Фильм о жизни итальянского врача и педагога Марии Монтессори, разработавшей уникальную систему преподавания, основанную на идеях человечности, свободного воспитания и уважения к личности, с акцентом на развитие органов чувств — в специально организованной среде.
Самой Марии Монтессори (Жазмин Тринка) с большим трудом удалось пробиться сквозь патриархальные заслонки, стать известным врачом и педагогом.
Ей приходится идти вопреки железобетонным устрашающим предрассудкам директоров учебных заведений и педагогов. «Сколько можно заниматься дегенератами, они — угроза национальному здоровью!»; «Этих полубезумных обезьян нельзя объединять с другими детьми!»; «И зачем тратить на них деньги!».
Монтессори доказывает на протяжении многих лет, что люди, которых называли «идиотами», «нейродивергентами», «детьми-инвалидами», могут интегрироваться в общество.
В основе принципов ее системы — самостоятельность ребенка; свобода в установленных границах; психологическое, физическое и социальное развитие. А еще любовь и внимание.
1900-й. Однажды в клинику Марии является Лили д'Аланжи (Лейла Бехти), парижская куртизанка, которая живет бурной светской жизнью. Внезапное (после смерти ее матери) появление в ее жизни дочери Тины (Рафаэль Сонневиль-Каби) кажется светской львице настоящей катастрофой. Это ее позор. Она вообще представить себе не может, как при ее образе жизни, бесчисленных поклонниках она может заботиться о своей дочери с задержкой в развитии. Честно говоря, она просто стесняется собственного ребенка.
Ребенку вроде бы 9 лет (в чем мамаша уверена), но она отстает в развитии и кажется совсем малышкой. Боясь слухов, Лили бежит в Рим с Тиной, которую представляет как «дочь моего кузена-идиота». В Риме она узнает о клинике, которая занимается «подобными случаями». Умоляет Марию Монтессори, которая управляет учреждением вместе со своим партнером Джузеппе ( Раффаэле Эспозито), забрать малышку. По сути, хочет любой ценой от нее избавиться. Но мест на полный пансион нет. Это образовательное учреждение, а не сиротский дом. Можно лишь каждый день приходить с ребенком и заниматься. К тому же Монтессори сразу говорит, что причина многих проблем Тины — дефицит внимания.
Сама же Мария настолько увлечена работой, что отклоняет предложение руки и сердца Джузеппе, хотя у них есть внебрачный ребенок.
Постепенно две женщины, каждая из которых несет свою тайну и свое бремя, узнают друг друга, создают союз, который в каком-то смысле предвосхищает феминистскую революцию. Они пытаются убедить соотечественниц в том, что женщины имеют право сами выбирать свою судьбу, профессию, место учебы, а не быть рабынями материнства. К тому же, их дружба помогает каждой из них обрести полноту жизни. Удивительно, что
во многих ролях этой незамысловатой картины, в том числе главных, снимались дети и подростки с реальными двигательными или когнитивными задержками развития. Так сам процесс съемок стал инклюзивным проектом.
БОЛЬШЕ О КИНО
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.