Повышение — 12,1%
Это — предельный индекс повышения тарифов (то есть в реальности процент мог быть и поменьше). В обосновании расчетов сказано, что учитывались нормативы потребления коммунальных услуг и прогнозные темпы их изменения: «холодное водоснабжение — 30%, горячее водоснабжение — 25%, водоотведение — 30%, электроэнергия — 8,6%, теплоснабжение — 12,1%, обращение с твердыми коммунальными отходами — 7,2%».
Так, например, во Владивостоке отопление стало стоить 2962,36 рубля за 1 Гкал (было 2848,42 рубля) — на 4% дороже.
Горячая вода подорожала на 15,6% — с 203,6 до 235,42 рубля за кубометр.
— По большому счету, мы платим за две вещи — генерацию ресурсов, то есть их производство, и доставку ресурсов. Если ТЭЦ и котельные еще как-то модернизируются, то с трубами и электросетями в крае творится кошмар, — рассказывает житель Центрального района Владивостока Евгений. В его доме горячей воды нет каждый год с мая-июня по конец октября, то есть до начала отопительного сезона; а с началом сезона ее все равно отключают, потому что находят прорывы, к тому же, чтобы вода стала горячей, сливать ее надо дня три без остановки. — И повышение тарифа каждый год происходит в свете инфляции и как будто бы с учетом реконструкции сетей. А при этом пенсии у нас на уровень реальной инфляции не индексируются, зарплаты и вовсе у многих не растут годами. Выходит, мы просто платим больше в надежде на то, что хотя бы трубы починят. А их, по сути, не чинят — устраивают клоунаду с разрытием улиц и перекладкой по сто метров, работают в час по чайной ложке. Показатели, которые заложены в повышение тарифа, фактически не выполняются. В сетях — колоссальные потери на каждом шагу, трубы дырявые, провода не выдерживают. Но поскольку за потери платит потребитель, в качественном ремонте ресурсоснабжающие организации не заинтересованы.
Электричество для городского населения Приморья стоило 3,75 рубля, для сельского — 3,28 рубля за 1 кВт/ч, а стало стоить 4,07 рубля и 3,56 рубля соответственно. Повышение на 8,5% в обоих случаях.
Водоснабжение во Владивостоке подорожало с 37,04 до 44,34 рубля (почти 20%) за кубометр, водоотведение — с 22,79 до 29,63 рубля за кубометр (около 30%).
— Мы — семья из двух неработающих пенсионеров и кота. В месяц, судя по квитанциям, потребляем 4,31 кубометра воды, 6,604 — в строке «водоотведение». В июне у нас, считай, за воду 160 рублей, за водоотведение — 150. В июле за то же самое вышло бы 191 рубль и 196 рублей. На 77 рублей дороже, и это только одна квитанция, — рассказывают жители одной из городских хрущевок. — Но холодная вода еще ладно. Она у нас хотя бы есть, напор хороший, мы не жалуемся. Но вывоз мусора — это же ужас!
Уже несколько месяцев весь край и «столица Дальнего Востока», включая центр города, буквально тонет в не вывезенном мусоре. И.о. директора КГУП «Приморский экологический оператор» Алексей Борисов заявлял, что основная проблема в том, что контейнеров под объем мусора не хватает, и они переполняются моментально (но раньше-то тоже не хватало, а было как-то получше). И, конечно, то, что в контейнеры для граждан выбрасывают свой мусор юридические лица — в частности, этой привычкой страдают открывающиеся в домах магазины. Вторую проблему при этом, по словам Борисова, регоператор решает: заключает допсоглашения с юрлицами с тем, чтобы они себе отдельно оборудовали мусорные баки.
Что делать со стихийными рынками и их отходами, вообще не понятно. Но проблема не только в том, что люди мусорят (удивительно, да?), а и в том, что убирать-то некому.
Официально почил в бозе раздельный сбор мусора. Нехватка сотрудников для его вывоза у «Приморского экологического оператора» — 20 человек, это 10 экипажей (тут стоит отметить, что зарплаты операторов — от 40 тысяч, водителей — от 65 тысяч, график работы неделя через неделю, но все равно никто не идет, а мигрантов брать нельзя).
Как бы то ни было, раньше такой ужас творился, только если был какой-то политический кризис (мэр воевал с губернатором, перевозчики воевали с мэрией) или в самом начале работы регоператора, когда еще не все было ясно с договорами. А что такого из ряда вон выходящего произошло сейчас, пока не понятно.
В дело уже вмешалась прокуратура — и «Приморский экологический оператор» под ее строгим взором пытается что-то вывозить и, кажется, заговорил о перерасчете. Почти получается: хотя бы контейнеры освобождают, а замусоренные площадки как будто не видят; иногда помогают управляющие компании (хотя не должны). Цены на свои фантомные услуги «Приморский экологический оператор», конечно же, повысил. На 7,2%. С 510,53 рубля за кубометр до 547,29 рубля.
Зато капремонт не подорожал, потому что он уже дорожал в начале года. Ежемесячный взнос повысился на 5,5% — с 9,57 до 10,10 рубля за один квадратный метр. Причем платят теперь и жители новостроек: раньше «каникулы» длились 5 лет, сейчас — год после сдачи дома. То есть число плательщиков увеличилось, а с работой, прямо скажем, дела обстоят не радужно и улучшения не предвидится.
Вот данные из отчета Фонда капитального ремонта Приморского края за минувший год, представленного на заседании профильного комитета Законодательного собрания. В краткосрочном плане реализации региональной программы запланировано 370 работ, из них 157 — выполнение проектно-сметной документации, 213 — строительно-монтажных работ. Всего они должны были охватить 162 многоквартирных дома, а общая стоимость работ — 1,48 млрд рублей. Еще в 2023 году Фонд капремонта доделывал то, что не доделал в 2022-м (389 работ в 246 домах общей стоимостью 1,8 млрд рублей).
«Таким образом, в 2023 году фонду необходимо было выполнить всего 759 работ (181 по проектно-сметной документации и 578 строительно-монтажных работ) в 408 многоквартирных домах», — пишет организация. Выполнено на момент отчета было 332 работы. Это 43,74% от запланированного.
Валерия Федоренко, «Новая»