Ордера и постановления
За последнюю неделю по Израилю было нанесено два крупных удара в юридической плоскости. Но, судя по всему, от обоих есть противоядие.
Первый удар нанес 20 мая главный прокурор Международного уголовного суда в Гааге (ICC, МУС) Карим Хан. Он объявил о намерении выписать ордера на арест израильского премьера Биньямина Нетаньяху и министра обороны Йоава Галанта, а также трех лидеров ХАМАС — главы политбюро группировки Исмаила Хании, главы ХАМАС в Газе Яхьи Синуара и лидера боевого крыла ХАМАС Мохаммеда Дейфа.
Второй удар последовал четыре дня спустя, 24 мая. Международный суд справедливости в Гааге (ICJ), который рассматривает иск ЮАР против Израиля с обвинениями в геноциде, вынес ряд приказов о временных мерах, одно из которых может трактоваться как требование к Израилю прекратить военную операцию в Рафиахе (арабское название — Рафах), последнем крупном оплоте ХАМАС в секторе Газа.
В нидерландской Гааге есть два международных суда, из-за чего часто возникает путаница.
- Международный суд справедливости (ICJ), он же Международный суд ООН, занимается разрешением споров между государствами. Это один из шести главных органов ООН. Он же единственный, который расположен за пределами Нью-Йорка.
- Международный уголовный суд (ICC, МУС) вершит правосудие в отношении лиц, ответственных за геноцид, военные преступления, преступления против человечности, а также преступления агрессии. Речь идет о постоянном суде, который берется за работу в том случае, если национальное правосудие по какой-либо причине дает сбой.
Циничное уравнение прокурора
Выдача ордера на арест премьер-министра и министра обороны западного демократического государства — такого еще не было. Подобный ордер закрывает перед ними возможность посещать, например, большинство европейских стран под угрозой ареста.
Хотя ордера еще не выписаны — сначала судейская коллегия МУС должна рассмотреть обращение главного прокурора и принять решение, дать ли ему ход, — в Израиле очень серьезно отнеслись к заявлению главного прокурора Карима Хана.