Сюжеты · Общество

Не посягай на «святое»

В Екатеринбурге задержали правозащитника Алексея Соколова, неоднократно заявлявшего о пытках в местах лишения свободы

Изольда Дробина, собкор «Новой» на Урале

Алексей Соколов. Фото: соцсети

Сотрудники правоохранительных органов ворвались в квартиру юриста сегодня утром. Сбив Соколова с ног, они требовали от Алексея признаться, кто он в тюремной иерархии. И все это на камеру, видеозаписи с которой почти сразу появились в телеграм-канале УРАЛLIVE, входящем в команду пропагандиста Владимира Соловьева. Из квартиры Соколова изъяли телефоны, компьютеры и документы. В это же время были проведены обыски в квартирах правозащитницы Ларисы Захаровой, которая сейчас находится за пределами региона, и Евгения Соколова, 22-летнего сына Алексея и журналиста издания URA.RU.

Лариса Захарова. Фото: соцсети

После обыска Соколова увезли в неизвестном направлении. Адвокат Федор Акчермышев потратил несколько часов на поиск своего доверителя.

— Мне удалось найти Алексея в следственном комитете Ленинского района, сейчас идет допрос, — рассказал «Новой газете» адвокат задержанного.

Против Алексея Соколова возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 282.4 УК РФ (Неоднократная пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами). Лариса Захарова и Евгений Соколов находятся в статусе свидетелей.

Предположительно, поводом для возбуждения уголовного дела стали публикации в телеграм-канале «Правозащитники Урала», в которых Соколов и его коллеги рассказывают о многочисленных нарушениях прав заключенных.

В 2023 году Алексей Соколов стал первым в России физическим лицом, привлеченным к административной ответственности за то, что не убрал логотип Facebook* с сайта правозащитной организации. Судья Ленинского суда Екатеринбурга арестовал правозащитника на пять суток. Составление протокола и арест совпали по времени с судом, на который планировал поехать Алексей. В попытке защитить права осужденных женщин, Соколов уже несколько лет борется с произволом в ИК-16. «Новая газета» подробно рассказывала о пыточных условиях в этой женской колонии, где заключенным отказывали в медицинской помощи. Как рассказывал Алексей после отбытия административного ареста, материалы о правонарушении были подготовлены операми ГУФСИН и переданы полицейским.

В конце июня «Правозащитники Урала» опубликовали очередное заявление о пытках заключенных. По словам правозащитников, в области якобы существует так называемая «бей-бригада» из сотрудников областного управления ФСИН, которая ездит по колониям Свердловской области. В частности, «в ноябре 2023 г. в СИЗО-1 после обысковых мероприятий поступили жалобы от заключенных, что сотрудники в масках их били, над ними издевались, раздевали догола и, с применением физической силы, брили волосы на головах и лицах (бороды). 20 июня 2024 года из ИК-10 поступила жалоба от заключенного, который сообщал, что сотрудники сводного отряда его избили, разорвали на нем одежду и насильно обрили». 

После обращения правозащитников к уполномоченному по правам человека Свердловской области заключенные стали отказываться от своих слов про пытки,

хотя Соколову удалось получить фото с камер наблюдения, где видно, как сначала человек стоит перед людьми в форме, потом он лежит на полу, а несколько сотрудников придавливают его сверху, а дальше заключенный обрит и полностью голый снова стоит перед людьми в форме.

В 2007 году Алексей опубликовал фильм «Фабрика пыток, или Педагогический опыт». В нем он рассказал, как сотрудники ФСИН издеваются над заключенными на территории ИК-2 и СИЗО-1 (в народе известный как пыточная), находящихся в центре Екатеринбурга прямо напротив стадиона, где проходил чемпионат мира по футболу. Видео издевательств ему передал один из сотрудников колонии, признавшийся, что ему самому это уже невыносимо.

Фильм произвел такой фурор, что его даже показали на центральных каналах страны. История о пытках в тюрьмах Екатеринбурга вышла далеко за пределы страны. Соколов стал членом общественной наблюдательной комиссии по Свердловской области и продолжил рассказывать о нарушениях в местах заключения.

В 2009 году Соколова арестовали по делу, в основу которого легли заявления троих заключенных, отбывающих сроки за десятки преступлений в разных колониях. Накануне ареста Алексей рассказал корреспонденту «Новой», что заключенные предупреждали его о скором аресте, поскольку их пытали и требовали признаться в преступлении, которое они якобы совершили совместно с Соколовым. Утром следующего дня силовики повалили Алексея на землю во дворе его дома, когда он вышел с дочерью на улицу, чтобы отвести ее в детский сад. Через несколько месяцев Богдановичский районный суд приговорил Соколова к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.

Алексей Соколов был признан международными правозащитными организациями политическим заключенным.

Освободившись из мест заключения, Соколов продолжил защищать права осужденных. В последнее время его организация работала на деньги, выигранные в «Фонде президентских грантов».


* Принадлежит американской компании Meta, признанной в России экстремистской и запрещенной.