В силу моего возраста и полученного мною советского образования и воспитания, День Победы для меня всегда был сакральным праздником. О том, что в ходе Второй мировой войны многие моменты были не так однозначны, я узнал намного позже. Но, несмотря на это, до недавнего времени эта дата для меня, безусловно, ассоциировалась с освобождением собственной страны от оккупантов, а других стран — от гитлеровского нацизма. А также — с родным дедом, который пробыл в окопах с 1941 по 1945 год и вернулся к своей семье с сильно расшатанной психикой и здоровьем, но награжденный медалями.
Для меня эта дата всегда была связана с тем, что мой дед вместе с другими советскими солдатами не допустил того, чтобы на территории нашей страны были нацистские концлагеря, газовые камеры, расстрелы мирных жителей. Все то, о чем нам рассказывали в школе. И я благодарен ему за это.
Однако начиная с 2014 года при упоминании о праздновании 9 мая у меня возникает ощущение раздвоения реальности. Раздвоения между тем, что, как казалось, должно было бы быть, и тем, что происходит на самом деле. В психиатрии такое состояние называется диссоциацией.
Как примирить между собой, что вполне хорошие, разумные, отзывчивые в повседневной жизни люди никак не реагируют на то, что происходит на их глазах? Ведут себя так, как будто ничего не замечают, а зачастую совсем даже не против посоучаствовать?
Что они празднуют, когда происходит трагедия? И трудно передаваемое тяжелое ощущение, что один из самых любимых с детства праздников, сопровождавшийся парадами, народными гуляниями и красочными салютами, подменили на нечто совсем другое, как будто бы похожее по форме, но совсем иное по смыслу.
Думаю, нечто подобное чувствовали испытуемые в экспериментах, в которых изучалось давление группы на индивида. Например, когда все участники, следуя заранее разработанной инструкции, называли черную пирамидку белой. («Обе белые» — шуточное выражение, которое появилось в обиходе советской интеллигенции после выхода на экраны фильма «Я и другие», где были продемонстрированы опыты Соломона Аша, повторенные на советских студентах.) В таких ситуациях действительно возникает сильный соблазн усомниться в достоверности собственного восприятия или как минимум согласиться с большинством, чтобы не портить отношения и не выглядеть белой вороной.
К сожалению, люди моего поколения прошли большую школу того, как жить в состоянии двоемыслия. Жить по принципу «ну все и так всё понимают, но ты же понимаешь, что…» и искусством вовремя пересаживаться с одного стула на другой или сидеть одновременно на обоих.
Возвращаясь к 9 мая: лично для меня эта дата ни в коей мере не потеряла значения, но уже в 2014 году стала сугубо приватным событием, не имеющим никакого отношения к существующему государству. Никого не поздравляю, не хожу ни на какие официальные шествия и мероприятия. В узком семейном кругу поминаю родственников, участвовавших в той страшной войне.