Сюжеты · Общество

Федералы идут

Во Владивостоке крупное судостроительное предприятие отобрали у собственника, чтобы создать отраслевой кластер. И такое — по всей стране

Валерия Федоренко, собкор «Новой»

Судостроительный завод «Восточная верфь». Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

То, что произошло с одним из крупнейших на Дальнем Востоке судостроительных заводов, «Восточной верфью», можно назвать экспроприацией экспроприаторов. Или поглощением местных элит федеральными. Или, по-народному, отжимом. У прошлых владельцев (в первую очередь экс-депутата, ректора Владивостокского госуниверситета Геннадия Лазарева и его семьи), о деятельности которых все отлично знали долгие годы, но смотрели сквозь пальцы, по уже сложившейся российской традиции теперь отбирают все. Передали, что предсказуемо, в руки гигантов — «Объединенной судостроительной корпорации». Но тут интересен сам процесс. И этот процесс почти закончен — все сидят, даже адвокаты, а завод обретает новых собственников. Называется все это — созданием кластера. И рассказ это не о справедливости — ее и раньше не было, да и сейчас с ней все сомнительно, а о механике власти и денег.

И краболов, и танкер

Больше ста лет назад на берегу бухты Малый Улисс стали появляться судоремонтные мастерские. На их базе в 1952 году создан Владивостокский судостроительный завод, ровно 30 лет назад преобразованный в АО «Восточная верфь».

Предприятие в крае и даже в масштабах страны известное. Как и многие другие подобные организации, сегодня состоит в санкционных списках ряда стран. Выполняет гособоронзаказ — строит и обслуживает суда и корабли пограничных сил и Тихоокеанского флота (за годы работы для ТОФ здесь построили более 500 малых ракетных кораблей, тральщиков, торпедных, артиллерийских, ракетных и десантных катеров, гидрографических судов, плавучих причалов). По линии Рособоронэкспорта сдали более 30 заказов в 7 стран.

Также на верфи строятся, как сказано на официальном сайте предприятия, «рыбопромысловые, транспортные и вспомогательные суда водоизмещением до 4,5 тысячи тонн по серийным и индивидуальным проектам». В частности, кстати, со стапелей сходят и краболовы, которые строятся по программе инвестквот.


Из годового отчета компании за 2022 год:

«Технические возможности верфи позволяют строить корабли и суда длиной до 120 метров, шириной до 16 метров, высотой до 25 метров и спусковой массой до 2500 тонн. Предприятие располагает всеми необходимыми производственными мощностями, оборудованием и трудовыми ресурсами для выполнения полного цикла работ по постройке и ремонту кораблей и судов.

АО «Восточная верфь» имеет большой опыт выполнения Государственного оборонного заказа и постройки кораблей и судов различного назначения. В отчетном году доля государственного оборонного заказа в общем объеме произведенной АО «Восточная верфь» продукции составила 28,0%».

«Восточная верфь» — единственное во Владивостоке и одно из немногих крупных судостроительных предприятий края, сравнимое по масштабам даже с ССК «Звезда» в городе Большой Камень. Последнее давно входит в «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК) и строит ледоколы, газовозы, части нефтяных платформ, сухогрузы, транспортные и специализированные суда и т.д.

Между тем глава ОСК (и банка ВТБ) Андрей Костин в ноябре прошлого года на встрече с президентом жаловался, что предприятию не хватает судостроительных мощностей и технологий для выполнения заказов по строительству гражданских судов.

Андрей Костин. Фото: Петр Ковалев / ТАСС

На «Морском конгрессе», который прошел во Владивостоке в конце мая, говорилось о том, что

в Приморье объем судостроения с 2020 по 2023 год увеличился почти на 30%, и в свете этого в регионе создается целый судоремонтный и судостроительный кластер.

В него, как планируется, войдут крупнейшие отраслевые предприятия. Вступление в кластер «Восточной верфи» — дело времени.

О том, что верфь планируется отдать ОСК, стало известно в 2022 году. В октябре владивостокское предприятие обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании самого себя банкротом, оценив свой общий долг перед кредиторами примерно в 12,5 млрд рублей. В дело о банкротстве вступили и другие организации.

Танкеры преткновения

Судя по отчету, на верфи в течение 2022 года велись работы по четырем госконтрактам Минобороны. История с банкротством с этим и связана. «Не переданы государственному заказчику малый морской танкер, два плавучих металлических причала и универсальный аппарельный съезд. Строительство малого морского танкера приостановлено государственным заказчиком. Отремонтированы 35 кораблей ТОФ», — сказано все в том же отчете.

Дело в том, что к концу 2021 года предприятие должно было построить и передать Минобороны малый танкер проекта 03182 «Михаил Барсков» (он сейчас достроен на 90%). В 2018 году заложили такой же танкер «Борис Аверкин» (его готовность оценивали в 30‒40%). Контракт на оба судна на 7,5 млрд рублей был заключен еще в 2014 году — и с того момента, как несложно догадаться, много воды утекло, в том числе пришла пандемия и случились санкции. И по допсоглашению Минобороны добавило корабелам 4,3 млрд. Но и этого оказалось мало: в 2019 году предприятие пересчитало сумму еще раз и заявило, что стоимость только одного танкера теперь — более 8,1 млрд! А оба обойдутся почти в 16,3 млрд.

В ноябре 2021-го работы были остановлены, корабелы писали заказчикам, просили доплаты — но денег никто, конечно же, не добавил. Военные ждали почти год и в октябре 2022-го обратились в суд.

Работники судостроительного завода «Восточная верфь». Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В свою очередь, в суд ходила и «Восточная верфь» — поскольку взяла на достройку кредит на 817,5 млн в Промсвязьбанке и хотела эти средства взыскать. Суд отказал за истечением сроков исковой давности.

А год назад Арбитражный суд Москвы вынес решение: с «Восточной верфи» взыскать 218 млн рублей в пользу Минобороны.

Также Минобороны взыскало с «Восточной верфи» более 844 млн рублей, которые ведомство внесло авансом на строительство двух малых ракетных крейсеров проекта 22800 «Каракурт». Соответствующие госконтракты (всего более чем на 20 млрд рублей) расторгнуты, работы остановлены в июле 2020 года.

О долге «Восточной верфи» более чем в 24,3 млн рублей заявили ООО «Кингисеппский машиностроительный завод». 13 100 евро и 63 200 рублей долга заявила компания по продаже промышленного оборудования «Индустрика». «Инжиниринговая компания «Кронштадт» просила признать ее вступившей в дело о банкротстве с размером долга 21 589,44 евро и 25 853 рублей. АО «Кумертауское авиационное производственное предприятие» требовало выплатить общую сумму задолженности в размере 625 975 рублей. 1,1 млн потребовало от «Восточной верфи» акционерное общество «Дальзавод-терминал». О долгах (336,5 тыс. в первую очередь, 112,6 тыс. во вторую очередь, 192,8 тыс. в третью очередь, плюс 31 тыс. пени) заявляла налоговая служба. И все идут в суд.

Универфь

Принадлежало предприятие до недавнего времени частным лицам. Среди них выделяется Геннадий Лазарев (ему, судя по документам, принадлежит 19,54% обыкновенных акций в уставном капитале, когда его начали судить, в процессе называлась чуть большая доля). Он и его близкие долгие годы главенствовали на верфи. Были, конечно, попытки миноритариев «забрать власть», но клан сохранял за собой и влияние в совете директоров, и акции.

Геннадий Лазарев. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Геннадий Иннокентьевич — человек в Приморье известный. Бывший депутат нескольких созывов краевого Законодательного собрания. Почетный гражданин Владивостока, доктор экономических наук, профессор. Президент и проректор по стратегическому развитию, до этого — ректор Владивостокского государственного университета.

Тут необходимо небольшое отступление.

Именно Лазарев сделал место, которое во Владивостоке в 90-е презрительно называли «кастрюлькин вуз» или «посудохозяйственный», где в общежитиях не было отопления и туалеты не работали, настоящим современным университетом.

Наладил и учебно-научную часть, и быт. Преподавательский состав сформировал (многие перешли из других учебных заведений), развил довузовское образование, облагородил кампус, открыл новые специальности, наладил систему привлечения талантливых школьников. Строил дома для сотрудников. При университете работают спорткомплекс и медцентр, доступные при этом всем горожанам.

Причем, в отличие от ректоров других вузов, он никогда не гнушался общаться со студентами и принимать участие в их судьбе. Сотни и тысячи выпускников вспоминают Лазарева с благодарностью — одним он помогал в сложной жизненной ситуации, другим — с «бизнес-проектами» в рамках университета, третьим — с поездками на научные конференции. В общем, его талант как ректора переоценить сложно.

В то же время только ленивый не знал о его разладе с родителями на финансовой почве, скандалах с дележом семейного бизнеса с сестрой. И главное, об истории с университетским имуществом, которое «легким движением руки» переходило в руки структур, аффилированных с Лазаревым. Только до поры всем было все равно. Пока кому-то не понадобилась верфь…

Судостроительный завод «Восточная Верфь» во Владивостоке. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

В конце марта этого года 75-летнего Геннадия Лазарева арестовали и посадили в СИЗО. Ему вменяют организацию преступного сообщества

(ч. 1 ст. 210 УК РФ). Вместе с ним задержали еще 9 человек — их подозревают в участии в этом преступном сообществе.

Собственно, сотрудники ФСБ и Следственного комитета «взяли» его не только за «Восточную верфь». По версии следствия, будучи руководителем университета, Геннадий Иннокентьевич «не позднее 1996 года» создал преступное сообщество для хищения госимущества, находящегося в оперативном управлении вуза (около 3000 кв. м в корпусах на ул. Гоголя, более 2000 кв. м в общежитии на ул. Державина, а также два здания более 7000 кв. м в пригороде, на ул. Десятой).

«Участие в организованном преступном сообществе в различные периоды приняли находящиеся в зависимости от подозреваемого руководители и работники 10 коммерческих и некоммерческих организаций», — сообщали в краевом Следкоме. В целом про переход зданий и земли университета через заключение госконтрактов со «своими» предприятиями и искусственную просрочку платежей писали довольно давно.

Вот, например, пара «сомнительных сделок». В 2004 году 4800 кв. м земли в районе крупнейшего в стране авторынка «Зеленый угол» предоставили вузу для размещения автопарковки, благоустройства и базы для организации практики и стажировки студентов. А по договору строительства, который университет заключил с юрлицом, частнику перешли права не только на объект недвижимости, т.е. базу, но и на землю. Которую, напоминаем, предоставили государственному вузу.

В 2002 году аналогичная история произошла с участком в 6000 кв. м. Автодром при этом не достроен и «до настоящего времени представляет собой отсыпанную щебнем территорию, занимающую всю площадь участка, которую на протяжении длительного времени эксплуатировали неустановленные лица для стоянки и хранения автотранспорта, как часть стихийного авторынка «Зеленый угол», сообщили совсем недавно в прокуратуре. Хорошо, конечно, что за 20 лет прокуратура сподобилась-таки доехать до «зеленки», но есть вопросы…

Судостроительный завод «Восточная Верфь». Работы внутри краболовного судна. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Всех под арест

Вернемся к хищениям на «Восточной верфи». Они, как считает следствие, происходили «через аффилированных лиц из Министерства обороны Российской Федерации», пока не названных. Всего на гособоронзаказах, сообщали в прокуратуре, похищено более 6,2 млн рублей.

Лазарева отправили в СИЗО. Разные меры пресечения получили также люди, работавшие с ним в ВВГУ и на «Восточной верфи». Вот только некоторые фигуранты «корабельного дела». Иннокентий Лазарев, сын Геннадия. Аркадий Фурман (член совета директоров верфи, а также директор ООО «Лига», ЗАО «Линком», которое также связывают с Лазаревым). Бывший генеральный директор АО «Восточная верфь» Олег Зубахин — по версии следствия, он «подписал фиктивный счет на оплату поставки строительных материалов для предприятия, заведомо зная, что данной поставки не будет, дал поручение подчиненным сотрудникам перевести денежные средства в размере 2,8 млн рублей на счет коммерческой организации ООО «Реалком», руководителем которой являлся Андрей Щукин». Последнего тоже взяли под стражу.

Валерий Василенко. Фото: ИТАР-ТАСС / Владимир Саяпин

Летом прошлого года задержан бывший прокурор Приморского края, заместитель председателя совета директоров «Восточной верфи» Валерий Василенко — за то, что пытался незаконно завладеть акциями миноритария. Своих акций у него при этом не было. Вместе с ним арестовали общественного советника директора предприятия Сергея Кралевича и известного под прозвищем Монгол Виталия Широкова. Последнего в 2008 году, уже после ухода Василенко с прокурорской службы, судили за грабежи, вымогательство и организацию ОПГ.

Более того, даже адвоката, защищавшего самого Валерия Василенко — Андрея Коноплю, арестовали. Якобы за убийство 14-летней давности — на отдыхе с компанией Конопля застрелил пьяного сторожа, который поджег их охотничий домик и кидался на людей с ножом. Преступление в 2010 году после проверки признали самообороной. Но это когда было!

Кстати,

Лазарев и Василенко сейчас — одни из старейших «жителей» СИЗО-1 Владивостока (там же содержится и дальний родственник Василенко, гендиректор логистической компании «Афина-ДВ», 76-летний Александр Зыков).

Как бы то ни было, к этому возрасту у каждого появился букет заболеваний. Геннадий Лазарев и в суд приходил с палочкой, а за решеткой здоровье его еще больше пошатнулось, доктор наук попал в тюремную больницу. О том, что нахождение этих людей в следственном изоляторе в прямом смысле угрожает их здоровью, не раз писали и СМИ, и Общественная наблюдательная комиссия. Но сторона обвинения и вслед за ней суд настаивают на содержании под стражей.

Раскулачивание

«Дербанить» собственность Лазаревых в судах начали тоже летом прошлого года. В частности, Фрунзенский районный суд Владивостока взыскал с Геннадия Лазарева и его «родственницы» Тамары Леонтьевой (тоже крупный акционер «Восточной верфи», кандидат педагогических наук, сотрудница Владивостокского госуниверситета) суммарно 100 миллионов рублей по иску Промсвязьбанка. Требовал истец при этом 2,2 млрд. Как раз за кредитные договоры, которые верфь заключала в 2020‒2021 годах с ПСБ, чтобы обеспечить работы по госконтракту. При этом финансовая организация подала новый иск, на большую сумму.

А уже в этом году 83-летняя Тамара Леонтьева подала в арбитраж заявление с тем, чтобы признать незаконным решение внеочередного собрания акционеров АО «Восточная верфь» о заключении пяти кредитных договоров с ПСБ, а также о признании недействительной крупной сделки по заключению в 2020‒2021 годах 12 кредитных договоров на 5,4 млрд рублей. По ее мнению, это причинило предприятию убытки. Основанием она называет тот факт, что ее как акционера не известили надлежащим образом о времени и месте проведения внеочередного собрания.

Иннокентий Лазарев. Фото: portofranko-vl.ru

Еще в августе 2023 года сообщалось, что у Иннокентия Лазарева (сына) проходили обыски по подозрению и в том, что он с марта 2006 по апрель 2018 года вместе с другими лицами обманул Росреестр и «обеспечил приобретение своей близкой родственницей права собственности на земельный участок общей площадью 17 000 кв. м. При этом за участок было заплачено всего лишь 2 млн руб., тогда как его кадастровая стоимость оценивается выше 25,5 млн руб.».

Тогда его из тюрьмы выпустили — говорят, что отец взял вину на себя. Близкая родственница — это мать Иннокентия, Ирина Лазарева, ее сейчас через суд принуждают землю отдать. А там давным-давно стоит семейная резиденция. Дом построен на отдельном участке в 1800 кв. м, который принадлежит связанному с семьей экс-депутата ЗАО «Линком».

Все хорошо, прекрасная маркиза

Строго говоря, о том, что дела на «Восточной верфи» идут не так уж радужно, рассказывал и сам Геннадий Лазарев, в том числе на заседаниях профильного комитета краевого Заксобрания. Еще в 2021 году он публично просил начальника приморской полиции Олега Стефанкова разобраться с хищением более 1 млрд рублей в пользу сторонних организаций и 300 млн рублей госзаказа. Преступления, по словам Лазарева, произошли в 2011‒2016 годах и выявлены в ходе аудита. Позже он писал по этому же поводу и первому заместителю генпрокурора Дмитрию Демешину (ныне назначенному врио губернатора Хабаровского края).

Игорь Мирошниченко. Фото: администрация города Владивостока

Лазарев утверждает, что виноват в плачевном состоянии предприятия бывший директор Игорь Мирошниченко. 

  • Во-первых, он (это по словам Лазарева) без одобрения совета директоров по заниженной цене продавал своим компаниям принадлежащие «Восточной верфи» акции АО Владивостокское предприятие «Электрорадиоавтоматика» («ЭРА») и АО «Тихоокеанская электротехническая компания». А потом акции по рублю за штуку и вовсе от фирм перешли в собственность семьи и партнеров Мирошниченко.
  • Во-вторых, его ООО «Каскад ДВ» сдавало верфи складские помещения и два катера, которые по факту ей были не нужны и не использовались. Якобы это делалось тайно, в финансовые отчеты не вносилось, а дело полицейские возбудили и тут же прекратили за истечением срока давности.
  • В-третьих, Геннадий Лазарев описывал нюансы в истории с теми самыми двумя танкерами для Минобороны, контракты на которые в 2014 году также подписывал Мирошниченко. Дело в том, что через год после конкурсных процедур военные прислали на верфь решение, в котором говорилось о смене проекта и повышении водоизмещения с 2,3 тыс. тонн до 3,5 тыс. тонн — а документацию корабелам выдавали и вовсе частями. Контракт при этом не переподписывали. Жалобы через столько лет звучат нелепо, особенно если вспомнить, как в 2015 году сам же Лазарев выступал на торжественной закладке «Михаила Барскова» (как раз проекта 03182) и говорил про блестящие перспективы и высокий уровень работы завода. Ну так-то странно делать вид, что ничего не знал.
  • В-четвертых, в полиции лежало заявление от «Восточной верфи» о том, что бывшие руководители завода предоставляли акционерам недостоверные бухгалтерские отчеты за 2019–2020 годы — показывали прибыль там, где на самом деле были миллиардные убытки. На основании этих отчетов брались кредиты на достройку танкеров. Которые нечем отдавать.

Тут стоит отдельно отметить, что на эмоциональную публикацию об этом в «Российской газете» Игорь Мирошниченко подал в суд и выиграл. И правда — мнение Лазарева хоть и любопытное, но скорее показывает его желание сделать кого-то виноватым. Ведь господин Мирошниченко перестал быть директором в октябре 2015 года, а до этого верфь заказы сдавала. И пока жареным не запахло, к нему вопросов как будто бы и не было. Эти танкеры пять лет без него строили — а потом оказалось, что он один виноват…

Судостроительный завод «Восточная Верфь». Сборка судов. Фото: Юрий Смитюк / ТАСС

Игорь Мирошниченко и другие связанные с ним члены совета директоров «Восточной верфи» не арестованы.

И кому все это досталось?

В итоге собственность перешла от местных «царей» к федеральным «королям».

На АО «Восточная верфь», как на стратегическом предприятии, начала работу межведомственная комиссия из Минпромторга РФ, 754-го военного представительства Минобороны РФ, Промсвязьбанка, краевого ФСБ и «Объединенной судостроительной корпорации». Глава ОСК Алексей Рахманов говорил о том, что сумма реальной задолженности «Восточной верфи» может составлять от 8 до 12 миллиардов рублей.

С августа прошлого года управляющей организацией «Восточной верфи» назначено ПАО «Амурский судостроительный завод», права акционеров и полномочия старых органов управления приостановлены. АСЗ входит в структуру «Объединенной судостроительной корпорации».

100% акций самой ОСК на пять лет переданы в доверительное управление ВТБ — соответствующий указ президент Путин подписал в октябре прошлого года.

Глава ВТБ и председатель совета директоров ОСК Андрей Костин в ходе встречи с приморским губернатором заявил, что банк готов провести на «Восточной верфи» модернизацию.