Деньги превращаются…
Отправной пункт всей этой истории — ст. 148.1,2 УК РФ, которой вот уже десять лет РПЦ пугает своих оппонентов и конкурентов. Принятая по требованию Кирилла в ответ на «панк-молебен» в храме Христа Спасителя, эта статья ввела в законодательство «резиновое» понятие «религиозные чувства верующих», неосторожное обращение с которыми ведет к лишению свободы до трех лет.
Вот глава Правового управления Московской патриархии игумения Ксения (Чернега) и усматривает «оскорбление чувств» в религиозных брендах, неподконтрольных РПЦ, и добивается их полного запрета.
По договоренности с патриархией Роспатент уже много лет не регистрирует «религиозные» бренды, но некоторые все же попадают на рынок «под прикрытием» географических названий (типа «Воскресенье» или «Успенская»). Если в ГК РФ появится полный запрет на такие названия, то это будет означать монополизацию РПЦ всего, что связано с православной культурой или символикой. Но даже в нынешней России зарегистрировано несколько независимых друг от друга православных конфессий (раньше было еще больше), не говоря о том, что наследие православной культуры — достояние общенародное и даже общечеловеческое, а не узкокорпоративное. Но кто будет слушать эти благоглупости, когда речь идет об одной из крупнейших, «государствообразующих» бизнес-корпораций.
Официальные отчеты о доходах подразделений РПЦ в России не публикуются с 90-х. Нет и свежих экспертных оценок объемов церковного рынка. Крупный специалист по церковной экономике в России, научный сотрудник Бременского университета Николай Митрохин в начале 2000-х оценивал легальные годовые доходы РПЦ в скромные 500 млн долларов.