Новости · Общество

«Те, кто искупил вину на фронте, не должны быть под надзором». В Госдуме не сочли нужным контролировать отвоевавших заключенных

Идею надзора за воевавшими заключенными, ушедшими на СВО из колоний и СИЗО, предложила депутат Госдумы Нина Останина, глава комитета по защите семьи.

Поводом послужило жестокое убийство 12-летней школьницы в городе Топки Кемеровской области, подозреваемым следствие считает бывшего заключенного, ушедшего из колонии на фронт, попавшего в плен, а затем обменянного и вернувшегося к мирной жизни в Кузбассе, где бывший зек и совершил убийство подростка.

По мнению Останиной, участие в СВО для заключенных — основание, чтобы получить освобождение раньше назначенного (тюремного) срока, но правоохранительные органы участие экс-заключенного в СВО «ни в коем случае не должно освобождать от обязанности помочь таким людям социализироваться <...> защитить общество от этих людей».

Останина предположила, что «преступлений будет еще больше», поэтому экс-заключенные, вернувшиеся с СВО, должны регулярно отмечаться в правоохранительных органах, контактировать с силовиками. «Я думаю, что мы, депутаты, должны поторопиться <принять такой законопроект>», — заявила Останина.

Вносить его следовало бы комитету по обороне, считает Останина. Но глава этого комитета Андрей Картаполов в разговоре с РБК заявил, что вопрос находится, скорее, в ведении другого комитета — по безопасности и противодействию коррупции. Однако члены этого комитета, опрошенные журналистами, не сочли необходимым принятие закона с инициативой Останиной.

«Дополнительно прописывать, что нужен надзор за лицами, которые были осуждены, а потом еще повоевали, нет необходимости», — заявил зампред комитета Эрнест Валеев. Он напомнил, что в текущем законодательстве уже есть норма об административном надзоре за освободившимися заключенными, отбывшими срок за тяжкие и особо тяжкие преступления, и участие в СВО тут ни при чем.

Дискуссия о необходимости дополнительного контроля за воевавшими экс-заключенными происходит на фоне новостей о повторном совершении ими тяжких и особо тяжких преступлений — избиений, убийств и изнасилований. Так, по данным СМИ, вернувшиеся с фронта бывшие заключенные с начала СВО совершили почти 100 преступлений против мирных россиян — большинство на бытовой почве.