Дом поэта
— Нина Ивановна, почти тридцать пять лет назад вы пустились в это бурное плавание — создание в тогда еще Ленинграде нового литературного музея, стали его основателем…
— Не будем преувеличивать мою роль, так сложилась ситуация: осенью 1988 года Белла Рыбалко, тогдашний директор музея-квартиры Достоевского, рассказала, что у нее появилась информация из Смольного — планируется создать музей Ахматовой.
— То есть Смольный решил искупить свои былые грехи?
— Возможно, тем более что Политбюро ЦК КПСС как раз отменило Постановление оргбюро ЦК ВКП(б) от августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград», после которого Ахматову и Зощенко исключили из Союза писателей. Наверное, властям хотелось забыть и позорный доклад Жданова, который оскорбительно отзывался об Ахматовой. Но была еще и Ахматовская комиссия при Союзе писателей Ленинграда во главе с Михаилом Дудиным. Он в 1946 году голосовал за исключение Ахматовой и Зощенко, но потом, вероятно, многое переосмыслил. Фактически, он, поэт Майя Борисова и литературовед Нина Жирмунская активно пробивали идею создания музея. Белла Рыбалко согласилась, чтобы музей Достоевского был центром, а будущий музей Ахматовой — филиалом. Стала собирать людей и пригласила меня.
— Насколько я знаю, вы в то время были хранителем музея-квартиры Пушкина на Мойке, 12?
— Да, и я мало что знала про Ахматову. Но начала приходить в музей Достоевского на встречи с Никой Гленн, литературным редактором Ахматовой в 1958–1963 годах, Зоей Томашевской, благодаря которой впервые в 1987 году журнал «Октябрь» опубликовал «Реквием», с Романом Тименчиком, исследователем творчества Ахматовой. В феврале 1989 года меня взяли на должность заведующей. По плану нужно было открыть новый музей уже 23 июня 1989 года, к столетию Анны Андреевны.