20 августа 2024. Вторник
Она только что вышла в Издательском доме «Комсомольская правда». И сразу же завоевала популярность у читателей.
«Комсомолка» начинает рекламу этой новинки так: «Увлекательные истории из жизни великих советских актёров и режиссёров — драматические моменты и творческие авантюры, розыгрыши, романы и расставания … ».
Сам автор, спецкор и кинообозреватель «Комсомольской правды», в предисловии более строг, скромен и — информативен:
из предисловия к книге
«Я пришёл в эту газету в августе 1992 года старшеклассником и 32 года пишу в ней о культуре, в первую очередь — о кино. В том числе и про отличных актёров, которые играли во всеми любимых старых советских фильмах.
Это очерки об их жизни, чаще всего драматической. Актёр — одна из самых зависимых профессий на Земле. Тысячи актёрских судеб были погублены просто из-за того, что человек не смог найти «своего» режиссёра или «свой» сценарий», из-за того, что ставили палки в колёса чиновники, цензоры или интриганы, наконец, из-за собственного характера, с которым человек не смог совладать. <…> Почти все могли (и готовы были) сниматься больше. Но и благодаря тому, что было сыграно, герои этой книги смогли стать родным для миллионов людей».
Человеческий масштаб, который выбрал и акцентирует, делает своей «визитной карточкой» автор (актёры — тоже люди, со всеми их слабостями, противоречиями, чудачествами), пожалуй, то, что исходно располагает читателя и к автору, и к его книге. Но — парадокс. Именно это — может даже, и независимо от воли автора — переводит повествование в исторический масштаб.
За судьбами описываемых актёров и режиссёров встаёт великая и трагическая история и судьба страны СССР, откуда все мы родом. И любимые нами актёры и режиссёры тоже. Хотя некоторые из них и родились ещё до Октябрьской революции. Они жили в сложное, противоречивое время. И реакция их на это время была непростой, порой противоречивой.
Любовь Орлова, например, после «Весёлых ребят», «Волги-Волги», «Цирка», «Весны» стала всенародной любимицей. И поныне остаётся. Но… одновременно она была любимицей и Сталина.
Из книги Д. Корсакова
«Однажды на приёме Орлова решила сказать несколько слов, встала и двинулась в сторону диктатора. Его охранники тут же рванулись преградить ей путь. Сталин приказал им остановиться, встал и произнёс: «Говорите, товарищ Орлова! Мы вас внимательно слушаем. Говорите сколько хотите. Будем все стоять и слушать». Все встали и слушали. По слухам, на том приёме Сталин даже лично попытался исполнить в дуэте с ней «Песню о Волге» — тоже похоже на правду, учитывая, что он видел соответствующую картину уже раз пятнадцать».
Редко кому из нынешних почитателей актрисы известен такой приводимый Д. Корсаковым факт. В 1930-40-е годы она «занималась публицистикой, была своего рода колумнисткой, высказывалась в печати по самым разным поводам». Например, о присоединении западных Украины и Белоруссии, «где люди раньше даже боялись петь на родных языках», а теперь «ищут непривычные для них слова счастья, чтобы восславить новую жизнь, Красную армию, советское правительство, мудрого Сталина». Была ли она искренней, когда писала о людях, которые «ищут … слова счастья, чтобы восславить … мудрого Сталина»? Была ли его «любовь» к ней, к тому, что ей дорого, взаимной?
Внучатая племянница Орловой Нонна Голикова вспоминала в интервью «Комсомольской правде»:
«Я сделала для себя неожиданное открытие в 1953 году, сразу после смерти Сталина. Мне тогда было 13 лет, нас вывели на школьную линейку и сообщили об этом известии. Мы все рыдали. А потом я пошла ужинать к Орловой и Александрову, и за столом вдруг заговорили на эту тему. И тут Любовь Петровна тихо, но отчётливо произнесла: «Слава Богу, эта сволочь наконец-то сдохла!»
И у неё были все основания так думать и говорить. Её первого мужа, высокопоставленного работника Наркомзема, репрессировали. Одного из авторов сценария «Волги-Волги» Николая Эрдмана сослали. Оператора этого фильма Владимира Нильсена расстреляли…
В книге 32 главы. И в названия 31-й из них вынесены имена тех актёров и режиссёров, о которых в них идёт речь. Вот эти имена.
Григорий Александров, Алексей Баталов, Сергей Бондарчук, Леонид Быков, Ролан Быков, Олег Видов, Георгий Вицин, Наталья Гундарева, Людмила Гурченко, Олег Даль, Георгий Данелия, Александр Демьяненко, Рина Зелёная, Савелий Крамаров, Марина Ладынина, Василий Лановой, Евгений Леонов, Владимир Меньшов, Андрей Миронов, Евгений Моргунов, Владимир Мотыль, Андрей Мягков, Юрий Никулин, Любовь Орлова, Анатолий Папанов, Михаил Пуговкин, Надежда Румянцева, Николай Рыбников, Эльдар Рязанов, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев.
И в судьбах многих из них не меньше драматизма, чем во внешне «благополучной» судьбе Любови Орловой.
Удивительная книга. Кроме этих звёздных имён, она, как необъятное небо, густо, до отказа заполнена и другими звёздами. Более того — звёзды эти соединяются в причудливые созвездия. Но это не те звёздочки, звездульки-времянки, которые на необъятных российских просторах, как на дрожжах, восходят на щедрых спонсорских подачках нуворишей-толстосумов и так же быстро, как говорится, «то потухнут, то погаснут».
Героев книги связывает одна объединяющая их линия: их полюбил народ. Конечно, полюбил прежде всего героев, коих они лицедействуют. Но тот, кто на экране — герой, достойный подражания, а в реальной жизни — мд-а-а — это не о них. Не только отсвет любимых народом киноролей ложится на любимых народом актёров, но и наоборот — отсвет личностей любимых народом актёров ложится на их творчество.
Известному нашему писателю, современнику героев книги Д. Корсакова принадлежат слова: «Каждая эпоха проверяет сердца по-своему. Неважно, какая эпоха — важно, какое сердце». Нет, какая эпоха — это тоже очень важно, особенно когда речь о такой сложной, противоречивой, героической и трагической одновременно эпохе, в которую были погружены судьбы любимых народом актёров. И всё-таки! Всегда, во все века и эпохи важнее всего всё-таки будет сердце. Вот об этом книга.