не разойдутся) придется очень долго.

Расчет взрывного устройства делается исходя из особенностей трубы и марки стали. То есть технические параметры «Северных потоков» были на руках на этапе планирования. И просто водолаза с опытом глубоководных погружений тут недостаточно — нужен специалист именно по работе со взрывчаткой. Если следовать рассказам неких «участников» акции, они все это добыли за считаные дни.

Прямое участие государства в планировании и подготовке диверсии, по мнению наших экспертов, — единственное адекватное ситуации объяснение. И это государство должно иметь соответствующие силы морских специальных операций.

По совокупности деталей, особенно как будто нарочно оставленным следам в салоне, есть непротиворечивая версия: одновременно с диверсией на «Северных потоках» была подготовлена и проведена операция прикрытия.

Это и есть вояж яхты «Андромеда» с экипажем из шести человек из Ростока на место диверсии и обратно. Все новые журналистские расследования теперь будут касаться именно его. Будут новые детали, ничего, в сущности, не меняющие.

Да, история в The Wall Street Journal — настоящий детектив, который пока больше имеет отношение к беллетристике, чем к фактурному расследованию. Но впереди нас ждет, возможно, еще более захватывающая история с более разветвленным и напряженным сюжетом.