«Гаданиями о том, каким именно будет следующее советское руководство и какую именно политическую линию оно изберет, печать (понятно, что не советская) переполнена, и я воздержусь от них. Но две вещи несомненны.
Первая — власти должны будут немедленно что-то делать с экономикой, так жить дальше нельзя.
Вторая — власти будут всячески пытаться снискать популярность какими-то подачками, причем именно экономического свойства. Не будь громадных накоплений, можно было бы ввести мощные системы экономического стимулирования, подняв для этого зарплату, и таким образом несколько улучшить производство.
Но это значит еще более раздвинуть «ножницы» между денежными доходами населения и его возможностями эти доходы истратить, то есть тем количеством товаров и услуг, которое реально существуют на рынке и могут быть куплены!
О снижении цен для ублажения населения тоже не приходится говорить.
Поэтому я считаю весьма вероятным (вернее говоря, я не сомневаюсь, что именно так и будет, но не могу назвать точные сроки), что вскоре после воцарения в Кремле нового вождя граждане услышат:
«Дорогие товарищи! Несмотря на колоссальные успехи и победы, клика Брежнева и примкнувшего к нему Косыгина довела страну до трудного экономического положения <…>.
У некоторой части населения образовались накопления. Центральный комитет получил письма трудящихся, <…> которые требуют лишить нечестных людей того, что они нажили своими махинациями и преступлениями.
Да, дорогие товарищи, у честных людей денег быть не может. И не должно быть.
Прямо сейчас каждый, предъявив паспорт, может обменять червонец на новые деньги, а старые деньги отменяются. Мы понимаем, что некоторые честные люди от этого немножко потеряют, но это, дорогие товарищи, последняя жертва».
Не поручусь, что это будет именно так.
Но вот то, что власти лишат население сбережений, вот в этом сомневаться никак не приходится, нет у них другого выхода.
Возможны самые разные варианты. Скажем, по опыту денежной реформы 1947 г. обменяют в хорошем соотношении первые 20–30 руб. от каждого вклада в сберкассе.
Может, заморозят все вклады в сберкассах лет на 30, что, по-моему, наиболее вероятно.
Может быть, одновременно с ликвидацией накоплений изменят структуру цен и несколько поднимут зарплату <…>.
Может быть, изобретут сложную формулу обмена старых денег на новые с учетом количества иждивенцев в семье и заработка.
А может, вообще никакого обмена старых денег на новые не будет, введут новые деньги, заморозят все вклады — и будь здоров.
Не могу уверенно говорить о каком-то таком или ином варианте, не могу также называть более или менее точных сроков, но, повторю, поскольку ликвидация накоплений абсолютно необходима экономически, власти это обязательно сделают при первой же политической возможности».