Сюжеты · Общество

Лица скрыты, краски известны, то ли люди, то ли…

Антисемитская неделя Большого яблока. Вспоминали Гитлера, орали про джихад и рисовали красной краской метки

Владимир Козловский, внештатный спец. корр., Нью-Йорк

Выставка «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка». Фото: rollingstone.com

За день до того, как полиция разогнала в конце апреля палаточный лагерь радетелей Палестины во дворе Колумбийского университета и освободила оккупированный ими корпус этого элитного ликбеза, я стоял у его главных ворот на бродвейском тротуаре и вычислял перспективы пропалестинского движения по частоте автомобильных гудков.

Был конец рабочего дня, и мимо толпы активистов, собравшихся у ворот Колумбии, несся поток машин с трудящимися, возвращавшимися домой.

Увидев толпу с палестинскими флагами, некоторые гудели. В ответ толпа разражалась радостными воплями и с нетерпением ждала следующего гудка.

Я начал следить за частотой гудков и установил, что проезжавшие мимо водители гудели толпе каждые пять–семь минут. И это при сплошном потоке машин. Я заключил, что движение не имеет поддержки в народе. К тому же на носу были летние каникулы, которые местные школяры в массе своей проводят не дома. И дело явно шло к тому, что юнцы в арафатках и хамасовских банданах скоро проследуют на мусорную кучу истории вслед за «Оккупантами» Уолл-стрит и сторонниками движения «Жизни черных важны», которые одно время будили меня по ночам своими кричалками, но потом их как корова языком слизнула.

Экспонат выставки «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка». Фото: rollingstone.com

Ан нет, я опять ошибся, и последующие события показали, насколько я был не прав. Речь вот о чем. 21 апреля в доме № 35 на Уолл-стрит, в двух шагах от фондовой биржи, открылась большая выставка под названием «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка», посвященная памяти более чем 360 участников музыкального фестиваля «Нова», убитых в то утро хамасовцами и примкнувшими к ним обывателями Газы.

Жертвы этого побоища были изрешечены автоматными пулями, разорваны ракетами и гранатами или сожжены. Многие девушки были изнасилованы, а тела их изуродованы.

Экспозиция включает разбитые и прошитые очередями машины участников фестивался, множество фотографий погибших и тысячи их личных вещей, среди которых выделяются окровавленные мужские шорты с пулевой пробоиной в паху.

Экспонаты выставки «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка». Фото: rollingstone.com

А в Нью-Йорке чуть позже произошло несколько пропалестинских акций, организованных антиизраильской группировкой Within Our Lifetime («При нашей жизни»), — сокращенно WOL, — в том числе у дверей этого самого выставочного зала на Уолл-стрит. Акции проводились в рамках «Городского дня гнева из-за Газы».

Большая группа активистов собралась на манхэттенской площади Юнион-сквер, на которой я освещал в последние десятилетия дюжины митингов, но уже не застал по-настоящему грандиозных и лишь читал, что в 40-х там собирались в Первомай до 300 тысяч коммунистов.

И тогда, и в бурные 60-е, и в начале этого столетия демонстранты выступали с открытым забралом — то есть без масок, носить которые было запрещено в большинстве городов Америки с XIX века. Пандемия ковида легализовала маски, и большинство пропалестинских активистов теперь являются на акции в них.

Митинг на Юнион-сквере пришла освещать Оливия Райнголд, корреспондентка отменного сайта «Фри пресс», возглавляемого Барри Вайс, бывшей сотрудницей «Нью-Йорк таймс», которую выжили оттуда прогрессивные коллеги. Это была уже 18-я пропалестинская акция, которую посетила в последние месяцы Райнголд, но первая, где на нее наехали демонстранты, в данном случае протестовавшие против «побоища в лагере беженцев Нусейрат в Газе».

Пропалестинские протестующие возле Колумбийского университета в Нью-Йорке. Фото: KENA BETANCUR / AFP / East News

Израильский спецназ освободил там четырех заложников — в том числе россиянина Андрея Козлова, — увезенных 7 октября в Газу хамасовцами и содержавшихся под охраной в квартирах тамошних обывателей. Обстрелянные из РПГ израильяне вызвали авиацию, которая нанесла удар по этому району Нусейрата и уложила много боевиков и мирных жителей.

Райнголд провела в толпе демонстрантов минут 45, делая записи в блокноте, как вдруг мужчина в темных очках и с платком из палестинского флага на голове указал на нее пальцем и крикнул: «Она — сионистка! Гнать ее отсюда!» Тут же девушку обступили десятки демонстрантов, поднявших вверх арафатки, чтобы заслонить ей поле зрения. Большинство было в масках.

«Пошла на …! — заорала демонстрантка ей в ухо. — Народ не хочет, чтобы ты тут была!»

В 90-х я попал в аналогичную ситуацию на Пушкинской площади, где фотографировал группу черносотенцев, и сохранил об этом крайне неприятные воспоминания.

Мужчина с плакатом «Да здравствует 7 октября!» крикнул из толпы: «Скажите ей, чтобы валила отсюда!» Юная активистка вырвала у журналистки блокнот с криком: «Ты ничего не будешь записывать!», разодрала его на куски и бросила их в воздух. «Вали!» — дважды крикнула она.

Райнголд пыталась вежливо задавать демонстрантам вопросы, хотя к этому моменту все мы усвоили, что ждать от активистов ответа так же безнадежно, как ждать того, чтобы они сняли свои намордники.

В отличие от бунтовщиков прошлого, нынешних почти невозможно втянуть в разговор. «Ах, оставьте ненужные споры. Я себе уже все доказал»… Что-то в этом духе.

Журналистка не застала момента, когда один демонстрант орал на небольшую группу сторонников Израиля: «Хотел бы я, чтобы Гитлер был еще с нами, он бы всех вас стер с лица Земли!»

Нагулявшись, толпа спустилась на 14-й улице в метро, где ее поджидала полиция, задержавшая троих демонстрантов, которые перешагнули через турникет. Когда заступники палестинцев ехали в сторону Уолл-стрит, один из них заорал пассажирам вагона: «Если вы сионисты, поднимите руку!» Соратники хором проскандировали за ним эту фразу. «Это ваш последний шанс выйти отсюда!» — продолжал заводила, а соратники опять хором повторили.

После этого случая губернатор штата Нью-Йорк демократка Кэти Хокул впервые призвала запретить ношение масок в метро.

Экспонаты выставки «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка». Фото: rollingstone.com

У дверей выставочного зала, билет в который стоит 1 доллар, в понедельник вечером бушевала под обязательный для таких мероприятий барабанный бой толпа в несколько сот активистов в арафатках, громко требовавшая закрытия «сионистской экспозиции» в память о жертвах погрома 7 октября.

Администрацию зала предупредили об акции за какие-то пять минут до ее начала, и она рекомендовала посетителям выставки пока не выходить из здания, в котором когда-то располагалась штаб-квартира исполинского банка Дж. П. Морган.

Над демонстрантами развевались палестинские флаги и одинокий стяг «Хезболлы» и клубились облака белого, розового и зеленого дыма, выползавшего из фаеров. Периодически срабатывали шутихи.

Перед толпой выступила возглавительница WOL Нердим Кисвани, заявившая, что «Музыкальный фестиваль «Нова» являлся рейвом рядом с концлагерем!», то есть Газой, и потребовавшая немедленно закрыть выставку, которая должна была закончиться в минувшее воскресенье, но сейчас была продлена до 22 июня, а потом переедет в Лос-Анджелес.

Демонстранты, среди которых преобладал, как обычно, прекрасный пол, держали плакаты с лозунгами 

  • «Немедленно прекратить огонь!», 
  • «Никто не свободен, пока не свободна Палестина!», 
  • «Да здравствует 7 октября!», 
  • «Да здравствует интифада!», 
  • «Джихад до победы или мученичества!», 
  • «Сионисты — не евреи и не люди!».

Город нагнал на Уолл-стрит массу полисменов, которые, по их словам, были рады заработать сверхурочные. Их начальники были облачены в белоснежные рубашки, рядовой состав — в темно-синие, а группа по связям с общественностью — в голубые.

Выставка «7 октября, 6.29 утра — мгновение, когда затихла музыка». Фото: rollingstone.com

Вначале мне попался на глаза подтянутый седовласый мужчина на велосипеде и с огромной звездой Давида на футболке, которого голубые предусмотрительно утянули подальше от толпы. На Уолл-стрит была кучка других сторонников Израиля. Предвидя столкновения, полиция установила вдоль тротуаров стандартные барьеры из алюминиевых труб и задержала нескольких неспокойных демонстрантов, которых наверняка скоро отпустили.

Через полчаса демонстрантки стали в круг и захлопали в ладоши, выкрикивая под стук барабанов: «Газа! Газа! Газа!», «Свободу Палестине!» и «Израиль, иди к черту!».

После акции ее организаторы бахвалились в соцсети Х, что «мы наводнили улицы, захватили метро и прикрыли выставку «Нова». Я слышал по ящику, что демонстрантов были на Уолл-стрит «десятки тысяч», хотя видел от силы несколько сотен.

Дом Энн Пастернак. Фото: соцсети

На следующий день антиизраильские элементы города избрали другую мишень — жилища евреев, входящих в совет директоров знаменитого Бруклинского музея, в том числе его директора Энн Пастернак, чей дом был запачкан красной краской, изображавшей кровь палестинцев, и перевернутыми красными треугольниками, которыми ХАМАС метит объекты своих нападений.

Над подъездом висел транспарант с отпечатками окровавленных ладоней и большой красной надписью «Энн Пастернак. Бруклинский музей. Белая расистка сионистка».

Вот так…