Сюжеты · Спорт

Урок патриотизма, или кто попадет в лунки?

По приказу Минпросвещения в школьную программу по физкультуре с 1 сентября 2024 года включат гольф. Зачем?

Андрей Успенский, корреспондент

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Как говорил папа дяди Федора (того самого мальчика из Простоквашино), «с ума поодиночке сходят. Это только гриппом все вместе болеют». Видимо, кто-то из образованных российских отцов в профильном Министерстве решил от хорошей жизни заняться гольфом. И теперь им (гольфом) должны (но не обязаны) «заболеть» школяры. Потому как, по мнению чиновников, этот замечательный вид спорта «как средство воспитания, формирует у обучающихся чувство патриотизма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм)». Согласны? Хотя тут другое важно: а где (в прямом смысле слова) ребята будут этот самый патриотизм наигрывать? И за чей счет?

Одни родители, далекие от лунок, ничего не поняли; другие — перепугались, узнав, сколько стоит одна клюшка для такой диковинной забавы; третьи — призвали не паниковать, а просто похохотать над очередной проделкой начальства во главе с господином Сергеем Кравцовым. Вот такой смешной настрой лично мне очень близок. Потому что гольф в российских школах — это же действительно веселое безумие. Если срастется…

Для начала давайте разберемся, что собой представляет урок физкультуры в школе. Есть так называемые традиционные и давно проверенные временем образовательно-шумные дисциплины. Это, к примеру, волейбол, баскетбол, футбол, гимнастика, легкая атлетика, лыжи. Подобные развлечения входят в базовую (или инвариантную) программу, которая направлена на глобальную физическую подготовку ребенка.

Однако в ХХI веке начали появляться-внедряться дополнительные (или вариативные) блоки, которые самостоятельно выбирает учебное заведение, исходя из своих возможностей, имеющегося инвентаря, а также учитывая пожелания родителей и их детей. И преподают педагоги «лишние премудрости» в основном на факультативах или даже во внеурочные часы.

Среди «новеньких» спортивных наук фигурируют: 

  • бадминтон, 
  • борьба, 
  • дзюдо,
  • гандбол, 
  • лапта, 
  • плавание, 
  • самбо, 
  • триатлон, 
  • тэг-регби (бесконтактное регби), 
  • фитнес-аэробика, 
  • флорбол (хоккей с мячом в зале на твердом полу), 
  • хоккей, 
  • шахматы.

Нормальный, от себя скажу, список. В различных школах страны дети действительно осваивают «второстепенные», но небесполезные игры, которые, как вы понимаете, не требуют больших вложений, если не считать, разумеется, хоккея. Однако про великолепную пятерку и вратаря, добывавших кубки и славу, сложены песни. Это национальная гордость, как ни крути. К тому же по ночам коньки надевает сам президент РФ, поэтому жаловаться на хоккей глупо. Как, впрочем, и на дзюдо…

Но вот теперь список дополнительных атлетических предметов пополнился гольфом! Возникает вопрос: зачем? У Минпросвещения есть ответ. Мудрое ведомство полагает, что гольф «содействует всестороннему физическому, интеллектуальному и нравственному воспитанию обучающихся, укреплению их здоровья, привлечению к систематическим занятиям физкультурой и спортом, личностному и профессиональному самоопределению». Каково? Как говорила моя учительница (не по физкультуре): «лихо загибают». Но самая главная «просветительская» цитата, которая и взбудоражила общественность, звучит так: 

«Гольф, как средство воспитания, формирует у обучающихся чувство патритиозма, нравственные качества (честность, доброжелательность, дисциплинированность, самообладание, терпимость, коллективизм)».

Про нравственные вещи, прописанные в скобочках, спорить не буду (эти черты характера формирует, по сути, любой спорт). Но гольф и патриотизм? Кто-то, вероятно, возразит: а чуждый регби в школах на хрена? Ну, в регби в СССР играли еще в 30-х годах прошлого века (первым чемпионом страны является, кстати, московское «Динамо»). К тому же первенство России уже давно показывают профильные каналы «Матч ТВ». В общем, регби можно не любить, но контактная английская забава, как бы дико ни звучало, вполне себе наш вид спорта. И развить нужные навыки, и поднять боевой дух заварушка 15x15 может. Говорю как человек, отдавший мячику в форме дыни 5 лет.

А вот как связан с патриотизмом зародившейся в Шотландии в XV веке гольф? Минпросвещения считает, что при изучении древней забавы, основанной гэльскими пастухами, у школьников будет непременно сформировано «чувство гордости за Родину, российский народ и историю России через достижения сборной по гольфу и ведущих российских клубов на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнованиях, уважение государственных символов (флаг, герб, гимн)».

И вот тут возникают определенные риторические вопросы. Это я про отечественные гольфистские «достижения». Вы о них что-нибудь слышали? Кроме того, что в гольф в свое время играл теннисист Евгений Кафельников, завоевавший звание чемпиона России в 2011-м, пройдя 18 лунок за 67 ударов?

Фото: Алексей Смышляев / ТАСС

Что касается Олимпиад, то в Токио-2020 российских гольфистов не было, а в 2016-м в Рио Мария Верченова заняла 16-е место. Разумеется, нужно еще отметить Наталью Гусеву — самую молодую нашу гольфистку, вошедшую в топ-100 WAGR (мировой рейтинг любительского гольфа). Ну и я помню, как в сентябре 1987 года шведский хоккеист Свен Тумба-Юханссон, боксер Майк Тайсон и Пеле торжественно поучаствовали в закладке камня первого гольф-клуба в Москве (тоже своего рода свершение). Теперь таких клубов в столице и области порядка двадцати, но мировых достижений — кот наплакал. И это еще мягко сказано. Хотя опять-таки наличие или отсутствие золотых медалей в отдельных дисциплинах, на мой взгляд, не должно влиять на включение того или иного вида спорта в школьную программу. А что должно? Здравый смысл!

Гольф, на минуточку, супердорогое удовольствие. Чтобы изучать красивую утеху не по книжкам, необходимы в первую очередь большие поля с лунками (отнюдь не кротовыми). Кто-то усмехнется: так можно просто выкопать «ямки» на футбольных площадках. Можно! «Допустимо» и мячики взять теннисные (пусть они и по размеру больше в два раза, зато их видно лучше). А клюшки можно использовать хоккейные. Или взять напрокат тросточки для ходьбы у дедушек с бабушками. Зимой так вообще будет ржачно… Но вряд ли Минпросвещения представляет занятия гольфом по такому дикому сценарию. Подобным образом «поднять» получится только идиотизм, но никак не патриотизм. И еще маленький вопрос: а где взять столько специалистов по закатыванию белого шарика в ложбинки?

Да, повторюсь, гольф, которым, по данным Минспорта, на конец 2023 года занималось в России целых 31 362 (!) человека, идет (по крайней мере, пока) факультативом. И заставлять родителей приобретать сумку с дюжиной клюшек и специальную обувь за сумму с пятью нолями вряд ли кто-то будет. Тут бояться точно не стоит. Но вот лично меня напрягает другое. Предположу, что чиновники указали на гольф не совсем, простите, от балды. Это ж какой размах для «бизнеса». Ведь под такое «народное приключение» реально запросить (и получить) не один миллиард из бюджета… А там уж, как мячик ляжет. С любовью к своей стране или с любовью к карману… Ну а в отчетах гольф, ясное дело, будет формировать патриотизм. Даже у тех, кому клюшек не достанется.

Закончу цитатой из того же самого легендарного мультфильма «Трое из Простоквашино»: «Средства у нас есть. У нас ума не хватает»…