Репортажи · Общество

Командовать правопорядком будут «хищники»

В Приморье создали отряд добровольных дружинников из ветеранов СВО «Тигр». Корреспондент «Новой» сходила с «тиграми» в рейд

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Приморье стало первым российским регионом, в котором добровольцев — участников СВО объединили в отряд добровольных дружинников. Назвали новую структуру — «Тигр-правопорядок» (по названию приморского добровольческого отряда «Тигр», сформированного на базе дальневосточной 155-й бригады морской пехоты), она работает совместно с МВД и призвана помогать правоохранительным органам. Технически о создании отряда стало известно еще в феврале (а зарегистрирован он и того раньше), но работать начал летом. Сейчас дружинники следят за порядком на городских праздниках, ходят в рейды с сотрудникам ППС по популярным туристическим точкам Владивостока, сопровождают проверки прокуратуры и УФСБ.

Корреспондент «Новой» Валерия Федоренко сходила в рейд с «тиграми» и сотрудниками ППС.

Сами по себе дружинники город не патрулируют — пока только на усилении с полицейскими. То что в Приморье (как и везде, собственно) не хватает стражей порядка — история известная. По признанию главы регионального МВД Александра Табакаева, некомплект личного состава в 2023 году составлял 23,1% (в 2022 году — 19,9%). Особенно плохо с участковыми и сотрудниками ППС.

«Чтобы и туристы, и жители чувствовали себя в безопасности, — комментировал причины создания отряда губернатор Олег Кожемяко, — и понимали, что мы оказываем содействие правоохранительным органам, полиции, участковым. Сил не хватает. Многие ребята находятся на фронте. Поэтому «Тигр-правопорядок» нацелен на то, чтобы некоторый вакуум [восполнить]». Планируется, что со временем дружинники возьмут под контроль и будут охранять стратегические объекты региона.

Сейчас отряд работает только во Владивостоке, в планах — расширяться на другие города Приморья. В перспективе в «Тигр-правопорядок» наберут 300 бойцов.

Для порядка

На центральной площади Владивостока — жара, голуби и китайские автобусы, которые привезли туристов. Здесь в 11 утра начинается наш маршрут, включающий также излюбленные места гостей города: Корабельную набережную и набережную Цесаревича.

Пока что в городе «Тигр» задействован на трех маршрутах. Второй — это набережная Спортивной гавани, где по вечерам людно и шумно, много пьяных, дает о себе знать и большой открытый фуд-корт. А третий — в пригороде, на побережье бухты Лазурной, больше известной как Шамора. Летом здесь китайцев не так уж много (у них свои теплые моря и аквапарки), зато толпы хабаровчан и жителей других регионов страны. Причем с патрулями полиции в том районе особенно плохо, и особенно по ночам. Поэтому дружинники на усилении, конечно, не лишние.

На площади два патрульных и три дружинника подходят к группе мигрантов проверить документы. Те не дергаются: бумаги в порядке. Дневные смены вообще, как правило, спокойные, ну максимум нелегала можно поймать. А вот ночью начинается…

Патрульные и дружинники проверяют документы у группы мигрантов. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

— Днем, конечно, потише, — рассказывает старший группы дружинников Сергей. — Вечерами и по ночам пресекаем драки. Попадаются наркоманы, нелегалы. Больше тех, кто распивает на улицах.

Сергей — ефрейтор. Долгое время ходил в моря. Потом ушел на СВО в дружину «Тигр». Воевал в Новоникольском и Новомихайловке. В морях зарплата, признается, побольше…

— …Но есть желание служить стране, наводить порядок. Почему решил пойти в дружинники? Потому что эти люди занимаются непосредственно наведением порядка в городе. Мне это по душе. Там мы на СВО помогали стране на Украине, на данный момент помогаем здесь. Если мы этого не будем делать, то ни к чему хорошему это не приведет. И надо делать упор на то, чтобы был порядок, чтобы все соблюдали законы, вели себя подобающе, знали Конституцию России… Все должны быть равны в плане закона.

Судимых нет

Вообще-то восьмичасовая рабочая смена дружинников и полицейских началась за час до, собственно, патрулирования — с развода в отделе полиции (наших — во Фрунзенском). Бойцы получают распорядок, задачи на день и выдвигаются на маршрут. По окончании смены — отчет. Кстати, сформировавшихся «раз и навсегда» групп нет: каждый дружинник выходит на смену с тем напарником, которого к нему приставит руководство.

— Основной критерий, по которому нас принимали, — здоровье, физические данные. И понимание того, чем ты будешь заниматься. Насчет «экзаменов» каких-то — уже все сдано, на СВО. И пробежать, и выполнить задачу, и вернуться живым, — говорит Сергей. — У нас в отряде люди от 25 лет. Не только добровольцы, но все прошли СВО. Нет, судимых в отряде нет.

Идем на Корабельную набережную, уворачиваясь от галдящей толпы китайских туристов, которые норовят сфотографироваться с людьми в форме (дружинники и полицейские от этого не в восторге). Они вообще очень шумные, но законы уважают, и в целом проблем от них нет. Кстати, трудовые мигранты из КНР тоже в сводках, как правило, не фигурируют.

Мы идем по пыльным шпалам мимо военного причала вдоль пятизвездочной гостиницы, где празднуют свадьбу. Грешным делом, заглядываюсь на фонтан с прохладной водой. На улице жара под 30. А мои спутники вообще в униформе. «Тигры» Сергей и Евгений одеты в черные брюки, поло с нашивками и кепки, трекинговые ботинки. Признаются: жарко, конечно. В принципе можно зайти в торговый центр на маршруте, чуть охладиться под кондиционером (там на нас бросают косые взгляды продавщицы) — но большая часть работы проходит, так сказать, на свежем воздухе. Игорь пока просто в камуфляже, потому что еще на стажировке.

Стажер он тоже непростой — 26 лет отработал в уголовном розыске, ушел на пенсию и устроился в службу безопасности аэропорта. Оттуда — на СВО, добровольцем. Воевал под Волновахой. По окончании полугодового контракта пришел в народные дружины. На поясе у него — сумка с наклейкой «За веру, царя и святую триединую Русь» и Спасом Нерукотворным.

— Много организаций помогает там, на передовой. Вот нам сделали для защиты. Хочется верить, что все помогает. И свои молитвы, и когда люди за тебя молятся. Там хочется верить во все хорошее, — говорит стажер Игорь.

Отряд добровольных дружинников из ветеранов СВО «Тигр». Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»

Своим поблажки не будет

С собой у каждого дружинника — индивидуальная аптечка, блокнот с ручкой (чтобы записывать ориентировки или фиксировать свою работу), документы: удостоверение дружинника и удостоверение охранника шестого, то есть высшего, разряда. Удостоверение позволяет носить оружие, и на него специально сдавали экзамен на базе ДОСААФ: теория, законы, тактическая стрельба в тире. Но на обычных рейдах оружия у «тигров» нет. И даже на праздновании Дня города не было.

— Если кто-то нападет, есть полицейские, — объясняют мне. 

У постовых с собой и пистолеты, и дубинки. Зато, кстати, нет аптечки.

У группы быстрого реагирования «Тигр-правопорядок» (есть и такая) свое снаряжение, в котором и облегченные бронежилеты, и рации, и дубинки.

Кроме того, есть у отряда и микроавтобус с дронами, и служебный автомобиль.

— Экипировка есть, — подтверждает Сергей. — Далее, возможно, будет использоваться. Все зависит от поставленных командованием задач. Пока что задача — патрулировать.

Проверить ваши документы, составить протокол или применить силу дружинник по закону не может — это делают полицейские. «Тигры» могут увидеть правонарушение и сообщить полицейскому или прийти на помощь в случае необходимости. 

Меня уверяют, что с участниками СВО никаких проблем пока не было. Но если что, «тигры» обещают: поблажек не будет.

Для дружинников это — основная работа, нормально оплачиваемая по меркам Приморского края. Причем платят больше, чем пэпээсникам. Зарплата — 70 тысяч рублей, на функционирование отряда уже на текущий год из бюджета края выделено около 90 миллионов.

— Молодежь не хочет работать в полиции, — говорит дружинник Евгений. — А те, кто работает, — достойные молодые люди. Вот так и напишите. И скажите, чтобы им повысили зарплату. Потому что их мало, а они выполняют работу за троих.

Дружинники проверяют документы у мигрантов. Фото: Валерия Федоренко / «Новая газета»


«Тигр-правопорядок» не только патрулирует улицы города с ППС по плановым маршрутам. Как сообщали в прокуратуре края, дружинники приняли участие в проверке мест проживания мигрантов. В июне 2024 года на улице Фадеева, где много складских помещений, загорелся контейнер. После этого местные жители пожаловались, что рядом живут как минимум 40 иностранных граждан. Как выяснилось, четверть из них — нелегалы.

Вместе с прокуратурой проверку проводили специалисты пожарного надзора, росреестра и полиции. «Сопровождение и безопасность проверки обеспечена сотрудниками УФСБ России по Приморскому краю и недавно созданным отрядом «Тигр-правопорядок», — сообщили в надзорном ведомстве.

А недавно вместе с полицейскими дружинники «накрыли» на Патрокле (микрорайон около популярной среди горожан бухты Соболь) кафе, незаконно торгующее алкоголем. На шум и хулиганство жаловались местные жители.

Владивосток

Справка «Новой»

По информации из открытых источников, ООО «Охранное агентство «Тигр Правопорядок» зарегистрировано 21 декабря 2003 года. Учредитель — Максим Танцюра. Директор ООО, он же командир отряда «Тигр-правопорядок», — Дмитрий Мун. Ранее Мун много лет работал в полиции, в том числе возглавлял известный во Владивостоке отдел расследования преступлений против личности (ОРППЛ). В различных источниках несколько лет назад сообщалось о том, что в этом отделе проводили пытки подозреваемых с целью «выбить» доказательства. ОНК опубликовала видео, где о пытках говорят сами заключенные. Уголовных дел о пытках в ОРППЛ не возбуждалось.