Сюжеты · Общество

«От Листьева до Бузовой, или Как мы всё прос…ли»

Дмитрий Дибров похоронил Останкинскую башню в одной могиле с Сагалаевым

Ирина Петровская, обозреватель «Новой»
АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube. Читает Ирина Петровская

Дмитрий Дибров. Фото: Елена Никитченко / Коммерсантъ

Вдруг откуда ни возьмись появился Дмитрий Дибров, некогда популярный ведущий разнообразных телепроектов. Во всем черном. В широченных клешах. С огромным православным крестом на шее. Всплыл на ютуб-канале Надежды Стрелец (между прочим, более полутора миллионов подписчиков). Сразу выяснилось, что интервьюерша — его бывшая ученица, начинала профессиональную деятельность под его и Новоженова патронатом. Поэтому показно благоговела и выслушивала без меры велеречивого гостя с нарочитым почтением. А гость, как потом написал кто-то в комментариях, словно дорвался до аудитории и почти два часа разливался соловьем. «Вас можно слушать и заслушиваться. Еще бы пять часов с вами сидела», — не без иронии отозвалась в финале Надежда Стрелец.

Для начала Дибров похоронил телевидение. В свойственной ему пафосной манере, сыпя цветистыми метафорами, как горохом из прохудившегося мешка, сообщил, что вместе с недавно умершим отцом-основателем современного ТВ Эдуардом Сагалаевым в землю положили и Останкинскую башню. Впрочем, вскоре об этой кладбищенской метафоре он забыл и поведал, что еще в 2000 году Останкинская башня «сгорела со стыда за то, что мы заставляли ее передавать».

Потом, видимо, передавать решили то, что нужно, и эта «игла для идеологических инъекций» (по меткому выражению кого-то из острословов), как птица Феникс, воспряла из пепла, позволив тому же Диброву продолжить свой славный путь… на канале ТНТ в шоу «Это нормально?», которое, по его словам, «придумали 25–30-летние гении ТВ», вызвав у него чистейший восторг.

Дмитрий Дибров на ютуб-канале Надежды Стрелец. Скриншот с видео

Не поленилась и посмотрела это «гениальное» творение. Мама дорогая! «Это единственное шоу на ТВ, где мы на всю страну обсуждаем то, что нормально», — возглашает ведущий Дибров. «Пришло время узнать, что думает наша страна, — подхватывает его соведущая… Ольга Бузова. — Нормально ли ходить без лифчика?»

Надежду Стрелец этот финт профессиональной судьбы собеседника тоже изумляет, и она прямо говорит:

«Это, конечно, великая ирония, что вы, создатель интеллектуальной «Антропологии», встретились с «Домом-2» (там начинала свой звездный путь Бузова. — И. П.). Когда я только услышала, что такой проект готовится, я думала, это шутка…»

Но Диброва таким неприкрытым скепсисом с толку не собьешь. Он, оказывается, давно мечтал выйти из зоны комфорта. Если бы и дальше сидел в викторине «Кто хочет стать миллионером» на Первом канале, жизнь бы шла и шла по накатанной. Но ведь «дети-то растут! — с пафосом восклицает он. — И скоро им со мной не о чем будет говорить!»

Зато теперь ответственному отцу троих детей есть о чем поговорить с подрастающим поколением. «Нормально ли не иметь интимную близость более двух лет? Нормально ли втайне читать сообщения в смартфоне любимого человека? Нормально ли жениться на девушке гораздо младше себя?» — спросят папу дети, насмотревшись на него в ящике. А папа — опля! — во всеоружии. Вот тебе и общие темы для общего развития, в том числе и глубоко личные, о которых пожилой муж и молодой отец может говорить бесконечно. Тем более что, по его авторитетному мнению, такие «взрослые папашки», как он, служат стране: «Мы стране династии сегодня создаем. Мы знаем, что мы делаем, — мы делаем новую Россию».

Ольга Бузова. Фото: Вячеслав Прокофьев / ТАСС

И с Бузовой все не так просто. «Одним Дибровым сыт не будешь (он вообще предпочитает говорить о себе в третьем лице. И. П.). Тут и Бузова нужна со своими 25 миллионами подписчиков. Но и одной Бузовой сыт не будешь. Оля нужна для масштабирования… Я есть мост времен… Листьева видел, Листьеву портвейн наливал, и Бузову, у которой миллионы просмотров… Надо мной смеются мои друзья-интеллектуалы: она дура. Дура дурой, а вас-то она перехитрила со своими миллионами поклонников. Что-то же они в ней находят!»

А Надежда Стрелец все не унимается. Вспоминает 90-е, когда телевизор смотрели абсолютно все, когда появилось крутое, мощное, заряженное сумасшедшей энергией ТВ, менявшее действительность и окружающие обстоятельства. Если такие же люди — молодые, с горящим взглядом — вдруг появятся сегодня, будут ли они способны так же, как их предшественники, изменить обстоятельства? Возможен ли сегодня авторитет, подобный Листьеву?

Ни сама интервьюерша, ни тем более Дмитрий Дибров ни словом, ни взглядом не намекают на особенность «сегодняшних обстоятельств», которые привели к уничтожению того славного ТВ и превращению его в пропагандистскую кувалду, слегка приукрашенную цветными бантиками бессмысленной развлекухи.

Это как бы произошло само собой. Было одно время — наступило другое, и надо ему соответствовать, а не бороться за ту самую свободу слова, за которую некогда рвал рубаху на груди Дибров, обвиняя в прямом эфире тонущего НТВ коллегу Парфенова в предательстве и отступничестве.

Дмитрий Дибров на ютуб-канале Надежды Стрелец. Скриншот с видео

Сейчас же авторитетов, подобных Листьеву, Парфенову (а также Христу, Пушкину и Высоцкому — так!) Дибров не представляет. «Но интегральный Листьев, наверное, уже даже и сегодня есть в каком-то смысле, — снова переходит он к своему витиеватому стилю. — Для кого-то Бузова — идол, пример для подражания, символ преодоления обстоятельств». То есть именно она, как некогда Листьев, совпала со своим временем, со своим зрителем и вектором развития ТВ. Да и сам он, Дмитрий Дибров, долгожитель на ТВ, как его то и дело называет интервьюерша, пытается не отставать от новых веяний, во имя чего готов на все. Кстати, одна из программ, которую он когда-то вел, именно так и называлась: «Я готов на все».

«От Листьева до Бузовой, или Как мы все прос…ли», — коротко подытожил суть велеречивых откровений кумира минувших лет один из комментаторов под этим видео. 

АУДИОВЕРСИЯ

У этого материала есть аудиоверсия на Youtube.

Топ-5 лучших выпусков недели на YouTube

Петровская рекомендует

«НО. Медиа из России»

«Облава. Весенний призыв — 2024». В новом репортаже канала «НО. Медиа из России» авторы Иван Жилин и Анна Артьемьева рассказывают три истории призывников из Москвы, которых силой забрали или пытаются забрать в армию, несмотря на освобождение от службы по медицинским показаниям. Их истории — не исключение. Полиция повсеместно отслеживает призывников по камерам уличного наблюдения, задерживает в ребят метро и магазинах. Их близкие не оставляют надежды добиться справедливости в суде.

«НО. Медиа из России»

Еще один выпуск канала «НО. Медиа из России» посвящен пропаганде. Ирина Воробьева и Григорий Асмолов обсуждают эффективность пропаганды в современной России, историю ее развития, механизмы, цели и задачи.

«Осторожно: Собчак»

На канале «Осторожно: Собчак» — страшная история 10-летнего мальчика из Тувы, которого изнасиловали подростки-односельчане. Почти год местные власти и родители насильников заметали следы и настраивали соседей против семьи пострадавшего ребенка. Авторы сюжета разбираются не только во всей этой истории, но и в феномене тувинского правосудия.

«вДудь»

«Как интересно рассказывать о прошлом» — так Юрий Дудь* назвал свой новый выпуск, герой которого — Владимир Раевский, известный московский журналист, в недавнем прошлом звезда канала «Москва 24». Теперь Раевский живет и работает в эмиграции, и Дудь представляет его как одного из лучших рассказчиков истории в современном интернете.

«И грянул Грэм»

Большое интервью поэта Веры Полозковой Вадиму Родионову на ютуб-канале «И грянул Грэм». Вера рассказывает о своем отъезде из России, а также о видении настоящего и будущего для себя и своих детей.

* Внесен властями РФ в реестр «иноагентов».