Репортажи · Политика

«Чиновники решили, что он — лишенец»

Суд начал рассмотрение иска депутата петербургского Заксобрания Бориса Вишневского* к Минюсту, объявившему его иностранным агентом

Ирина Тумакова*, спецкор «Новой газеты»

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ ИЛИ КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Борис Вишневский в суде. Фото: соцсети

Первое заседание споткнулось о президента Путина: как и Вишневский*, тот занимается политикой и недавно давал интервью иностранному журналисту. И раз Вишневского за это внесли в реестр, то где-то на соседних строчках должен быть Путин. Представитель ответчика изо всех сил пытался объяснить, в чем разница между Вишневским и Путиным, но двухчасового заседания на это не хватило.

Из стенограммы заседания

Участвуют: 

  • адвокат Виталий Исаков, 
  • представитель Минюста, 
  • истец Борис Вишневский, 
  • судья Наталья Дугина.

Адвокат: Кто начал процедуру проверки в отношении Вишневского?

Представитель Минюста: В данном случае по итогам анализа была сформирована справка.

Адвокат: А начал-то кто? У любой процедуры есть начало. Что стало основанием для начала процедуры?

Представитель Минюста: Справка сформирована и подписана уполномоченным лицом.

Адвокат: Кто заказал Вишневского?

Представитель Минюста: Я не считаю возможным использовать такую терминологию.

Истец: Кто был инициатором?

Представитель Минюста: Как я уже неоднократно заявлял, в данном случае была собрана информация по результатам анализа.

Судья (тихо): Это не имеет отношения. Не имеет. Следующий вопрос.

Напомним, что в марте 2024 года Министерство юстиции внесло в реестр «иностранных агентов» депутата Законодательного собрания Петербурга Бориса Вишневского. Это удачно совпало с началом губернаторской избирательной кампании в городе, депутат Вишневский наверняка готовился в выборах поучаствовать. 

В недавней кампании, когда он избирался в городской парламент, оппонентам пришлось выпустить на арену еще двоих «борисов вишневских», и те для пущего сходства сменили паспортные данные и отрастили бороды.

В Законодательное собрание тогда прошел Вишневский-первый, но крови ему попортили много.

Видимо, в 2024 году такое расточительство было признано нецелесообразным. Чем выпускать троих — лучше устранить одного. И вскоре после включения Вишневского в реестр «иноагентов» подоспели поправки в законодательство: «иноагент» отныне не может баллотироваться в органы власти, а если он уже там, то в течение 180 дней должен сложить полномочия. Иными словами, статус «иноагента» лишает Вишневского не только работы, но и целого перечня гражданских прав. Так решил чиновник, который провел проверку.

— Чиновник решил, что Борис Вишневский должен быть лишен пассивного избирательного права, — заметил в суде адвокат Виталий Исаков, представляющий истца. — Он лишен не только избирательного, но и других конституционных прав, которые Конституция разрешает любому гражданину Российской Федерации. Чиновники Минюста решили, что Вишневский — лишенец.

Теоретически был шанс, что Вишневский оспорит действия Минюста в течение отпущенных ему 180 дней. Правда, до сих пор это не удавалось ни одному «иноагенту». Но судья, проведя предварительное слушание, решила сходить в отпуск. После перерыва первое заседание по существу началось с ходатайства истца о том, чтобы дело было рассмотрено в сжатые сроки. Минюст попросил ходатайство отклонить. Судья именно так и поступила.

Борис Вишневский. Фото: соцсети

Каждый «иноагент» узнает о том, почему стал «иноагентом», не сразу в пятницу. В пятницу ему только говорят, как в случае с Вишневским, что он «выступал против специальной военной операции на Украине», а значит, к бабке не ходи, попал под иностранное влияние, иначе кто ж против нее в здравом уме выступит.

Уже в суде, когда «иноагент» пытается это оспорить, а Минюст отвечает возражениями, выясняется, что именно натворил этот «враг народа». В случае с Вишневским возражения Минюста занимают 99 страниц. Плюс страничка с выводом и подписью сотрудницы ведомства, давшей заключение, С.Г. Филимонковой. Из 99 страниц 98 содержат доказательства того, что депутат Законодательного собрания — это тот, кто занимается политикой.

— Минюст доказывает, что профессиональный политик занимается политической деятельностью, — говорит уже после суда сам Вишневский. — Какая неожиданность! Кто бы мог подумать?

Об этом же в суде упомянул адвокат Виталий Исаков.

— Мы не оспариваем, что Минюст правильно разобрался и постановил, что Вишневский Борис Лазаревич является профессиональным политиком, — заметил он, предлагая суду 98 страниц текста вообще не читать. — Давайте сконцентрируемся на предпоследней странице, 99-й, о том, почему Вишневский находится под иностранным влиянием. Минюст не установил ни субъекта, который влиял на Вишневского, ни формы влияния, ни способов влияния, ни как это влияние на что-либо повлияло, что-либо изменило.

И даже та самая предпоследняя страница, объясняющая, почему Вишневский — агент иностранного влияния, на 3/4 пустая. Объяснение занимает 14 строчек и сводится к тому, что депутат Вишневский пользовался соцсетью Facebook (принадлежит экстремистской и запрещенной в РФ организации Meta), высказывая там свое мнение, и давал интервью трем журналистам — Александру Плющеву, Олегу Кашину и Максиму Курникову. Первые двое — «иноагенты», последний — пока чист, но интервью брал для «иностранного СМИ» — немецкого издания Bild.

— Ни одно из перечисленных оснований не предусмотрено законом в качестве того, что можно посчитать иностранным влиянием, — подчеркнул в суде адвокат Исаков. — Ни одно из них не относится ни к материальной помощи, ни к научно-технической помощи, не относится ни к какой информационно-методической помощи. Сам факт участия в создании сообщений и материалов «иностранных агентов» законом не квалифицируется как иностранное влияние.

Ни на одной из 100 страниц справки Минюста не сказано, что Вишневскому кто-то платил враждебной валютой. Иностранных денег за ним не нашли.

— Президент Путин многократно заявлял: всё, что связано со статусом «иностранного агента», это, единственно, пусть будут «окрашены» деньги, которые вы получаете из-за границы, — напомнил в суде сам Вишневский. — Я не получаю иностранных денег, ни копейки, и в этом меня никто не обвиняет. Нечего окрашивать, сплошной белый цвет. Как же тогда я могу быть «иностранным агентом»?

Таким образом, сделал вывод адвокат, возникает угроза для любого гражданина Российской Федерации: любое использование фейсбука и ютуба может квалифицироваться как иностранное влияние и угрожать пользователю попаданием в реестр Минюста.

— Как именно влияли на Вишневского Плющев, Кашин или издание Bild — нет информации, — добавил адвокат. — Изменилось ли что-то под их воздействием? Как долго длилось воздействие? В чем оно заключается? Кто кого убеждал? Плющев — Вишневского? Вишневский — Плющева?

Из стенограммы заседания

Участвуют: 

  • адвокат Виталий Исаков, 
  • представитель Минюста.

Адвокат: Чем отличается влияние Плющева от влияния Кашина?

Минюст: Они предоставляли различные информационные площадки.

Адвокат: Их влияние одинаковое или разное?

Минюст: Помощь в иной форме у них оказывается в форме предоставления информационной площадки.

Адвокат: Вишневский обладает возможностью разместить публикацию на ютубе без участия иностранных источников?

Минюст: У меня нет ответа на этот вопрос.

Адвокат: Может ли Борис Лазаревич сделать публикацию на фейсбуке самостоятельно?

Минюст: У меня нет ответа на этот вопрос.

И все-таки, выступая в суде, представитель Минюста привел железное основание, почему Вишневский — «иноагент»: он «находится под иностранным влиянием», потому что отвечает критериям, указанным в законе об «иноагентах». А критериям он отвечает потому, что «находится под иностранным влиянием». Для особо непонятливых ответчик объяснил, в чем именно состоит влияние.

— Борис Лазаревич получил доступ к ютуб-каналам, а также аудитории «иностранных агентов», чем также мог поднять свою популярность и известность в аудитории указанных лиц, — сказал он.

Из стенограммы заседания

Участвуют: 

  • адвокат Виталий Исаков, 
  • представитель Минюста.

Адвокат: Если человек зашел на Youtube и посредством этого поучаствовал в чьем-то стриме, он уже под иностранным влиянием или еще нет?

Минюст: Если лицо поучаствовало в публикациях и в создании материалов иностранных источников, то да, это является иностранным влиянием.

Борис Вишневский возле Василеостровского суда в Санкт-Петербурге. Фото: соцсети

Сам Борис Вишневский, выступая в суде, внес свое предложение: иностранным агентом надо признать президента РФ Путина Владимира Владимировича.

— Я не понимаю, почему реестр «иностранных агентов» не начинается с президента Российской Федерации, который многократно давал интервью иностранным СМИ, — сказал Вишневский. — Его недавнее интервью журналисту Такеру Карлсону всячески распространялось официальными лицами и каналами, было названо огромным достижением, огромным прорывом. Это ведь иностранное влияние?

По той же логике 

Вишневский предложил включить в реестр всех российских министров и депутатов поголовно. Если их интервью уже давно не интересуют иностранные СМИ, то уж запрещенным фейсбуком и враждебным ютубом они точно пользуются.

И начать Минюст должен бы с себя, потому что тоже имеет на этих опасных площадках страницы и каналы.

На третьем часу заседания участники процесса со стороны ответчиков (Минюста) заторопились домой. Судья их поддержала и объявила перерыв. Неспешное рассмотрение «дела Вишневского» в суде продолжится в августе.

* Внесены минюстом РФ в реестр «иноагентов».