Рынок регулирования гражданских операторов БВС пока незрелый. В 2023 году были сделаны первые шаги в регуляторной сфере, которые перевели его из младенчества в подростковый возраст. Лидирует в этом процессе сегодня Европа, особенно Швейцария. Не исключаю, что это случайность — просто собрались в одном месте несколько энтузиастов.
А США от Европы отстают. Немалую роль тут сыграл кризис федеральных органов администрирования авиации. Израиль пока копирует европейский опыт использования гражданских беспилотников. Речь, конечно, о беспилотниках всех типов.
Международная организация гражданской авиации использует понятие «дистанционные пилотируемые авиационные системы». Важно понять, что речь идет именно об устройствах, у которых обязательно есть пилот, пусть и на расстоянии. Никаких полностью автономных летательных аппаратов в этой индустрии пока нет.
ICAO (Международная организация гражданской авиации) сегодня регулирует крупные беспилотники самолетного типа, которые используются, в том числе, и в международных перелетах. Их пока совсем немного, и чаще это военные аппараты. Все они передвигаются в общем воздушном пространстве вместе с обычными самолетами.
Следующая категория БВС — низковысотные устройства в сегрегированном воздушном пространстве, отделенном от гражданской и коммерческой авиации. Тут уже встречаются аппараты для самых разных задач: от экологического мониторинга до службы доставки. Практически все они регулируются национальными законодательствами.
А тип аппарата — квадрокоптер или самолет — роли не играет. Система регулирования разделяет такие БВС не по типу и даже не по весу. Для ранжирования применяется оценка риска при их эксплуатации.