Тимофей Трибунцев играет дворника в детском доме. Днем он дворник с зарплатой 11 тысяч, ночью — благородный разбойник. Грабит нечистых на руку богатеев ради поддержки интерната. Кажется, Деточкин реинкарнировался. Во всяком случае, любовь авторов к рязановской комедии очевидна.
Общего у героя Трибунцева с Юрием Деточкиным — немало. Нелепый, беззлобный, несуразный грабитель, решившийся на преступления в благородных целях. Исправить, так сказать, вопиющую несправедливость — вместо государства. А заодно помочь нуждающимся. Несгораемый архетип Робин Гуда в действии.
Но в незамысловатой — без претензий и не без огрехов истории — есть объем и неоднозначность.
Прежде всего загадка в самом дяде Леше, доценте кафедры механико-математического факультета, владеющим немецким, английским и латынью, зачем-то работающим дворником. Следователь Павлов (Сергей Лавыгин), идущий по его следу… ухаживает за верной и благородной женой дяди Леши (Наталья Рачкова). Некрасивая властная бабеха, директриса детдома (Анна Уколова) влюбляется в дядю Лешу и преображается, как Мымра в «Служебном романе». И Алексею Алексеевичу — в миру дяде Леше — все трудней под ее неумолимой опекой выполнять свою миссию. А жена дяди Леши тем временем втягивается в служебный роман со следователем Павловым и начинает помогать ему в поисках неуловимого мстителя… не догадываясь, что это дядя Леша.
В общем, круговорот добра и зла в одном обычном маленьком провинциальном городе. Есть еще троица юных мстителей из детдома, укравших мешок… с украденным у дяди Леши: Цыган, Пухляш и Маша. И у каждого из них своя история. Свои влюбленности. Свои беды и мечты. Пухляш, например, мечтает о семье. Но в очередной раз от него отказываются. Маша в очередной раз разочаровывается в своем поклоннике. А Цыган вообще ни на кого не надеется. Поэтому и не очаровывается. Здесь приходится заметить, что с подростками режиссеру не хватило времени поработать и рядом с органичными Трибунцевым и Уколовой они смотрятся довольно искусственно.
Несмотря на легкость жанра, авторы, пусть и по касательной, рассказывают о несовершенстве социума, не способном решать реальные проблемы. Мизерные зарплаты, на которые не выжить. Двоечники-чиновники, путающие «мизантропию» с «филантропией» и в последнюю очередь заботящиеся о детях. Городской бюджет, в котором нет денег на ремонт интерната.
Значит, все надежды на дядю Лешу, который идет буквально по краю морали и самосуда. И скорей всего, лишь ближе к финалу его история раскроется.
Тимофей Трибунцев, в отличие от Иннокентия Смоктуновского, герой которого был несколько наивен, инфантилен, если не сказать безумен в своей затее исправить мир и помочь детям… играет абсолютно нормального взрослого персонажа. Ему просто надо выполнить свою миссию.
Он вроде бы и маленький человек, но и эксцентрический Гамлет, по-своему, как умеет, сшивающий распавшуюся связь времен, штопающий дыры прохудившегося трухлявого датского королевства.
«Леша, скажи, что не будешь этого делать! — требует испугавшийся за собственную шкуру подельник.
— Не буду.
— Но ты же будешь?
— Буду».
Сценарий написали Дмитрий Невзоров, Никита Лундин и Антон Бабаев (создатели комедии «Кибердеревня»). Режиссер Дмитрий Невзоров («Отпуск», «Свободные отношения»). Среди продюсеров Игорь Мишин, Александр Плотников, Максим Филатов.
На фестивале Original+ сериал получил две награды — за режиссеру Дмитрию Невзорову и музыку — Игорю Сычеву. Вторая меня несколько смутила, потому что сквозная тема фильма — обработанная мелодия любимой песни 70-х «Чертово колесо» Арно Бабаджаняна. Действительно, великолепного композитора.
БОЛЬШЕ О КИНО
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.