Комментарий · Общество

Взрослым о детях: легко ли превратиться в фашиста

Американский эксперимент 60 лет спустя

Ирина Петровская, обозреватель «Новой»
АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская

Эксперимент Рона Джонса. Кадр из видео

Эта история в принципе хорошо известна. О ней написаны книги, по ее мотивам снимались фильмы. В 1967 году Рон Джонс, начинающий учитель истории в одной из американских школ, провел урок, посвященный Холокосту. Кто-то из потрясенных учеников спросил: «Как люди могли это допустить? Почему все молчали и позволили такому случиться?» Вместо ответа учитель предложил ребятам эксперимент, целью которого было наглядно продемонстрировать, как даже подростковое сообщество, растущее в традициях свободы и уважения к отдельной личности, в считанные часы и дни заражается «коричневой чумой».

Спустя почти 60 лет после случившегося в калифорнийской школе Александр Мурашев, автор ютуб-канала «Нормальные люди», нашел и самого учителя, и двух его бывших учеников — участников и жертв жестокого эксперимента, расспросил их о том, как он проходил и каковы его последствия в их взрослой жизни. 

У Мурашева получилось не просто описание необычной истории, но уникальное исследование, позволяющее зрителям понять, как можно почти мгновенно и незаметно для себя превратиться в чудовище и можно ли этому противостоять.

Поначалу условия эксперимента были простыми. Дети должны были держать руки на парте, односложно отвечать на вопросы и приветствовать друг друга особым жестом, напоминающим волну. Все веселились, никто не чувствовал ограничения свободы, а главное — все были вместе, заодно, а Рон еще и убеждал их: «Вместе мы будем сильнее, чем поодиночке, мы станем одной дружной семьей». Этот первый этап Рон Джонс назвал «Сила в дисциплине».

Рон Джонс. Кадр из видео

Но уже на следующий день, вспоминает учитель, он, войдя в класс, обнаружил, что все ученики сидят в той же позе, в какой он приказал им сидеть накануне. Дальше он начал последовательно внушать детям идеи общности, превосходства, поиска общего врага, убеждая в необходимости соблюдения правил и наказания непокорных. Следить за соблюдением правил, которых становилось все больше, он поставил контролеров из числа тех же учеников. В их обязанности входило докладывать о нарушениях, и за один день учитель получил более двадцати доносов. Причем особенно его поразило, что наибольшую активность в доносительстве стали проявлять самые пассивные и малозаметные ученики.

Зачем начались ежедневные суды над нарушителями дисциплины. Все вместе должны были определить, виновен ли тот или иной «обвиняемый», а потом произнести хором трижды: «Виновен! Виновен! Виновен!» «Виновного» исключали из движения.

На четвертый день эксперимента Рон Джонс заявил ученикам, что все это не игра, что все всерьез, и отныне все они — члены молодежного движения «Третья волна», а он — его лидер. 

При этом, вспоминает Джонс, в какой-то момент он и сам попал в эту ловушку и поверил в свое лидерство. Эксперимент начал выходить из-под контроля.

Тех, кто мог бы задавать лишние вопросы, учитель сознательно удалил из класса — зато к «движению» начали присоединяться ученики из других классов и даже из других школ. Все они с восторгом скандировали: «Сила в дисциплине! Сила в общности!»

«Был ли среди школьников кто-то, кто все же пытался противостоять этой неотвратимой «силе»?» — спрашивает у своих героев автор. Оказывается, были две девочки. Шеррон распространяла листовки, агитирующие против движения. Алисса перед решающим собранием вышла в классе перед соучениками и попросила их не ходить на него. «Алисса — мой герой, — говорит сегодня Рон Джонс. — Потому что она не побоялась выступить открыто». Через 60 лет Алисса Хейт Рейт, с которой встретился Александр Мурашев, рассказывает, как страшно ей было видеть почти мгновенные плоды этого эксперимента, как часто уже во взрослой жизни она мысленно возвращается в то время и сожалеет, что потом уже не могла быть такой храброй. Да и тогда у нее не получилось переубедить одноклассников: «Я только могла сказать: «Не идите туда». Все так. Но она (помните «Полет над гнездом кукушки»?) хотя бы попробовала.

Рон Джонс закончил эксперимент через несколько дней, собрав его участников в общем зале, объявив, что это все же была игра, поставив им в назидание обращение Гитлера и подытожив: «Если бы вы продолжили жить так, вот в кого бы вы превратились».

Александр Мурашев с одним из учеников, участвовавшим в эксперименте. Кадр из видео

«Вы никогда бы не повторили этот эксперимент?» — интересуется Мурашев у постаревшего на 60 лет Джонса. «Нет, — отвечает он. — В этот мир не хочется отправляться. Хотя эксперимент так никогда и не закончился… Я до сих пор пытаюсь понять, что же все-таки такое фашизм… Мир прямо сейчас движется к фашизму. Фашизм может проявиться где угодно». Всю жизнь пытается понять, что такое фашизм, и его бывший ученик и герой программы Мурашева Марк Хэнкок, посвятив свою научную деятельность изучению Холокоста.

Журналист, разумеется, перекидывает мостки в сегодняшний день. В кадре — хроники современных военизированных детских праздников, с флагами, портретами, маршируют и скандируют кричалки. Социолог и философ Григорий Юдин* в интервью Мурашеву называет индоктринацию детей (попросту говоря, идеологическую обработку и внедрение в головы определенной идеи — без возможности ее критики) самым опасным из того, что сейчас происходит. Одним детям объяснят, что проще сбиваться в стаи против общего врага. Другие, осознавая, что им врут, станут притворяться лояльными, что, в свою очередь, приведет к цинизму, лицемерию и неверию ни во что. И для первых, и для вторых эта индоктринация обязательно обернется последствиями во взрослой жизни. Как до сих пор ощущают последствия жестокого эксперимента Рона Джонса и не могут избавиться от травматических воспоминаний о нем его постаревшие ученики.

В самом начале выпуска «Запертые в классе» Александр Мурашев советует взрослым: «Если у вас есть дети, которые сейчас учатся в российских школах, этот фильм стоит посмотреть вместе с ними». 

Хороший совет. И еще неизвестно, кому он окажется полезнее — детям или их родителям, тоже жертвам…

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«Нормальные люди»

Это ссылка на уникальный фильм Александра Мурашева «Запертые в классе» (ютуб-канал «Нормальные люди») , о котором я рассказываю в своем тексте. Особенно рекомендуется родителям, у которых дети учатся в российских школах.

«НО. Медиа из России»

«Нападение на Муратова*: мы нашли доказательства, а МВД нет». Журналист «Новой газеты» Татьяна Брицкая рассказывает удивительные подробности о том, как шло (спойлер — фактически не шло) следствие по этому делу.

«Скажи Гордеевой»

«Кончится режим — кончится срок». Большой разговор Катерины Гордеевой* с Татьяной и Валерием Яшиными — родителями Ильи Яшина*, отбывающего срок 8,5 года в колонии строгого режима по статье «о дискредитации армии». Главное: родители гордятся своим сыном.

«А поговорить?»

«А почитать?» Очередной выпуск на ютуб-канале Ирины Шихман* посвящен самому читаемому роману Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Из этого выпуска вы узнаете, за что книгу сжигали на родине писателя? Почему Ремарк стал врагом для нацистской Германии и как сложилась его жизнь в эмиграции?

«Осторожно: Собчак»

На канале «Осторожно: Собчак» премьера цикла документальных проектов под общим названием «Наследники». Ну ей, тоже наследнице, как говорится, и флаг в руки. Первый герой нового цикла — внебрачный сын Владимира Жириновского Олег. Сын уверяет: «Отец думал только о России и о своей партии. Он был женат на партии и на России». При жизни был скромен и чужд накопительства и роскоши. Однако при этом наследство (не политическое наследие) этого бессребреника потрясает воображение, но бесхитростный сын противоречий между собственными заявлениями и демонстрируемым или декларируемым богатством папы как будто и не видит. Очень смешной выпуск.

* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».