Комментарий · Культура

Каждый голос важен

Как фильмы об аутистах описывают наше время

Лариса Малюкова, обозреватель «Новой»

Кадр из фильма «Папа». Источник: Кино-Театр.РУ

Главная премьера месяца — драмеди «Папа» (оригинальное название «Эзра») Тони Голдуина о взаимоотношениях одного не самого дисциплинированного отца с сыном-аутистом. Кино про то, как дети учат нас понимать и принимать этот мир, придуманный не нами, а заодно и себя самих.

Начинается действие в обычном стендап-клубе. Очередной выступающей Макс (Бобби Каннавале) рассказывает случаи из своей жизни, в том числе о своем сыне-аутисте Эзре. Зрители узнают, что ребенок не говорил очень долго, а затем его стало трудно контролировать. Макс в своем выступлении фраппирует, смешивает фантазию и правду, сарказм (на грани цинизма) и нежность, забавное и драматическое. Завсегдатаи подобных концертов не совсем понимают, как реагировать на эту исповедь. Смеяться? Правда? А можно ли смеяться над расстройством психики? Да и папаша этот не производит впечатления ответственного взрослого, воспитывающего особенного ребенка.

Так с неудобных вопросов и начинает разматываться клубок этой истории.

Ezra Official Trailer 2024

Макс, экс-писатель, ставший стендапером, прямо скажем, не слишком успешным, живет в доме со своим отцом-занудой Стэном (Де Ниро), который точит его с утра до ночи. Он, как и его отец, в разводе. Вместе с бывшей женой воспитывает 11-летнего сына Эзру с синдромом аутизма. Любят Эзру без меры и без оглядки. Причем любят его по-разному. Мать Дженна (Роуз Бирн) согласует свои поступки с правилами общества. И когда их сынишка вылетает с треском из школы, она спешит оправдать учителей. Ну ведь он и правда вел себя не слишком адекватно, с ним же трудно. Может, стоит согласиться с педагогами и отдать подростка в специнтернат? Но с этим не хочет смириться Макс. Он вообще не хочет и не может смириться с болезнью. Его сын такой же, как другие обычные мальчишки, просто ему надо немного больше внимания. 

И эта страстная, непедагогичная любовь дает ребенку чувство эмоциональной безопасности.

Когда после очередного инцидента мальчика решают все же отдать в специальное учебное заведение, Макс, сам как сорванец, поднимается по пожарной лестнице, хватает Эзру из постели и увозит с собой в дальнее путешествие. Ведь агент Макса Джейн (Вупи Голдберг) обещает ему выступления в комедийном подвале в Нью-Йорке — на шоу звезды стендапа Коэна. Вот они и едут. Это путешествие в чем-то напомнит черную комедию «Маленькая мисс счастье». Такой же сплав горя, смеха, сентиментальности и любви внутри одной неправильной семейки.

Кадр из фильма «Папа». Источник: Кино-Театр.РУ

«Папа» — роуд-муви с несколькими сентиментальными, но душераздирающими сценами — путь взаимопонимания, труд принятия, стремления найти правильный способ поддержать Эзру. Причем касается это не только Макса, готового за сына лезть в драку и воевать со всем миром. Но и мамы подростка, которая заявила о киднеппинге в полицию, а потом сожалела и бросилась за беглецами вслед вместе со своим неуживчивым экс-свекром, застегнутым на все пуговицы Стэном. Стэном, который один поднимал Макса, ради которого потерял и мечту своей жизни.

Все они учатся у Эзры его редкой способности всегда говорить (как минимум себе) правду и прощать взрослым их ошибки. Хотя и в заблуждениях Макса очень много ценной информации. Например, про то, что все дети особенные. Но лишь в этой трудной дороге он научится действительно верить в Эзру как в самостоятельную личность. А еще у них с сыном поразительный доверительный диалог, который они ведут цитатами из любимых фильмов. На дне этих цитат — готовность встать друг за друга, поддержать его в любой ситуации: «Ты упал на лед, я приму шайбу!»

За историей сложно устроенной неблагополучной семьи Макса маячат неразрешимые вопросы о том, что есть нормальность и как найти гармонию между социальными нормами и идеей воспитания уникальности.

Сценарий написал драматург Тони Спиридакис («Бруклинская рокировка»), воспитывающий сына с расстройством аутического спектра. А режиссер Тони Голдуин — крестный отец этого мальчика. И в главной роли снялся одиннадцатилетний дебютант Уильям Фитцджеральд, невероятно похожий на сына Спиридакиса — с такой же беззащитностью и с такой же обостренной чувствительностью к окружающему миру. Их связь, непрекращающийся внутренний диалог с Максом Каннавале — какая-то необъяснимая, чудная химия.

Кадр из фильма «Папа». Источник: Кино-Театр.РУ

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

от редакции

Мы считаем тему чрезвычайно важной. По данным ВОЗ, каждый 160-й ребенок в мире рождается с аутизмом. По данным Центра по контролю и профилактике заболеваний США в 2021 году — каждый 44-й.

Поэтому специально для нашего канала «НО. Медиа из России» режиссер Кирилл Верхозин снял картину о семьях с детьми-аутистами из Белгорода. Только представьте себе кошмар их сегодняшней жизни.

Произведено «НО. Медиа из России»

Это история нескольких семей, которых опекает благотворительный фонд «Каждый особенный». Его глава Наталья Злобина воспитывает сына Макара с расстройством аутического спектра. В 2024-м, когда начались «прилеты», воздушные тревоги, часть семей были вынуждены переехать из Белгорода в Орел. Часть семей остались. Но всем запредельно больно и тяжело.

Сирены, ракетная опасность, прилеты, обстрелы — тяжелая рутина для жителей Белгорода. Но некоторым новая реальность дается сложнее, чем остальным. Редакция «НО. Медиа из России» поехала в Белгород и Орел, чтобы поговорить с родителями детей с аутизмом. Как изменилась жизнь в Белгороде? Почему некоторые решились уехать? Почему другие остались? И чего больше всего хотят матери особенных детей? Во время ракетной опасности они с детьми днем и ночью идут в ванную. Там вода, и там хотя бы не полетят осколки. А рядом с дверями их квартир приготовлены сумки с документами и с самым необходимым. У них разные политические взгляды и разное отношение к происходящему. Не обо всем скажешь в камеру. Но всем им сегодня запредельно тяжело и больно. А изоляция, невозможность просто выйти на улицу погулять — ухудшает состояние при аутизме. И еще. Во время сирен совсем не слышно голосов, каждый их которых важен.