Комментарий · Политика

Русские следы на площади Каталонии

Есть ли связь между испанскими сепаратистами и лоббистами из России. Или Москву разыграли?

Сторонники бывшего главы правительства Каталонии Карлеса Пучдемона во время его выступления, 8 августа 2024 года. Фото: AP / TASS

У площади Каталонии две беды — голуби и туристы. Все они оставляют следы своего пребывания в Барселоне, занимающем сегодня 12-е место в мире по количеству визитеров. Обозреватели самой влиятельной каталонской газеты La Vanguardia, свежий номер которой можно купить прямо на площади — в лобби отеля Olivia Plaza, считают, что к голубям и туристам можно прибавить новую беду города — политических гастролеров из разных стран, которые пытаются поймать свою рыбу в мутной воде современного политического сепаратизма. Идеолог проекта независимости Каталонии Карлес Пучдемон вернулся домой и тоже куда-то пропал. 

Где вы были 8 секунд?

В каждом языке есть пословица, которая говорит о временности явления. Русские говорят «халиф на час», японцы — «сегун на 13 дней». А каталонцы могут вам рассказать про «независимость на 8 секунд». И даже могут в шутку спросить, где вы были все это время?

Ровно 8 секунд осенью 2017 года Каталония была независимой. 10 октября на заседании парламента лидер автономии Карлес Пучдемон объявил о подписании декларации независимости, провозглашающей выход Каталонии из состава Королевства Испания. Это известие собравшиеся на площади его сторонники, голуби и туристы встретили овацией и криками радости. Через 8 секунд эйфория закончилась: Пучдемон заявил о приостановке вступления в силу декларации. Как потом уточнил сам глава каталонского Женералитета, таким образом он хотел дать Мадриду еще одну возможность решить все вопросы относительно сецессии Каталонии мирным путем через прямые переговоры. Решением о постановке важнейшего каталонского политического проекта «на паузу» удивило не только сторонников сеньора Карлеса, но и политиков Мадрида. Но не меньше их удивились тогда в Москве, где рассчитывали, что Пучдемон пойдет до конца.

Национальный разведывательный центр (CNI) Испании и полиция Каталонии, ведущие расследование событий 2017 года, уже 7 лет настаивают на том, что Карлес Пучдемон был связан с Кремлем.

Россия не просто поддержала политический сепаратизм Каталонии: участие ее государственных институтов «имело организованную и пирамидальную структуру». Это цитата из доклада Главного управления информации Национальной полиции Испании, которое занимается сбором и анализом информации, связанной с национальной безопасностью и терроризмом.

Глава Каталонии Карлес Пучдемон выступает с речью в региональном парламенте, 10 октября 2017 года. Фото: Zuma / TASS

Операция Троя

Доклад носит кодовое название «Операция Троя», и это чрезвычайно интересно. На первый взгляд, в роли спартанцев, поддержавших Пучдемона и пытавшихся на своем коне заехать в раздираемую противоречиями Барселону, изначально якобы выступили «сотрудники военной разведки Владимира Путина», как пишут авторы документа.

Но анализ документов, частично опубликованных изданием EL PERIÓDICO, превращает политический детектив в ироничный сериал, где были и спартанцы, и конь, и встречи на подземных парковках, и векселя на миллиарды долларов, и агенты российских спецслужб. И «дары данайцев», которые куда-то пропали.

Отчет Главного управления информации, который хронологически связывает работу штаба Карлеса Пучдемона с поименно названными «эмиссарами Кремля», сегодня изучает барселонский судья Хоакин Агирре, который в октябре 2020-го выделил «русский след» каталонских событий в отдельное дело и добавил в него обвинение в создании преступного сообщества. От его судебного решения зависит, будут ли с Пучдемона сняты обвинения в организации мятежа и госизмене, и сможет ли он вернуться в Каталонию, не опасаясь ареста.

Правая рука Пучдемона, глава его офиса в Ватерлоо Жозеп Луис Алай. Фото: соцсети

Материалы «Операции Троя» содержат подробный список соратников Карлеса Пучдемона, которые контактировали с «эмиссарами Москвы». Прежде всего, это правая рука Пучдемона, глава его офиса в Ватерлоо Жозеп Луис Алай, историк и литературовед, автор перевода на каталанский язык книги «Женщина, которая умеет хранить тайны». Ее написала Елена Вавилова, которая под именем Трэйси Ли Энн Фоули (Tracey Lee Ann Foley) вместе с супругом Андреем Безруковым (он же — Donald Howard Heathfield) почти четверть века проработали разведчиками-нелегалами в разных странах, в том числе — в США, где в итоге были арестованы ФБР.

Елена Вавилова. Фото: соцсети

Но с кем именно в Москве вели переговоры каталонские заговорщики?

Скажи мне, кто твой друг

В переписке, которую бывший профессор Барселонского Университета, специалист по Тибету и литературовед Жозеп Льюс Алай вел с адвокатом Карлеса Пучдемона по имени Гонсало Бойе, он называл несколько имен своих конфиденциальных агентов.

«Мой журналист в Москве Эдвард Чесноков начинает работать в новостном Telegram-канале «Незыгарь», он главный в России». Также Алай пишет, что знаком с Евгением Примаковым, новым главой Россотрудничества, и называет его «правой рукой» Владимира Путина: «Некоторые говорят, что он влиятельнее министра иностранных дел». Собеседник Алая — адвокат Бойе — вряд ли является знатоком российской политики и медиа, иначе бы он долго смеялся.

Эдвард Чесноков. Фото: соцсети

Из материалов расследования испанской газеты El Мundo известно, что проводником в мир большой российской политики для Жозепа Алая был проживающий в Испании предприниматель Александр Дмитренко, который обещал «открыть в Москве многие двери». Занимавший должность «президента Каталано-Российской торгово-промышленной палаты», о которой в Каталонии никто ничего не знает, ресторатор и специалист по «взысканию долгов» Дмитренко для начала познакомил Алая с человеком, близким к Владиславу Суркову Артемом Лукояновым, семья которого живет в маленьком городке Кастельдефельс в 20 км от Барселоны. А потом отвез в Москву. Там встречи были уже поинтереснее. В МГИМО Алай знакомится с тем самым российским нелегалом Андреем Безруковым и его женой Еленой Вавиловой, которых в 2010-м в составе группы арестованных ФБР сотрудников российской разведки обменяли на четырех российских граждан, включая уже всемирно известного Сергея Скрипаля.

Сегодня получивший вид над жительство в Испании Александр Дмитренко отрицает, что во время визита в Россию Алай встречался с высокопоставленным генералом российских спецслужб Олегом Сыромолотовым, который отвечал за противодействие терроризму, занимая должность заместителя министра иностранных дел России. Но в материалах разведки Испании такая информация есть. О встрече Алая с экс-генералом ФСБ писали и другие СМИ. В мае 2023 года Сыромолотов был уволен из МИД России.

Александр Дмитренко. Фото: соцсети

Имена россиян в докладе «Операция Троя» с хронологической точностью возникают в связи с визитом в Россию следующего эмиссара Каталонии — известного политика из окружения Пучдемона, советника по международным связям партии Convergència Виктора Терраделласа. По какой-то причине Терраделлас во время своего визита тоже посетил МГИМО, где с ним познакомился «стройный пожилой русский политолог и бывший депутат, близкий к Кремлю». Тот представился: Сергей Марков.

Позднее Марков признает факт встречи

«Я думаю, что контакты в той или иной форме должны были быть. Кризис затягивался, и Россия должна была получать информацию о том, что происходит в Каталонии. Но политических контактов между Кремлем и Пучдемоном не было. Я думаю, что к нему были посланы люди из спецслужб, деятели технического профиля, которые выдавали себя за журналистов, но не было ни одного человека, который мог бы ему что-то пообещать в какой-то момент».

Сергей Марков. Фото: соцсети

Из «командировки в МГИМО» Терраделлас вернулся окрыленным. В телефонных разговорах и переписке, которые он впоследствии вел с политиками и бизнесменами Каталонии, упоминается не только финансовая помощь, обещанная Москвой, но и 10 000 вооруженных солдат, якобы готовых прийти из России на помощь «каталонской революции».

Судья Хоакин Агирре, изучающий материалы «Операции Троя», уверен, что целью Терраделласа в ходе переговоров с Москвой было «добиться признания каталонской независимости» со стороны Кремля в обмен на признание Крыма частью России. Возможно.

Но кто и зачем мог пообещать Алаю и Терраделласу деньги и вооруженных солдат?

Дары, данайцы, вексель и таинственное фото

В докладе Национальной разведки Испании в качестве человека, который в 2017 году предложил Каталонии финансовую поддержку Москвы, упоминается некий дипломат Николай Садовников. Осенью, за несколько дней до провозглашения независимости, он встречался с лидерами «каталонского проекта» в офисе Casa dels Canonges, в официальной резиденции Пучдемона.

Проведя совместное расследование, журналисты многих СМИ и журналистских организаций еще два года назад установили, что Садовников «в прошлом представлял Кремль в чувствительных зонах конфликта и был замечен по крайней мере одним западным разведывательным агентством, которое отметило, что у него есть прямая линия связи с главой российского государства». В личное знакомство с Владимиром Путиным загадочного эмиссара Садовникова в Испании до сих пор не верят, но в крупных проектах МИДа он участие принимал — в Иране, Сирии, Каталонии. Согласно версиям полиции и испанских медиа, Садовников и некий «генерал Сергей Мотин», также присутствовавший на встрече с Пучдемоном в Casa dels Canonges, в качестве условия финансирования «каталонского проекта» якобы просили политиков «превратить Каталонию в цифровую Швейцарию»: 

изменить законодательство в сфере использования криптовалют и создать новым партнерам «налоговый рай» для биткоинов из России. Они и якобы предложили Пучдемону 10 млн евро и 10 000 вооруженных «российских волонтеров».

Позднее Садовников все это будет отрицать, заявив: «Я никогда не работал на российское правительство». Когда ему предложат опознать Пучдемона хотя бы на фото, он скажет, что «потерял память после перенесенного ковида». Таинственный Сергей Мотин умер в Барселоне в 2018 году, вскоре после описываемых событий.

Но тогда, осенью 2017-го, предложение русских вызвало у собеседников интерес. Контактировать с ними (и забрать предложенные деньги) должен был один из помощников Пучдемона, чье имя спецслужбы пока предпочитают хранить в тайне. Первая встреча с «русскими» должна была состояться на подземной парковке торгового центра Centro Comercial Magic в Бадалоне. Странное место, учитывая, что парковка была буквально напичкана камерами наблюдения.

«Помощник» купил билет в кинотеатр, чтобы в случае провала объяснить свое пребывание в этом месте, и приехал на конспиративную встречу в назначенный час. «Русские» не пришли. Вторая встреча была назначена через несколько дней на террасе отеля Arts de Barcelona, где «русские» должны были передать помощнику Пучдемона сразу 10 млн евро наличными для его «босса». Но они опять не пришли. Чуть позднее они написали своему секретному конфиденту в мессенджере, что выданные им для проведения операции деньги «случайно» оказались фальшивыми.

Наконец, «русские» все-таки прислали советнику Пучдемона подтверждение серьезности своих намерений. Это было фото денег. Точнее — фото чемодана, в котором лежали 100 млн евро. Незадолго до этого советник Пучдемона все-таки получил кое-что лично из рук «эмиссаров Кремля». Это был «вексель» на сумму в 500 миллиардов (!!!) долларов, в котором было так много орфографических ошибок, что каталонские сепаратисты засомневались в искренности «новых друзей». Если у русских и были деньги, они почему-то очень не хотели их отдавать.

Вексель и фото чемодана с деньгами, которое было предъявлено как демонстрация намерений. Фото: соцсети

Во время слушаний стало известно, что чуть позже окружением Пучдемона были открыты банковские счета некоммерческих организаций CATGlobal и CARCip, куда все-таки пришли деньги неизвестного происхождения в криптовалюте. Источники, близкие к расследованию, утверждают, что было осуществлено несколько денежных переводов на значительные суммы. Первый платеж, сделанный в 2018 году, составил 56 биткойнов (около 525 000 долларов США), а второй платеж — 1 биткойн (около 10 000 долларов США).

Троянский конь

Спецслужбы Испании следили за переговорами каталонских политиков с «эмиссарами Москвы» с самого первого дня. Позднее они дадут спланированную утечку в прессу, и газета El Confidencial приведет подробные данные о визитах в Барселону сразу семи сотрудников, по их мнению, российских спецслужб, которые совершили 10 поездок в Каталонию в период с 2014 по 2019 год. Особое внимание было уделено визиту в Барселону за несколько дней до референдума (29 сентября 2017 года) таинственного гостя Сергея Федотова, который в ходе операции полиции под кодовым названием «Волк» был идентифицирован как высокопоставленный сотрудник военной разведки России С. Позднее Скотланд-Ярд назовет его имя среди причастных к отравлению семьи Скрипалей.

Можно предположить, что о слежке за ними знали и Пучдемон, и визитеры из Москвы. Из-за высокого риска быть раскрытыми участники переговоров срывали встречи на парковке в Бадалоне и в лобби отеля в Барселоне. Трюк с векселем на 500 миллиардов вообще превратил историю о финансировании Кремлем каталонских протестов в комедию. «Троянский конь» из Москвы был фарсом?

А если все было ровно наоборот?

Команде Карлеса Пучдемона был нужен не столько финансовый капитал, сколько политический. Потенциал каталонского сепаратизма невысоко оценивался в Европе, и даже Мадрид считал, что внутри собственной страны мы как-нибудь сами договоримся. 

Усилить переговорные позиции Пучдемона мог таинственный и мощный союзник, стоящий за спиной каталонцев и готовый прийти на помощь в трудный момент. Кремль, сделавший ставку на региональный сепаратизм в разных частях света, на эту роль подходил идеально.

«Московская карта» была разыграна каталонцами очень красиво: авиаперелеты в Москву, встречи в МГИМО, ужины с политологами и журналистами в публичных местах, перевод книги агентов СВР на каталонский язык. Что еще нужно сделать, чтобы тебя заметили?

В конце концов сам проект независимости Каталонии на 8-й секунде был прерван не армией Испании, не спецслужбами, не полицией, а самим Пучдемоном. Он торговался, пряча в рукаве козыри — карты, на которых были лица Примакова, Маркова, каких-то никому не известных в Испании журналистов и депортированных из США агентов российской разведки. Ну и пара биткоинов, возможно. Тогда он проиграл, эмигрировал, но набрался сил и хочет попробовать еще раз. «Грядут решающие, критические дни», — говорит он сегодня, готовя свое возвращение в Барселону. «Мы должны подготовиться и перевооружиться».

В Барселоне Пучдемона с нетерпением ждет судья Хоакин Агирре, который, прерываясь разве что на послеобеденную сиесту и пару крепких cortado с молоком, готовится арестовать бывшего лидера Каталонии, обвинив в государственной измене. Самое интересное в этой истории еще впереди.

P.S.

Любопытно было бы уточнить, кто и в каком объеме в Москве на самом деле финансировал «каталонский проект», кто оплачивал командировки в Барселону и ужины, кому были выделены бюджеты на лоббизм, взятки и пиар-проекты. Только не говорите, что в России сегодня бывает как-то иначе — геополитика стоит дорого, и кто-то на ней уже «заработал».