У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская
Последние дни в голове все время крутится окуджавское: «За что ж вы Ваньку-то Морозова? Ведь он ни в чем не виноват». Навеяно бурной… нет, не дискуссией и даже не волной, а прямо-таки цунами осуждения и ненависти, обрушившегося на голову Ивана Урганта. А он ни в чем не виноват. Может, самую малость. В том, что согласился сняться в программе у Николая Солодникова — человека, прямо скажем, не самого безупречного вкуса, что подтверждает и название выпуска, позаимствованное автором у Андрея Тарковского: «Иваново детство».
Это как раз очень в стиле Солодникова: в каждом выпуске он демонстрирует свою тягу к высокой духовности и вовлеченность в культурный контекст, сыпя именами великих и плача от нахлынувших чувств, вызванных прикосновением к прекрасному. Вряд ли он обсуждал название со своим последним героем. Формально-то все так: героя зовут Иваном, Иван вспоминает детство. И это ему не прощают ни свои, ни чужие, причем чужие с восторгом цитируют идеологических противников в подтверждение собственной злорадной мысли: Ургант — лузер и сбитый летчик, от него отвернулись даже близкие ему по духу либералы, теперь нигде тебе, Ваня, не рады. Ты этого хотел, Жорж Данден.
На так называемых патриотических телеграм-каналах — ликование: «В среде релокантов и нейтвойняш — скандаль. Николай Солодовников (искажать фамилии врагов — отдельное удовольствие блогеров-патриотов. — И. П.) снял фильм про Ивана Урганта и, не стесняясь, назвал его «Иваново детство». Судя по описанию (авторша сама фильм не смотрела, но прибегает к известной со времен травли Пастернака формуле: не смотрела, но скажу. — И. П.), Ургант там любуется собой, красивым и интеллигентным, сыном своего отца, внуком своей бабушки, в общем, золотой молодежью, припорошенной богемными блестками и крупными купюрами с корпоративов и Первого канала… Один из строгих критиков кино про Ивана Урганта — Сергей Николаевич, когда-то законодатель гуманитарных мод в Москве и вообще человек известный. Он уехал и может быть строг. Вот какую убийственную рецензию про инфантила Урганта написал он».
Дальше блогерша подробно и сладострастно цитирует эту рецензию, наконец-то полностью солидаризируясь с автором из противного ей либерального лагеря. Собственно, с этой рецензии и начался невообразимый по силе хейт Ивана с разных сторон. «Но, увы, от себя-то не спрячешься, — пишет Николаевич, ставя Урганту в упрек его молчание о главном, что сегодня должно волновать порядочных людей, — продолжает цитирование блогерша. — И маленький черный квадрат, который Ургант вывесил у себя 24 февраля 2022 года, тоже никуда не делся. Траурная метка, разделившая нашу жизнь на до и после. И делать вид, что ее нет или не было, беспечно фланируя по любимому городу, как минимум странно».
Она от души благодарит Николаевича за напоминание о черном квадрате на аватарке Ивана. А вывод делает такой: «Русский народ помнит и не хочет его пускать в эфир Первого канала… Высоцкий и Шульженко были интеллигентами, потому что жили жизнью народа. Те, кто играет в интеллигентов, снимая кино а-ля Тарковский, красуясь в модной щетине, вместо того чтобы пойти на фронт, — всего лишь клоуны, даже не обязательно, что у пидорасов».
Имени этой «остроумной» блогерши я принципиально не называю — имя им легион, а ненависть к Урганту и прочим «отверженным» у всех примерно одного накала. Притом что он, в отличие от многих своих коллег и товарищей, Родину не бросил, по актуальной повестке больше нигде и никак не высказывался, он даже не «иноагент», о чем то и дело сокрушаются патриоты — мол, ау, Минюст, чего спите, давно пора пометить его позорным клеймом, заслужил. Казалось бы, ну что вам еще надо:
человека с ТВ выперли, фильм того же Солодникова с Ургантом в главной роли прокатного удостоверения так и не получил, новогоднее детское шоу «Мульти-пульти» с его участием продержалось на одной из онлайн-платформ меньше суток,
из афиши концерта к 100-летию Окуджавы крамольное имя вычеркнули за три дня до концерта.
Комментируя слух о возможном возвращении популярнейшего ведущего в эфир Первого канала, блогеры-патриоты составили свой «минимальный набор вопросов для возвращения в сетку Первого»: «Являетесь ли вы, Иван, патриотом России? Поддерживаете ли вы нашего президента? Поддерживаете ли вы СВО? В чем трудность озвучить свою позицию гражданина?»
Коллеги и товарищи преимущественно из-за рубежа тоже клеймят Ивана и требуют к ответу. Но не за черный квадрат на аватарке, а за то, что явно намылился обратно на ТВ, а посему осторожничает, молчит о самом важном, но пытается по-прежнему шутить, однако «былая искрометность главного шоумена страны не то чтобы поблекла или потускнела, но приобрела какой-то дополнительный план, новый тембр. Так бывает, когда пытаются шутить в доме покойника… Мне кажется,
фильм Солодникова интересно рассматривать как первую декларацию «новых тихих». Осторожный манифест оставшихся. Плачем только во сне, страдаем исключительно молча. О главном не говорим ни в кадре, ни за кадром…»
Это фрагмент из все той же наделавшей много шума в социальных сетях рецензии Николаевича.
И он еще более-менее сдержан и даже деликатен — по сравнению с разом образовавшимся сонмом рьяных ненавистников Урганта, а заодно и всех оставшихся (читай — продавшихся и скурвившихся) «дорогих россиян». «Пошлость, гнусность, мерзость, цинизм, самолюбование, презрение к чужим страданиям, сладкая, тошнотворная красивость, — заходятся они в своей иррациональной, в сущности, злобе. — То, что сотворили Солодников с Ургантом, страшнее, чем просто молчание».
А чем страшнее-то? Тем, что люди пытаются как-то жить в предлагаемых ужасных обстоятельствах? Тем, что, не участвуя в подлости (по нынешним временам — уже почти подвиг), ищут поводы для утешения в прошлом, которое теперь кажется сном? Тем, что, возможно, до конца не понимают и тем более не могут смириться с очевидным фактом, что прежней жизни больше никогда не будет (хотя грустные глаза умного Ивана выдают это понимание лучше всяких слов)?
Вести огонь по своим — сладчайшее занятие для иных остервенелых поборников света и добра. Они всегда знают, как надо. Они, уехав от «тирании», считают свой опыт единственно верным и достойным подражания.
Они, наконец, не пойми почему решили, что имеют право судить и пригвождать к позорному столбу людей, чьи мысли и поступки не укладываются в прокрустово ложе их собственных железобетонных представлений о добре и зле.
Кто-то из сочувствующих Урганту написал в комментариях: «Даже если бы Иван устроил самосожжение на Красной площади, они бы все равно вопили: а где он был раньше? Да и горел он как-то неискренне».
У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская
То самое «Иваново детство» на ютуб-канале «Солодников», вызвавшее небывалый резонанс в соцсетях либералов и телеграм-каналах так называемых патриотов. Посмотрите, кто еще не видел, и решите сами, достойны ли автор и особенно его герой — Иван Ургант — такого солидарного осуждения и, не побоюсь этого слова, поношения.
«Бездонный мешок с подлостью». Авторы подкаста «Совещательная комната» на ютуб-канале «НО.Медиа из России» Зоя Светова и Вера Челищева обсуждают вместе с гостем, режиссером Кириллом Серебренниковым, «театральное дело» его ученицы Жени Беркович и Светланы Петрийчук. Напомню, что судебный процесс над режиссером, драматургом и их спектаклем продолжается в эти дни в закрытом режиме.
Героиня очередного выпуска Юрия Дудя* — музыковед и лектор Анна Виленская, которая, по словам журналиста, интереснее всех на русском языке рассказывает о музыке, и не только академической. Виленскую еще называют «Шульман* от музыки», и это сравнение Анне льстит. Дудь встретился с ней, чтобы, как он сам признается, задать десятки вопросов о музыке — простых, разных, стыдных.
Социолог и философ Григорий Юдин* в интервью журналисту и автору ютуб-канала «Нормальные люди» Александру Мурашеву рассказывает об опасности индоктринации детей в школах, о послевоенном поколении в России, о причинах ненависти к «коллективному Западу», феминизму и прочим «вредным», как теперь считается, течениям и движениям.
«Дагестан. Нападение». Поминутный разбор случившегося 23 июня в Махачкале и Дербенте — в спецвыпуске Ильи Егорова на ютуб-канале «Контекст».
{{subtitle}}
{{/subtitle}}