Сюжеты · Спорт

А усы он так и не сбрил…

7 августа исполняется 70 лет Валерию Газзаеву — первому и единственному российскому тренеру, которому удалось выиграть Кубок УЕФА

Андрей Успенский, корреспондент

Валерий Георгиевич — наверное, одна из самых противоречивых фигур в отечественном футболе. Именно фигур. Он и на союзных полях запомнился сольными проходами с оригинальными финтами (117 забитых мячей за клубы и сборную) и постоянными спорами с арбитрами, и на бровке руководил эмоционально и качественно (на его счету 12 трофеев), и в Думе пять сезонов служил по-своему гениально. Его любили и ненавидели (загляните в одну популярную электронную энциклопедию и полюбопытствуйте, каким злобным прозвищем нарекли болельщики Газзаева). Он, не терпевший критики и часто взрывавшийся по малейшему поводу, на тренерском мостике раздражал и бесил публику сильнее, чем Олег Романцев. Но именно у вспыльчивого и жесткого сенсея получилось в 1995-м прервать спартаковскую гегемонию, а спустя 10 лет привезти в Москву трофей, о котором фанаты могли только мечтать.

Валерий Газзаев. Фото: Евгений Успенский

Осенью 1993 года в переполненном пресс-центре стадиона «Динамо» 39-летний Валерий Газзаев подал в отставку после того, как бело-голубые крепко продули (0:6) «Айнтрахту» в 1/32 Кубка УЕФА. Но от поспешного решения молодого специалиста обалдел даже коуч немцев Клаус Топмеллер, так как понимал, что его парням просто подфартило — бывают такие матчи, когда у одной команды залетает абсолютно все (кстати, во Франкфурте в ответном поединке «Динамо» выиграло). Впрочем, мне тогда запомнилось не только выражение лица расстроенного донельзя усатого инструктора. Еще пуще врезались в память слова одного очень известного журналиста, который уже в опустевшем и прохладном Петровском парке, подняв рюмку, безапелляционно заявил, что Валерий Газзаев никогда не вырастет в большого тренера: мол, такой резкий персонаж не способен себя контролировать, а значит, и управлять большим клубом ему не дано. Кто бы ведал, что через пару лет на этом же самом легендарном стадионе «неудачник» будет плясать лезгинку с владикавказской дружиной…

Но Газзаев, надо сказать, и в бытность игроком не спешил немедленно радовать болельщиков. Он вообще хотел уйти из футбола в начале 70-х. Не попав с ходу в дубль осетинского «Спартака», форвард поступил… в сельскохозяйственный институт. Потом из вуза его отчислят, поскольку на зеленых газонах у артистичного паренька, обладающего мощным стартовым рывком и умеющего хитро и незаметно для защитников пробить по воротам, дела потихоньку начнут складываться. 

Он превратится в двукратного чемпиона Европы среди молодежи (причем во втором случае в ответном поединке против сборной ГДР Юрий Суслопаров забил золотой мяч с передачи Валерия) и отхватит бронзу Олимпиады-80.

Однако в «Динамо», куда Газзаев перешел из «Локомотива», он тоже с места в карьер не рванул. Более того, в финале Кубка СССР — 79 именно своенравный нападающий не реализовал свой послематчевый пенальти, и хрустальный приз оказался у тбилисцев. Впрочем, через пять лет именно уроженец Орджоникидзе приложит ногу к последнему в советской истории трофею «Динамо». В решающем поединке с чемпионом страны — 84 «Зенитом» он в дополнительное время и откроет счет, и отдаст под занавес голевой пас Бородюку. Следующий (и последний на сегодня) Кубок «Динамо» выиграет в 1995-м. А Валерий Газзаев на посту тренера «Спартака-Алании» в том же году накрутит во внутреннем первенстве всех грандов и подарит Осетии эпический затяжной праздник с пирогами, шашлыками и морем благородных напитков.

Валерий Газзаев и президент республики Северная Осетия — Алания Александр Дзасохов (справа) в раздевалке после «золотого» матча, 1995 год. Фото: СПОРТ-ЭКСПРЕСС / ИТАР-ТАСС

Про ту грандиозную викторию до сих пор ходит множество веселых баек: мол, премиальные актерам в гетрах за победы в важнейших встречах доставляли прямо в раздевалку в чемоданах, а судьи (на домашних матчах) были заряжены нужными людьми, занимавшимися производством водки… Впрочем, настоящая правда в том, что одержимому атаману удалось убедить руководство республики в том, что футбольная команда может объединить и прославить весь регион. Так оно и получилось. А фокусничали владикавказцы, в составе которых были представители 11 национальностей, как ни крути, классно. Штрафные в исполнении Мирджалола Касымова и дриблинг Михаила Кавелашвили доводили до инфаркта вратарей столичных клубов. Анатолий Канищев, подобно танку, продавливал оборонительные редуты противников. А слаломные забеги Игоря Яновского, а ювелирные пасики Омари Тетрадзе!.. Ну, а забить Зауру Хапову считалось за счастье. В предпоследнем туре Бахва Тедеев положит золотой (как впоследствии выяснится) мяч в ворота ЦСКА и побежит отмечать его к Газзаеву, который машинально спрячет то ли непотушенную сигарету, то ли спичку в карман пальто, от чего модный наряд задымится…

В 2000-м огненный сенсей вернется в «Динамо», но в родном клубе у него опять пазл не сложится. Ирония судьбы, да и только. Каюсь, тогда и у меня закралась мыслишка, что не стеснявшийся штрафовать своих подопечных приверженец железной дисциплины способен дирижировать исключительно провинциальными ансамблями. 

С другой стороны, мало кто знает, что Газзаева на заре 90-х приглашала «Фоджа» — клуб итальянской Серии А. Даже предварительный контракт стороны подписали, и тренер сел за учебники итальянского.

К сожалению, через полгода президент «дьяволят» покинул свой пост, и сделка сорвалась. Хотя согласитесь: абы кого на Апеннины не зовут. Значит, что-то заметили в нем «мафиози». Но опять-таки: когда Евгений Гинер предложил «нединамовскому» рулевому возглавить красно-синюю «банду», многие покрутили пальцем у виска. А Евгений Леннорович не ошибся. Да, Газзаев (традиционно для себя) с первого раза «коня» не оседлал: «Локо» в дополнительном матче за золото осенью 2002 года ЦСКА одолеет. Но тут стоит напомнить, что Валерий Георгиевич пошел тогда на совмещение, попутно наставляя на путь истинный молодежную сборную, а затем, после отставки Романцева, взвалив на себя и управление основной национальной бригадой. Тем не менее в следующем сезоне, спустя 12 лет, многострадальный клуб взберется на вершину мощно и дерзко. А виновник сего восхождения получит расчет: Гинер уволит его, не простив летний вылет от македонского «Вардара» в квалификации Лиги чемпионов, а из сборной Газзаев ретируется сам.

Валерий Газзаев. Фото: Евгений Успенский

Зато в 2005-м перезагрузившийся и отдохнувший режиссер, снова шагнувший в армейскую речку, попадет в вечность, выловив для ЦСКА и всего российского футбола Кубок УЕФА. Весенний подвиг красно-синих, скакнувших в плей-офф розыгрыша из главного старосветского фестиваля, тоже уже оброс честными мифами: после столкновений с труппой из Москвы плакали «Бенфика», «Партизан», «Осер» и «Парма». А «Спортинг» в ключевом сражении газзаевцы фирменно грохнули (3:1) в их же логове — на «Жозе Алваладе». Это случилось 18 мая. А 29-го ЦСКА взял еще и кубок страны. В чемпионате же отставание от «Локомотива» казалось нереальным. Но волшебные Карвальо и Вагнер Лав, молниеносные Милош Красич и Ивица Олич, надежные Элвир Рахимич и Евгений Алдонин, бодренькие Сергей Игнашевич и братья Березуцкие, искусный Юрий Жирков и уже тогда феноменальный Игорь Акинфеев настигли-таки железнодорожников. Стоит ли говорить, что слепивший из аборигенов и легионеров бронебойный коллектив Валерий Георгиевич принимал поздравления, как и 10 лет назад, на милой сердцу арене, где его великолепная команда, обыграв бело-голубых хозяев, совершала круг почета?

Золотой дубль Газзаев соорудит и в очередном первенстве. Подобное достижение (два дубля подряд) так до сих пор никому в нашем постсоветском соревновании и не покорялось. А Кубок УЕФА уже никто из отечественных тренеров никогда и не завоюет, потому что данный турнир футбольные начальники переформатировали в Лигу Европы…

Валерий Газзаев. Фото: Евгений Успенский

Суровый же генерал, с которым ЦСКА еще и два кряду Суперкубка возьмет, оставляя всякий раз с носом «Спартак», покинет армейский дом в 2008-м и решит вновь свести свою судьбу с… «Динамо». Но уже — с киевским. И опять за 12 месяцев прогорит по полной программе. Собственно, в 2010-м его активная карьера, по сути, и завершилась. Почему? Да просто его время потихоньку утекало. «Принципы моей работы никогда не менялись: я жестко строил стратегическую линию и требовал победы. И для этого футболистам надо было сплотиться и выполнять то, что предлагает тренер», — скажет однажды Валерий Георгиевич. А к кудесникам-миллионерам нового поколения, естественно, был нужен особый подход, но Газзаев, привыкший с кнутом в руках (и без пряника) накачивать бойцов эмоциями, перестроиться не мог. Да, наверное, уже и не хотел, собрав все значимые награды. Он еще попытается на посту президента реанимировать «Аланию», но, провалив миссию по спасению, окунется в политическую тусовку. Писать о депутатской деятельности лучшего бомбардира Кубка Кубков — 1985 и лауреата премии «Тренер года — 2005» по версии УЕФА не считаю необходимым.

И к фанатично преданному английской забаве Валерию Газзаеву, который, чего уж греха таить, заслужил широко отпраздновать свой день рождения, у меня только одна шутливо-маленькая претензия: он обещал сбрить усы, если ЦСКА пройдет «Осер» в 1/4 финала того самого победного розыгрыша. И не сбрил, объяснив впоследствии это тем, что журналисты не так все истолковали…

С юбилеем, Валерий Георгиевич!

Коллекционные фигурки Валерия Газзаева и Юрия Сёмина. Фото: Евгений Успенский

P.S.

Двадцать лет назад одна фирма выпустила коллекционные фигурки отечественных спортсменов и тренеров. Крошечных атлетов было несколько десятков, а вот наставников — крайне мало. И одним из тех, кто удостоился такой чести, был Валерий Газзаев.