Расцвет экзистенциальной философии пришелся на первую и начало второй половины ХХ века. Она поставила в центр своего рассмотрения существование отдельного человека и не случайно — именно в период Первой и Второй мировых войн огромное количество людей столкнулось с полной непредсказуемостью собственной судьбы, с несправедливостью казавшегося надежным окружающего мира, с необходимостью делать непростые личные выборы.
Когда же ситуация стала более спокойной, можно было обратиться к более общим и отвлеченным вопросам: устройству культуры вообще, роли в ней языка, взаимоотношений означающего и означаемого и т.п. — и тогда на первый план вышли новые для того времени направления: философская герменевтика, структурализм, постструктурализм.
Любопытно, что обобщенное наименование «философы-экзистенциалисты» объединяет мыслителей, придерживавшихся достаточно разных философских и религиозных взглядов, зачастую никогда не встречавшихся лично, нередко занимавших совершенно противоположные политические позиции.
- Мартин Хайдеггер, поддерживавший нацистский режим (по крайней мере, в первые годы его становления);
- антифашист Карл Ясперс
- и иудаистский религиозный мыслитель Мартин Бубер в Германии, поддержавший в определенной степени французскую колониальную политику;
- скептически относившийся к коммунистическим идеям Альбер Камю
- и антиколониалист, радикальный сторонник левых взглядов, сочувствовавший не только советскому коммунизму, но и китайскому маоизму Жан-Поль Сартр во Франции;
- христианский философ Николай Бердяев, симпатизировавший идеям коммунизма;
- и философ Иван Ильин, искренне поддерживавший фашизм даже после его поражения.
Так или иначе их объединяет то, что в центре их размышлений оказался выбор отдельного человека, который не очень понимает, куда ему идти, чувствует себя подчас совершенно бессильным, пытается понять, как найти жизненные ориентиры и какие мосты связывают его с другими человеческими существами.