— Я не хочу платить этот штраф! — Ирина Быстрова с трудом сдерживает негодование. — Я считаю, что это абсолютно несправедливо. Весь этот приговор — чистая филькина грамота. Скоро они начнут придираться вообще ко всему. Поставишь лайк, а они скажут: смотрите, она против спецоперации нашей, давайте скорей писать донос. И это будет бесконечно. Мол, смотрите, 650 тысяч назначили — платит, этот штраф назначили — платит. Давайте еще нафигачим на нее. На минувшей неделе Верховный суд Карелии оставил в силе решение городского Петрозаводского суда, который обязал Ирину Быстрову выплатить 30 тысяч рублей за дискредитацию действий российской армии. О петрозаводской художнице, руководительнице частной детской художественной школы Ирине Быстровой, заговорили весной 2022-го, когда за пацифистские высказывания в соцсетях против нее возбудили не административное, как против многих других, а сразу уголовное дело. Ее обвиняли в оправдании экстремизма и терроризма за негативную оценку президента Путина и размышления о том, как, по ее мнению, стоит вести себя солдатам.
Ирину тогда отправили на психиатрическую экспертизу, и три недели она провела в стационаре в Карельском поселке Матросы. Пока шло следствие, сотрудники МВД, по ее словам, угрожали Быстровой реальным сроком: по этой статье предусмотрено наказание от 5 до 7 лет лишения свободы. Дело рассматривалось московским военным судом.
Вины своей Ирина не признавала и ожидала самого жесткого приговора. Но, к удивлению, решение суда оказалось относительно мягким. Быстрова не получила ни реального, ни даже условного срока.
Ей вернули всю изъятую технику и разрешили возобновить преподавательскую деятельность. Ирине присудили штраф в размере 650 тысяч рублей, который разрешили выплачивать в рассрочку в течение пяти лет. Карельские активисты объявили сбор средств — и буквально за три дня собрали необходимую сумму. Быстрова вернулась к своей работе. Сразу после суда, правда, количество ее учеников сократилось с 45 до 10. Но постепенно и эта ситуация стала налаживаться.
И вдруг в марте этого года Ирина узнала, что снова осуждена. На этот раз по административной статье — на 30 тысяч рублей. Известие о назначенном штрафе нашла в почтовом ящике.
— Меня даже никто в известность не поставил, что дело возбуждено, — рассказывает Ирина. — В суд не вызывали. Просто обнаружила однажды в почтовом ящике уведомление, что был суд, и я должна заплатить. Как явствует из решения суда, виновата Быстрова оказалась в том, что в апреле 2023 года она на своей странице во «ВКонтакте» высказала надежду на скорое завершение военного конфликта и опубликовала фото к своей знакомой — украинской певицы Златы Огневич с выражением надежды на встречу после прекращения огня.
— Мы со Златой Огневич познакомились во «ВКонтакте», — рассказывает Быстрова. — Она мне, кажется, первая написала. Ей нравились рисунки моих учеников. А потом я уже ее страницу посмотрела — оказалось, это известная украинская певица. После начала <конфликта> она перестала общаться со мной. И вот мне захотелось к ней таким образом обратиться.
По словам Ирины, после того как ее страницу заблокировали, она создала новую под другим именем. Но и эту страницу силовики регулярно просматривали.
И вот некий полицейский Малафеев прочитал, что она мечтает о прекращении спецоперации, и усмотрел в этом признаки административного правонарушения. Как-то защититься или хотя бы услышать аргументацию обвинения Ирине не довелось.
Она уверяет, что в суд ее не вызывали, и она даже не знала о том, что против нее возбуждено дело. (В решении суда, однако, записано, что Быстрова была уведомлена о времени заседания «надлежащим образом» через Почту России — и просто не явилась в суд.)
— Я обратилась к адвокату, которая помогала мне в уголовном процессе, — говорит Быстрова. — Та рекомендовала сделать лингвистическую экспертизу и составила апелляцию. Я заказала экспертизу. За свой счет, естественно. Там написано, что, конечно, в моих высказываниях нет никакого оскорбления армии и в помине. Рассмотрение апелляции назначили на 19 июня. Утром 19-го числа Ирина отправилась в суд. По дороге ее такси сломалось. В здание суда она все же вбежала за несколько минут до начала заседания, но нужный кабинет с ходу найти не смогла, а подсказать взволнованной женщине, куда идти, приставы, к которым она обратилась, то ли не смогли, то ли не захотели. В итоге, пока Быстрова нашла свой зал, с момента начала заседания прошло уже 15 минут. В зале Ирина обнаружила только секретаря, которая сообщила ей, что она опоздала, судья ушел, решение оставлено в силе.
Сейчас Ирина ждет письменного решения суда, чтобы подать жалобу.