Сюжеты · Общество

Тепло, вода и бедные трубы

С июля в России рекордно подорожает «коммуналка». Как реагируют жители регионов

Фото: Валентин Антонов / ТАСС

Болезненные для граждан решения в России традиционно принимают перед праздниками — чтобы люди, настроившиеся на отдых, уже не придавали значения неприятным переменам. Вот и лето в нашей стране — не только сезон отпусков, но и традиционное время для повышения тарифов ЖКХ. С 1 июля плата за коммунальные услуги вырастет в среднем на 10%. Наименее заметным будет рост тарифов в Хакасии — всего на 4%, а наиболее — в Забайкальском крае, сразу на 15%.

Москва, как ни странно, не станет исключением, и цены здесь вырастут на 11%.

Отличие от предыдущих индексаций — очевидное: в 2021 году повышение тарифов ЖКХ составило в среднем 4%, а в 2022 регионы повышали стоимость коммунальных услуг на 2,9–6,5%. Видимо, нынешние двузначные показатели — плата за то, что в 2023 году индексации не было.

«Новая газета» рассказывает, как регионы повышают цены на коммуналку, что об этом думают местные жители и почему Петербург оказался единственным городом, тарифы в котором сохранены на прежнем уровне.

Красноярск

Повышение — 10,5%

В Красноярском крае ЖКУ подорожают на 7%, при этом в Красноярске и Канске — на 10,5%. Прошлогоднее досрочное (на полгода) повышение проходило так же раздельно (9 и 11,7). Особенность Красноярска и Канска разве что в перманентном смоге над одним и дымах, стелющихся над другим — от регулярно горящих свалок опилок и многие годы тлеющего полигона с лигнином. Почему за жизнь в таких условиях надо доплачивать — неясно, власти объясняют это традиционно «масштабной модернизацией коммунальной инфраструктуры». Как обещают, продлится она еще минимум 10 лет.

10,5% — это нечто среднее, назначенное не столько демонстрировать, отражать реальность, сколько запутывать. Основная доля расходов на ЖКУ в любой местном доме, квартире, семье — тепло. И оно прибавит почти 17% (а в Канске — почти 18%). Водоснабжение и водоотведение — 15%. А незначительно увеличатся те траты, что и до этого были незначительными: вывоз мусора — на 7%, электричество — на 8,6%, газоснабжение (где оно есть) — на 11,2%.

Впрочем, это подорожание плановое, ожидаемое. И в ответ — лишь нытье в комментах, не более, ропота не слышно. Как и, например, от ожидаемого тоже с 1 июля поднятия цен на крепкий алкоголь. Всплеск эмоций — не только в соцсетях и в губернаторском чате — вызвало неожиданное увеличение платы за проезд в автобусах Красноярска с 36 до 44 рублей и с 32 до 40 в электротранспорте. С официальными цифрами инфляции — не бьется. С качеством услуги — никак. С ценой проезда в соседних городах — тоже.

Сравнения в бурлящих сейчас в сети обсуждениях с Петербургом — мол, там проезд на автобусе именно 44 рубля, а в Москве еще дороже, вызывают раздражение: там не пазики на линии, и все в курсе, что правительство Москвы присылает в Красноярск старые автобусы марки «ЛиАЗ», отходившие свое по столичным улицам (в среднем по 8 лет).

Призывы собрать митинг против повышения цен проезда в автобусах нереалистичны, но за неделю протестную петицию подписали 6,5 тысячи человек. Это не так мало для города с 1,2 млн жителей — полпроцента.

В соседней Хакасии, ранее входившей в край, тарифы на ЖКУ меняться не будут еще как минимум год. Вырастет лишь электроэнергия на 8% (на 22 копейки), ниже энерготариф для населения только в Иркутской области. Ну так Сибирь и не отапливают газом, а жителям затопленных под строительство мощных ГЭС районов коммунисты вообще обещали электричество даром.

Таким образом, в целом в Хакасии подорожание ЖКУ посчитали в 4%.

Алексей Тарасов, «Новая»

Фото: Александр Казаков / Коммерсантъ

Владивосток

Повышение — 12,1%

Это — предельный индекс повышения тарифов (то есть в реальности процент мог быть и поменьше). В обосновании расчетов сказано, что учитывались нормативы потребления коммунальных услуг и прогнозные темпы их изменения: «холодное водоснабжение — 30%, горячее водоснабжение — 25%, водоотведение — 30%, электроэнергия — 8,6%, теплоснабжение — 12,1%, обращение с твердыми коммунальными отходами — 7,2%».

Так, например, во Владивостоке отопление стало стоить 2962,36 рубля за 1 Гкал (было 2848,42 рубля) — на 4% дороже.

Горячая вода подорожала на 15,6% — с 203,6 до 235,42 рубля за кубометр.

— По большому счету, мы платим за две вещи — генерацию ресурсов, то есть их производство, и доставку ресурсов. Если ТЭЦ и котельные еще как-то модернизируются, то с трубами и электросетями в крае творится кошмар, — рассказывает житель Центрального района Владивостока Евгений. В его доме горячей воды нет каждый год с мая-июня по конец октября, то есть до начала отопительного сезона; а с началом сезона ее все равно отключают, потому что находят прорывы, к тому же, чтобы вода стала горячей, сливать ее надо дня три без остановки. — И повышение тарифа каждый год происходит в свете инфляции и как будто бы с учетом реконструкции сетей. А при этом пенсии у нас на уровень реальной инфляции не индексируются, зарплаты и вовсе у многих не растут годами. Выходит, мы просто платим больше в надежде на то, что хотя бы трубы починят. А их, по сути, не чинят — устраивают клоунаду с разрытием улиц и перекладкой по сто метров, работают в час по чайной ложке. Показатели, которые заложены в повышение тарифа, фактически не выполняются. В сетях — колоссальные потери на каждом шагу, трубы дырявые, провода не выдерживают. Но поскольку за потери платит потребитель, в качественном ремонте ресурсоснабжающие организации не заинтересованы.

Электричество для городского населения Приморья стоило 3,75 рубля, для сельского — 3,28 рубля за 1 кВт/ч, а стало стоить 4,07 рубля и 3,56 рубля соответственно. Повышение на 8,5% в обоих случаях.

Водоснабжение во Владивостоке подорожало с 37,04 до 44,34 рубля (почти 20%) за кубометр, водоотведение — с 22,79 до 29,63 рубля за кубометр (около 30%).

— Мы — семья из двух неработающих пенсионеров и кота. В месяц, судя по квитанциям, потребляем 4,31 кубометра воды, 6,604 — в строке «водоотведение». В июне у нас, считай, за воду 160 рублей, за водоотведение — 150. В июле за то же самое вышло бы 191 рубль и 196 рублей. На 77 рублей дороже, и это только одна квитанция, — рассказывают жители одной из городских хрущевок. — Но холодная вода еще ладно. Она у нас хотя бы есть, напор хороший, мы не жалуемся. Но вывоз мусора — это же ужас!

Уже несколько месяцев весь край и «столица Дальнего Востока», включая центр города, буквально тонет в не вывезенном мусоре. И.о. директора КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Борисов заявлял, что основная проблема в том, что контейнеров под объем мусора не хватает, и они переполняются моментально (но раньше-то тоже не хватало, а было как-то получше). И, конечно, то, что в контейнеры для граждан выбрасывают свой мусор юридические лица — в частности, этой привычкой страдают открывающиеся в домах магазины. Вторую проблему при этом, по словам Борисова, регоператор решает: заключает допсоглашения с юрлицами с тем, чтобы они себе отдельно оборудовали мусорные баки.

Что делать со стихийными рынками и их отходами, вообще не понятно. Но проблема не только в том, что люди мусорят (удивительно, да?), а и в том, что убирать-то некому.

Официально почил в бозе раздельный сбор мусора. Нехватка сотрудников для его вывоза у «Приморского экологического оператора» — 20 человек, это 10 экипажей (тут стоит отметить, что зарплаты операторов — от 40 тысяч, водителей — от 65 тысяч, график работы неделя через неделю, но все равно никто не идет, а мигрантов брать нельзя).

Как бы то ни было, раньше такой ужас творился, только если был какой-то политический кризис (мэр воевал с губернатором, перевозчики воевали с мэрией) или в самом начале работы регоператора, когда еще не все было ясно с договорами. А что такого из ряда вон выходящего произошло сейчас, пока не понятно.

В дело уже вмешалась прокуратура — и «Приморский экологический оператор» под ее строгим взором пытается что-то вывозить и, кажется, заговорил о перерасчете. Почти получается: хотя бы контейнеры освобождают, а замусоренные площадки как будто не видят; иногда помогают управляющие компании (хотя не должны). Цены на свои фантомные услуги «Приморский экологический оператор», конечно же, повысил. На 7,2%. С 510,53 рубля за кубометр до 547,29 рубля.

Зато капремонт не подорожал, потому что он уже дорожал в начале года. Ежемесячный взнос повысился на 5,5% — с 9,57 до 10,10 рубля за один квадратный метр. Причем платят теперь и жители новостроек: раньше «каникулы» длились 5 лет, сейчас — год после сдачи дома. То есть число плательщиков увеличилось, а с работой, прямо скажем, дела обстоят не радужно и улучшения не предвидится.

Вот данные из отчета Фонда капитального ремонта Приморского края за минувший год, представленного на заседании профильного комитета Законодательного собрания. В краткосрочном плане реализации региональной программы запланировано 370 работ, из них 157 — выполнение проектно-сметной документации, 213 — строительно-монтажных работ. Всего они должны были охватить 162 многоквартирных дома, а общая стоимость работ — 1,48 млрд рублей. Еще в 2023 году Фонд капремонта доделывал то, что не доделал в 2022-м (389 работ в 246 домах общей стоимостью 1,8 млрд рублей).

«Таким образом, в 2023 году фонду необходимо было выполнить всего 759 работ (181 по проектно-сметной документации и 578 строительно-монтажных работ) в 408 многоквартирных домах», — пишет организация. Выполнено на момент отчета было 332 работы. Это 43,74% от запланированного.

Валерия Федоренко, «Новая»

Уборка мусора в Петербурге. Фото: Николай Гынгазов / ТАСС

Свердловская область

Повышение — 10%

На Среднем Урале с 1 июля выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги. Подорожали отопление, электроэнергия, водоотведение, газ, холодное и горячее водоснабжение, а также вывоз мусора и обращение с твердыми бытовыми отходами. При этом по региону цены выросли неравномерно. Например, в Екатеринбурге стоимость коммуналки увеличилась на 9,8%, а в Качканаре на севере области — на 13,8%.

Кроме того, с сегодняшнего дня для свердловчан устанавливаются дифференцированные тарифы на электроэнергию. Раскошелиться придется тем, кто потребляет в месяц более 11 тыс. кВт/ч.

Как писало информационное агентство ЕАН, Минэнерго России разработало план, как стимулировать граждан перейти на повышенные тарифы на электроэнергию, как для коммерческих предприятий. При такой схеме тарифы на электроэнергию вырастут для граждан в среднем на 34%. Чтобы снизить затраты, потребители должны будут выключать электроприборы в определенное время. Чиновники предполагают, что это позволит победить майнинг.

— Я слышала, что тарифы снова подняли, но не понимаю, зачем? — говорит Татьяна Кузнецова, работающая на бюджетном предприятии Екатеринбурга. — Нам объясняют, что выросли цены на материалы и услуги, что управляющей компании не хватает денег что-то делать в наших домах. Но они и так уже много лет в нашем многоквартирном доме ничего не делают, а цена в платежке растет постоянно.

Жительница Полевского Лариса рассказала, что рост цены за коммуналку ее не очень пугает, ведь она платит по счетам со скидкой в 50% — ее мама ветеран труда, а сама она — пенсионерка.

— Меня больше пугает то, как дорого стало кушать, — призналась Лариса. — Наш бюджет складывается из двух пенсий, у мамы около 20 тысяч, у меня — 12. Из моей пенсии приставы забирают половину, потому что на мне висит чей-то долг, но мне пока не удалось выяснить, чей. Для этого надо ехать в Екатеринбург в управление службы судебных приставов, а я не могу оставить маму так надолго, максимум до аптеки могу сбегать. Так вот, все наши деньги уходят только на коммуналку, еду и лекарства, отложить ничего не удается.

Вырастет цена и на оплату капитального ремонта. Раньше ее весьма ощутимо повышали раз в три года, теперь решили повышать ежегодно и плавно, чтобы не вызывать недовольства плательщиков. В Свердловской области рост составил 41%. Наравне со всеми оплачивать капремонт придется и жителям новостроек.

— У нас многодетная семья из пяти человек, — рассказала Ольга Лыкова, жительница Екатеринбурга. — Официально нам положена льгота — скидка на ЖКУ 30%, но на деле это выглядит так: на двухкомнатную квартиру в «хрущевке» нам приходит счет зимой на 8–9 тысяч, летом — на 5–6 тысяч. Компенсация зимой — около 2 тысяч, летом — около 1 тысячи. Не все коммунальные услуги, попадающие в счет, государство компенсирует. Но больше всего раздражает счет на капремонт, за нашу квартиру мы платим 700 рублей, при этом я посмотрела график капремонта, наш дом планируют ремонтировать в 2057 году. Учитывая, что уже несколько лет коммунальщики не могут справить с затапливанием подвалов в нашем доме, я сомневаюсь, что он столько простоит. Но если ты не платишь за капремонт, тебя сразу лишают компенсации для многодетных.

Изольда Дробина, «Новая»

Фото: Александр Баранов / Коммерсантъ

Саратов

Повышение — 9,2%

«Мы не любим вас огорчать, но вынуждены это сделать. Первый летний месяц подходит к концу, а это значит, что с 1 июля нас ждет повышение тарифов на коммунальные услуги», — сообщает в своих соцсетях городской расчетный центр, напоминая, что «в 2023 году индексации тарифов не было».

Областной комитет государственного регулирования тарифов отмечает, что в среднем по России плата за ЖКУ вырастет на 9,8%. Саратовским коммунальщикам разрешено поднять прайс максимум на 9,2%.

Сильнее всего подорожают холодная вода (с 30,92 рубля за кубометр до 33,76 рубля), водоотведение (с 16,96 рубля до 18,52 рубля) и теплоснабжение (с 2471 рубля за гигакалорию до 2698,33 рубля) — на все разрешенные 9,2%. Тариф на электричество вырастет на 8,5% — с 4,38 рубля за кВт/ч до 4,75. Плата за газ увеличится на 4,5% — с 10,3 рубля за кубометр до 10,76 рубля. Меньше всего неприятностей кошельку доставит мусор: вывоз отходов подорожает всего-то на 3,5% — с 507,72 до 525,5 рубля за кубометр.

Отметим, что дорожают не только те коммунальные услуги, стоимость которых регулирует государство. Например, ПАО «Газпром газораспределение» берет с жильцов плату за обслуживание внутридомового оборудования — газовых плит и котлов. Расценки определяет сама компания с опорой на методические рекомендации Федеральной службы по тарифам от 2013 года. В нынешнем году цена на обслуживание кухонной плиты увеличилась на 42% (с 589 до 841 рубля), а газового котла — на 82,7 процента (с 902 до 1648 рублей в год). Региональное управление ФАС посчитало эту цену «монопольно высокой» и возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Всего жители региона, по подсчетам саратовского министерства строительства и ЖКХ, задолжали за коммунальные услуги больше 15,5 миллиарда рублей. Сумма еще больше впечатляет, если сравнить ее со средней зарплатой саратовца. Вопреки мнению президента Владимира Путина, считающего, что 200 тысяч рублей в месяц — «это доход основной части граждан Российской Федерации», среднестатистическая зарплата в Саратовской области составляет 52 398 рубля (по стране в целом — 87 840 рубля).

По сравнению с прошлым годом саратовская зарплата выросла в реальном выражении на 9,8% (по стране — на 12,9%) — то есть, по официальной статистике, доход растет чуть-чуть быстрее тарифов ЖКУ. Впрочем, 14% саратовцев, опрошенных платформой HH.ru, сообщили, что за год их зарплата уменьшилась. 47% респондентов сказали, что их заработок не изменился. 83% участников опроса признались, что их зарплаты с трудом хватает на основные траты или вовсе недостаточно. Чаще всего на доходы жалуются медики и педагоги.

Средняя пенсия в Саратовской области составляет 20 224 рубля (по стране в целом — 20 941 рубль). Страховые пенсии неработающих россиян в этом году проиндексировали на 7,5% — то есть, даже по официальным подсчетам, пенсии растут медленнее, чем расценки на ЖКУ. В реальном выражении с учетом инфляции среднероссийская пенсия сократилась на 0,1%.

Надежда Андреева, «Новая»

Санкт-Петербург

Повышения не будет (в этом году)

25 июня пока еще действующий градоначальник Северной столицы Александр Беглов внезапно заявил о том, что плановое повышение тарифов с 1 июля 2024 года в Петербурге отменяется. Уже зарегистрированный как кандидат в губернаторы, он объяснил неожиданный подарок горожанам так же неожиданно выросшим бюджетом (во все невыборные годы городские власти традиционно жалуются на его дефицит).

— Бюджет Петербурга превысил триллион рублей. Это дает нам возможность выделить необходимые средства для компенсаций ресурсоснабжающим организациям. Мы сохраним тарифы на существующем уровне, — пообещал Беглов. Также он пообещал оставить в силе «действующие субсидии и компенсации льготным категориям петербуржцев».

Но Беглов сказал полуправду. Он не уточнил, что сохранить абсолютно все тарифы неизменными не в его власти.

Как пояснили «Новой» в городском жилищном комитете, этим летом не будет (как ранее планировалось) индексироваться плата за теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, а также за обращение с твердыми коммунальными отходами. Но с 1 июля, с учетом федеральных требований, планово повысятся тарифы на электроэнергию и газоснабжение — на 8,6% и 8,3% соответственно.

— Все тарифы на коммунальные услуги, установленные 1 июля 2024 года, будут действовать как минимум до следующей плановой индексации — до 1 июля 2025 года, — заверили «Новую» в пресс-службе Смольного.

Комментируя эту новость в соцсетях, большинство петербуржцев отмечает: подарок перед выборами незначительный, но все равно приятный. Предельный рост платы за коммунальные услуги в Петербурге в 2024 году должен был составить максимум 9,4%. Теперь на протяжении еще одного года каждая семья ежемесячно сможет экономить на «коммуналке» несколько сотен рублей (в зависимости от метража квартиры, количества прописанных в ней и пр.).

Меж тем выросший вдруг бюджет понесет весомые потери. Решение Беглова отказаться от повышения тарифов на ЖКХ в Петербурге обойдется городской казне — по предварительным подсчетам — в 6,5 млрд рублей, поскольку на такую сумму придется увеличить субсидии теплоснабжающим организациям. Остальные поставщики и исполнители коммунальных услуг (ГУП «Водоканал Петербурга», «Невский экологический оператор», отвечающий за вывоз и переработку твердых бытовых отходов) будут вынуждены скорректировать свою инвестиционную программу.

Вдруг замороженные летом тарифы на ЖКХ — не единственное благо, свалившееся на жителей Северной столицы благодаря грядущим губернаторским выборам. В конце прошлого года петербургское правительство решило, что может не повышать в 2024 (выборном) году цены на проезд в общественном транспорте. При этом компании-перевозчики и экономисты Смольного настаивали на повышении стоимости проезда, но за интересы горожан вступился губернатор. Слово Беглова и тогда оказалось решающим. А бюджет понес убыток в 2,6 млрд рублей.

Нина Петлянова, «Новая»