Не знаю, случайно или специально изъяли в этот раз именно то, что было за что изымать, — судя по описаниям из новостных заметок, тюремщики, перепутавшие советского писателя Пикуля с российским комиком-«иноагентом», все-таки вряд ли знали, про что роман. А если б знали — наверняка изъяли бы за содержание. Дело в том, что в «Париже» рассказывается о том, как в разгар войны Наполеона с Россией, в 1812 году, оппозиция поднимает вооруженное восстание. Точнее, поднимает это восстание один конкретный генерал — Клод-Франсуа Мале (реальное историческое лицо, поднявшее реальный исторический бунт, который длился в течение одного дня). Прежде чем описывать, как ему это удалось, нужно понять, в каких условиях находилась в этот момент страна.
Идет бесконечная война — это император делает себе имя гения и вносит его в учебники истории. Страна вместо школ и больниц строит казармы и тюрьмы — огромное количество тюрем для тех, кто «не может быть осужден по недостатку улик» или чей «публичный процесс грозит спокойствию государства». Из окон этих тюрем видно, как прачки у фонтана оплакивают мужей и сыновей, убитых или пропавших без вести на фронтах. Женщины не рожают детей, чтобы они не стали «пушечным мясом». Все, что производится, идет на нужды армии, и продукты чудовищно дорожают, расползается нищета. Тех, кто выражает недовольство, либо сажают, либо расстреливают.