Комментарий · Общество

Взлет и падение владыки Илариона

Синод РПЦ резко отреагировал на сексуальный скандал вокруг главы Будапештско-Венгерской епархии. Но дело не в харассменте

Александр Солдатов, обозреватель «Новой газеты»

Митрополит Будапештский и Венгерский Иларион. Фото: Софья Сандурская / ТАСС

Синод РПЦ резко отреагировал на разоблачительную публикацию одного из эмигрантских СМИ о митрополите Иларионе (Алфееве) — ярком и узнаваемом российском иерархе. Можно констатировать, что его церковная карьера завершена. Но какие еще неприятности могут ждать проштрафившегося богослова и композитора, который, по собственному признанию, не вписался в «очень крутой поворот» истории, случившийся в начале 2022-го? И как все это скажется на репутации РПЦ, если, конечно, эта репутация еще существует?

В скандале, который вроде бы начинался как сексуальный, но перерос в нечто значительно большее, знаковое, разбирается обозреватель «Новой».

Официально

Журнал № 78 заседания Священного Синода РПЦ 25 июля 2024 года.

Имели суждение о положении дел в Будапештско-Венгерской епархии.

Постановили:

  1. Образовать Комиссию по изучению положения дел в Будапештско-Венгерской епархии.
  2. На время работы названной Комиссии временно отстранить митрополита Будапештского и Венгерского Илариона от управления Будапештско-Венгерской епархией.
  3. Временное управление Будапештско-Венгерской епархией поручить Патриаршему экзарху Западной Европы митрополиту Корсунскому и Западноевропейскому Нестору.
  4. Освободить митрополита Илариона от должностей председателя Синодальной библейско-богословской комиссии и председателя Комиссии Межсоборного Присутствия по богословию и богословскому образованию и назначить исполняющим обязанности председателя обеих комиссий Преосвященного епископа Егорьевского Мефодия, включив его в состав Межсоборного Присутствия.

Гей-богословие vs «традиционные ценности»

Для Московской патриархии это не составляло секрета. В среде учащихся московских духовных школ — в большинстве своем юношей ироничных, а иногда и циничных — этого иерарха прозвали «Тетей Ларисой». Кличку «с намеком» стали использовать даже лояльные РПЦ православные блогеры. Но считалось дурным тоном договаривать до конца — намек должен был оставаться намеком, в патриархийных кулуарах принято говорить на языке византийских полутонов. К тому же есть заповедь: «Не судите, да не судимы будете».

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Иларион на вручении государственных премий и наград в Кремле. Фото: Михаил Климентьев / ТАСС

Первым серьезно подступился к теме неистовый разоблачитель «голубого лобби» диакон Андрей Кураев — ныне изверженный из сана в РПЦ (но принятый Константинопольским патриархатом), «иноагент» и политэмигрант. Он, в частности, писал о формировании в РПЦ, вроде бы изо всех сил воюющей за «традиционные ценности», эзотерического гей-богословия.

Патролог Алексей Дунаев изучил это явление и отметил, что опирается оно отчасти на апокрифическое (то есть отвергнутое официальной церковью) Евангелие Фомы, а отчасти — на наследие гностических сект первых веков христианства, считавших физические контакты с женщиной источником грехопадения человеческого рода — «скверной». Но и канонические Евангелия дают зацепки для такого учения (вспомним сцену Тайной Вечери, куда не были допущены женщины, а самый юный тогда ученик Иоанн возлежал у груди Иисуса — Иоан. 13:23).

Этот мотив звучит в опубликованных аудиобеседах митрополита Илариона с 18-летним иподиаконом из Японии Георгием Сузуки: 

«Все мои келейники уходили сами. И всегда причина была одна и та же. Всегда! Причина была женщина».

Фрагмент аудиозаписи бесед митрополита Иллариона с иподьяконом Сузуки. Более полная версия — в телеграм-канале «Политправ»: https://t.me/politprav/4457

По наблюдениям Дунаева, интерес Илариона к гей-богословию проявился еще на раннем этапе его научной карьеры, когда в начале 1990-х, обучаясь в Оксфорде, он переводил на русский фрагменты жития монаха X в. Симеона Благоговейного, содержащие гомоэротические аллюзии.

Согласно попавшим в прессу показаниям юного иподиакона, сделанным им аудиозаписям бесед с Иларионом и приватным фото, митрополит явно нарушал свои монашеские обеты и канонические правила, хотя, так сказать, до полноценного секса дело не дошло.

Иларион охотно делился своей версией происходившего в Будапеште в 2022‒2023 гг. сначала с «нежелательным» изданием, а затем и с государственным агентством РИА «Новости». Разумеется, во всем виновата женщина — на сей раз Вероника Сузуки, которую Георгий называет своей матерью, но Иларион отрицает их родство, намекая, что эта женщина якобы играла роль сутенера-вымогателя. Митрополит обвинил ее в попытке вытрясти из него 384 тысячи евро в обмен на отказ от публикации записей, незаконно сделанных в спальне и кабинетах Илариона. 

Он пообещал подать в суд на Георгия и Веронику, хотя бывший иподиакон и так находится в международном розыске после того, как в конце прошлого года ограбил митрополита и предположительно скрылся в Японии.

Сузуки факта воровства часов и наличных у Илариона не отрицает, но настаивает, что взял их как бы «в залог» — чтобы был предмет торга с бывшим «папиком». Митрополит не смог вразумительно объяснить, за что он сам предлагал сбежавшему от него Сузуки пособие на сумму 2000 евро в месяц. По словам Илариона, помимо денег Сузуки добивались от него отказа от обвинений в адрес Георгия. Митрополит задает эмоциональные риторические вопросы: «Вдруг выясняется, что преступник был жертвой? Почему же он сразу не заявил в полицию, если подвергался домогательствам? Зачем было ждать полгода? И зачем было красть вещи и деньги из архиерейской квартиры?» И в заключение выражает надежду, что вор будет сидеть в тюрьме. Наверное, при таком исходе совесть монаха-иерарха успокоится.

В ближайшем окружении Илариона и раньше замечали молодых людей азиатской внешности. Например, его диаконом служит Вячеслав Ли, который ранее исполнял функции, подобные Георгию Сузуки, но впоследствии женился и был рукоположен в священный сан. Одним из первых фаворитов митрополита был иеромонах Иоанн (Копейкин), ныне запрещенный в служении и бежавший из России.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Иларион. Фото: Пресс-служба МИД РФ / ТАСС

О нем «Новая» рассказывала в связи со скандалом, вызванным оформлением на Илариона элитной недвижимости в Испании, где периодически проживал Копейкин. Помимо близкой дружбы, их связывали и, если можно так выразиться, деловые отношения: выпускник Пензенского духовного училища возглавлял магистратуру Общецерковной аспирантуры и докторантуры (ОЦАД) РПЦ, ректором которой был Иларион. Совместно они вывели АНО «Центр Познание», издающий учебники для духовных школ РПЦ, из структуры ОЦАД в структуру Благотворительного фонда «Познание», единственным учредителем которого числится Иларион.

В публичном пространстве, как и подобает митрополиту РПЦ, Иларион занимает вполне «скрепную» позицию. Совсем недавно он составил заключение Синодальной библейско-богословской комиссии с резкой критикой нового документа Ватикана о возможности «внелитургического» благословения однополых пар. Ранее он активно поддерживал российские законы о запрете пропаганды ЛГБТ* и «научно» рассуждал о формировании сексуальной ориентации «в раннем детстве и юности».

Истории с пристрастиями Илариона, столь взбудоражившие публику, это притчи не только о лицемерии современной иерархии РПЦ, но и о специфических коррупционных схемах, сплетающих в один клубок церковное служение, богословие, интим, большие деньги и власть. Дело тут совсем не в «сексуальной ориентации».

Богатства

Понятно, что и патриарха разгневали отнюдь не интимные подробности личной жизни Илариона, о которых он давно, скорее всего, знал и которые в принципе не способны удивить «церковника со стажем». Романтическая сторона этой драмы имеет значение только в том смысле, что из-за влюбленности 57-летний митрополит настолько потерял голову, что выболтал коварному юнцу разные секреты патриархийной жизни и околоцерковных «бизнес-схем», бросив тень на самого патриарха и его отношения со спонсорами.

Картина тут мало отличается от многовековой российской практики: 

воруют и грешат все, кто получает должность, но если берут «не по чину» или допускают утечку информации, то корпорация наказывает. Опьяненный воздухом венгерской свободы, Иларион как раз и нарушил режим секретности.

Достоянием гласности стал его венгерский паспорт, выданный в обход легальных процедур уже через три месяца после назначения Илариона в Будапешт. Также утекли в прессу данные об обширной недвижимости, якобы ему принадлежащей, как уверяют СМИ: поместье за два с лишним миллиона евро в окрестностях Будапешта (сам Иларион называет его «замком», хотя для публики это «скит»), квартирах в Москве и Испании, дачах в Подмосковье и на французском берегу Женевского озера.

Митрополит не видит в сопровождающем его роскошном образе жизни (отдых на элитных курортах, дорогие автомобили для себя и фаворитов, коллекции вин, часов и т.п.) какого-либо нарушения монашеских обетов. Из раза в раз он продолжает настаивать, что все это приобретено на честно заработанные гонорары от богословских книг, церковных фильмов и музыкальных произведений (которые, к слову, уже почти не исполняются).

Гораздо более читаемый богослов Андрей Кураев признается, что в наше время издание богословской литературы — дело убыточное, и даже папа Бенедикт XVI мало что «заработал» на своих бестселлерах «Введение в христианство» или «Иисус из Назарета».

Поэтому тема активов и образа жизни Илариона, естественно, влечет за собой тему его «спонсоров» и финансовой жизни РПЦ в целом — и он проговаривает ее с Георгием Сузуки. Это намного интереснее монашеских постельных сцен!

Иларион непринужденно поделился с иподиаконом информацией о реальных источниках своей красивой жизни. В частности, признался, что спонсоры выделили часть денег на покупку замка, полагая, что жертвуют на скит РПЦ (в особняке площадью 2360 квадратных метров Иларион проживал только с Георгием и служанкой — никаких признаков формирования монашеской братии не было).

Иларион жалуется на одного из своих многолетних спонсоров — Валерия Когана, возглавляющего компанию «Ист Лайн», которая управляет аэропортом Домодедово («Форбс» оценивал принадлежащие ему активы в 2,5 млрд долл.). 

Митрополита огорчает, что Коган перестал отвечать на звонки, несмотря на ранее данные обещания каждый месяц перечислять деньги.

За обедом в ресторане Иларион рассказал Георгию о более серьезных контактах. В частности, митрополит был якобы приглашен на встречу с Петром Авеном, имеющим статус самого богатого гражданина Латвии (с состоянием 4,3 млрд долл.). Также Иларион признавал получение «пожертвований» от металлургического магната Дмитрия Пумпянского, бывшего совладельца «Трубной металлургической компании» и президента Свердловского союза промышленников и предпринимателей (его состояние оценивается в 3,3 млрд долл.), который «помогает просто так», и от девелопера Года Нисанова (с таким же состоянием).

Называя эти имена, митрополит косвенно признал, что нарушил запрет патриарха Кирилла: «Все крупные олигархи святейшему помогают, и святейший им запретил помогать кому-то не через него». Более того, позволил себе покритиковать и даже унизить шефа: «Он поддерживает те проекты, которые ему интересны… Например, телеканал «Спас» — безумные деньги идут туда на совершенно бездарное производство контента… Но святейшему нравится, потому что там все про него… Но это такое убожество!»

В заключение собеседники даже попытались посчитать купюры в патриаршем кармане: Иларион сообщает, что его московский приход («Всех скорбящих Радости» на Ордынке) якобы сдавал в патриархию более 4 млн рублей в год, и еще более сотни столичных приходов сдавали такие же суммы (остальные — поменьше). То есть только от Москвы с ее 600 храмами патриарх получал больше миллиарда. А епархии сдавали еще больше (а их в РПЦ 325).

Бюджет РПЦ, а тем более — лично патриарха, тайна за семью печатями. Утечка, которую допустил Иларион, и стала подлинной причиной обрушившихся на него наказаний.

Митрополит Волоколамский Иларион на презентации своей книги «Патриарх Кирилл» из серии «Жизнь замечательных людей». Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Амбиции

Хотя синод не обнародовал состав комиссии, которая займется расследованием дела Илариона, эксперты сходятся во мнении, что ее возглавит нынешний фаворит Кирилла, 39-летний председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Антоний (Севрюк).

«Новая», изучив его беспрецедентно стремительную карьеру, еще в 2020 г. предположила, что именно его Кирилл видит своим преемником. Антоний даже внешне очень похож на молодого Кирилла и отличается закрытостью и непубличностью, которые столь ценит в иерархах нынешний глава РПЦ. По уставу РПЦ, в октябре, когда Антонию исполнится 40 лет, он получит право выдвигать свою кандидатуру на патриарший престол.

А ведь еще совсем недавно реальным кандидатом считался Иларион. 

Официальный сайт патриархии до сих пор украшает его помпезная биография с перечислением множества научных и музыкальных творений, наград и почетных званий разных государств, церквей и университетов

(одних только профессорских и докторских званий у Илариона 25).

Когда Кирилл только стал патриархом, Иларион попытался по его благословению реализовать свои амбиции, выдвинув свою кандидатуру на освободившийся престол предстоятеля поместной православной церкви со спорным статусом — Американской. Как вспоминает исследовательница истории американского православия, журналистка из Нью-Йорка Светлана Вайс, Илариона сразу не полюбили в Америке «за надменность и высокомерие. Эти отвратительные для американского менталитета черты довольно быстро сводили на нет дружеские отношения с церковным священноначалием Америки, оставляя для общения один лишь официоз. А контактов с рядовыми православными митрополит во время своих визитов строго не допускал».

Однако его всегда сопровождали большие деньги: главное учебное заведение Православной церкви Америки (ПЦА), Свято-Владимирская семинария, титуловала его «нашим спонсором», издавая один за другим богословские труды Илариона по-английски. В официальном анонсе одного из таких изданий говорилось, что его поддержал «анонимный спонсор». Предполагается, что им могла быть одна из госкорпораций, которая вообще славится своим финансированием церковных проектов.

Избранию Илариона предстоятелем ПЦА тогда помешали усилия «министра иностранных дел» этой церкви протоиерея Леонида Кишковского, который сумел убедить патриарха Кирилла, что его протеже не дадут ВНЖ США (грин-карту) и случится конфуз. Если бы не усилия о. Леонида, ПЦА грозило поглощение Московской патриархией, которому несколькими годами ранее подверглась Русская зарубежная церковь.

Тем не менее вплоть до начала СВО Иларион не оставлял Америку вне зоны своих интересов — его регулярные визиты за океан были обставлены торжественно и богато и нередко сопровождались открытиями каких-то новых фондов «на средства анонимных спонсоров». Последним стал Фонд имени патриарха Кирилла с уставным капиталом 250 тыс. долл., открытый в ноябре 2021-го. После начала военных действий в Украине этот фонд прекратил свою деятельность, а Иларион лишился права въезда в США и размещения там своих активов.

Прогноз

Тот же Андрей Кураев еще в марте предлагал синоду РПЦ по-тихому уволить Илариона на покой, не дожидаясь громкого международного скандала с оттенком харассмента. Тем не менее синод дождался публичного разоблачения, несущего в себе огромные репутационные риски для РПЦ.

Потому что, во-первых, обвиняемым стал иерарх, который долгие годы олицетворял собой «просвещенный», человеческий лик патриархии. А во-вторых, обладающий огромным объемом сведений о руководстве патриархии, в том числе «о самом святейшем», который может также оказаться в публичном пространстве в случае слишком сильного давления на Илариона. Война компроматов — один из главных страхов патриарха: когда ею в январе пригрозил другой опальный митрополит, Леонид (Горбачев), Кирилл сразу уступил и оставил его в покое.

Впрочем, есть и другой тревожный сценарий. В опубликованной переписке Илариона с Георгием Сузуки и его матерью иерарх делится своими мыслями о суициде и даже обрисовывает его сценарии. Дай Бог, чтобы эти фантазии не были восприняты кем-то как подсказка. В любом случае эта драма талантливого человека, невольно ставшего бенефициаром и жертвой системных пороков современной РПЦ, еще далека от завершения.