Комментарий · Культура

Весть ни о чем

Очередная масштабная выставка Русского музея — о способах доставки слова, но не о его свободе

Фото: Государственный русский музей

Очередная выставка Русского музея с символическим названием «Весть», посвященная изменению средств информации на протяжении тысячелетий и отражению этого процесса в искусстве, открылась в корпусе Бенуа. Она представляет все сразу: глиняные таблички, газеты, телетайпы, факсы, телевизоры, вести из космоса, слухи и сплетни, письмена-коды-шифры… Но не представляет главного: понимания, что важнейшие составляющие информации — ее подлинность и объективность, — невозможны без свободы слова.

«Весть» занимает оба крыла корпуса Бенуа, в которых выставлено около 300 произведений из собрания не только Русского и еще нескольких государственных музеев, но и из частных коллекций, от самих художников. Разные эпохи, разные стили и направления — от доисторической письменности и древнерусских икон, до классики соцреализма, стрит- и сайнс-арта. Рядом с Иваном Айвазовским, Ильей Репиным, Орестом Кипренским, мастерами русского авангарда представлены работы современных российских художников — Петра Белого, Аллы Урбан, Андрея Бартенева, Татьяны Парфеновой, Ольги Мичи, Покраса Лампаса, Ивана Говоркова, Елены Губановой, группы «Ресайкл», Григория Брускина и других. Часть работ была специально создана для выставки. На ней впервые в истории ГРМ представлено большое количество предметов, созданных с использованием современных технологий, видеоарта, инсталляций, и это отличает ее от многих других.

Экспозиция организована в тематические блоки: «Письмо», «Послание как ритуал», «Газета», «Радио», «Телефон», «Телевидение», «Письмена-коды-шифры», «Слухи, сплетни, дезинформация», «Вести из космоса», «Вестники», «Сигнал», «Цифровой мир». Акцент во всех этих разделах сделан на трансформации средств передачи информации, их атрибутов и сопутствующего оформления.

Фото: Государственный русский музей

Как объясняют кураторы, идея выставки родилась у них из философии Маршала Маклюэна, знаменитого канадского культуролога и философа, который в своей книге 1946 года «Понимание медиа: внешние расширения человека» написал: «The Medium is the Message», — то есть средство коммуникации есть сообщение. И ГРМ решил не просто показать атрибуты средств коммуникации в их историческом развитии — приборы, аппаратуру, технологии, — а представить средства связи разных эпох через искусство глазами художников. Этой простой идее кураторы попытались придать космическое звучание, представив выставку библейским словом «Весть» (благая весть как источник истины и высшего знания). Но яркость названия, как известно, не всегда поддерживается масштабом воплощения.

Вот пример. Впервые к подготовке выставки ГРМ привлек архитектора: Анна Ильина организовала пространство с помощью выгородки, напоминающей, по ее замыслу, одновременно и серверную, и фондохранилище. Каждая секция оснащена символическими пучками проводов-антенн и зеркальными панелями, отражающими посетителей и предметы. 

И это интересное решение — жаль только, что замысел и воплощение сильно расходятся: секции серверной больше напоминают канцелярские стеллажи, декорированные неоновыми проводами и мозаикой из осколков зеркала.

Русский музей известен сухими названиями своих выставок: «Небо», «Вода», «Дорога в русском искусстве» и т.д. Кураторы составляют эти экспозиции, как правило, по простому принципу: это небо — в нем летают птицы и самолеты, это вода — ее пьют или в ней плавают. И экспозиция новой выставки страдает теми же родовыми недугами: предметы между собой связаны лишь общим термином (например, «Письмо» или «Газета»), а их соседство в композиции вызывает либо множество вопросов, либо полное недоумение.

Например, в своеобразном аванзале (южное крыло), предваряющем экспозицию, друг против друга представлены «Девятый вал» Айвазовского, написанный в 1850 году и закрученный спиралью, напоминающей Башню Татлина, и смартфон — работа 2010 года современных художников Аристарха Чернышева и Алексея Шульгина 3G International. «Девятый вал» повешен на стену намеренно низко — так, чтобы зритель в первую очередь обратил внимание не на фантастическое мастерство Айвазовского-мариниста, а заметил крошечное красное пятно в центре: человек на плоту подает сигнал о помощи. Если учесть глухой фон стены и общий полумрак в зале, то в целом Айвазовский и его мастерство «тонут» в попытке кураторов связать красное пятнышко на огромном полотне и сверкающие экраны гаджетов в один сюжет о трансформации средств связи. И требуется подробная экспликация или объяснения кураторов, почему эти экспонаты оказались рядом.

Фото: Государственный русский музей

Раздел «Письмо» открывают знаменитые «Запорожцы» Ильи Репина. Впервые полотно представлено посетителям без рамы. По мнению кураторов, это позволит рассмотреть мельчайшие детали самой, пожалуй, известной работы Репина и постичь всю глубину замысла.

«Все привыкли, что запорожцы у Репина просто пишут письмо, — говорит Александр Боровский, завотделом Новейших течений Русского музея. — А на самом деле это театральный перформанс, ведь они все друг перед другом красуются».

Но театральная зрелищность «Запорожцев» «вянет» рядом с соседними экспонатами. Мрачная стенка с работой 2013 года «Ящики» Александра Дашевского и картиной Александра Лактионова «Письмо с фронта» (авторский повтор 1962 года) опускают стихийный размах репинских персонажей до обшарпанной советской парадной. Несколько роскошных работ Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой и Ольги Розановой буквально тонут в последующем «сталинском ампире»: «Старатели пишут письмо творцу Великой конституции» Василия Яковлева незабвенного 1937 года, «Курсанты выпускают стенную газету» (дипломная работа Лактионова 1938 года), «Ленин у прямого провода» Игоря Грабаря, 1933 год.

Таким образом организованы все разделы выставки: набор работ по теме с изображениями предметов или признаками предметов, расставленными или развешенными по стенам без определенной мысли или логической последовательности. На мой вопрос: 

так почему же выставка названа «Весть»? — Александр Боровский ответил незатейливо: «Хотел назвать без определений, кто придет, тот погрузится, пусть предметы говорят за себя».

Погрузиться на выставке есть во что, экспонаты здесь собраны самые разнообразные по жанрам, техникам исполнения, времени создания: живопись, графика, скульптура, мейл-арт, фарфор, инсталляции, видеоарт. Часть работ мало известна зрителям или впервые выставляется в залах ГРМ. Как, например, ансамбль из фарфора Инны Олевской «Набор журналиста». Или созданный специально для выставки арт-объект Андрея Бартенева «Вести разносим вместе». Но самостоятельно понять, почему эти предметы заняли свое место именно в этой части выставки и соседствуют с другими объектами композиции, можно не всегда, требуются подробные объяснения.

Фото: Государственный русский музей

Работам современных авторов посвящено северное крыло корпуса Бенуа. И эту часть выставки можно назвать наиболее удачной: она не отягощена историческими и идеологическими аллюзиями, там свободнее и больше предметов, позволяющих посетителям остаться наедине со своими мыслями, чувствовать и переживать собственные эмоции, не навязанные концепциями искусствоведов или внушениями идеологов. Там больше свободы творчества, не связанной с политикой или идеологией.

Но переходя из одной части выставки «Весть» в другую, невозможно отделаться от мысли: так про что же эта самая «Весть»? Ведь не только про то, что сначала книги писали, потом печатали, а потом появились радио, телефон, телеграф, интернет. Слово «весть» содержит глубокий религиозный и философский смысл: весть — символ истины и знания, то есть правды в полном смысле этого слова. Две тысячи лет назад благая весть сообщила миру о грядущем спасении, а о чем сообщают современные средства связи? Зачем дорога, если она не ведет к храму? Зачем телефон, если по нему звонят мошенники, зачем газеты, которые скрывают правду? И почему на выставке с таким мощным названием «Весть» об этом не сказано? На этот простой вопрос я услышала в кулуарах очень простой ответ от одного из авторов выставки: «Да не нужны нам эти толчки социальные, политизированные, не нужны!»