Сюжеты · Общество

Свобода для слова

В Екатеринбурге судья Александр Суслов отказался арестовать журналиста Евгения Анисимова

Изольда Дробина, собкор «Новой» на Урале

Евгений Анисимов. Фото: Владислав Постников

В зал суда еще вчера внешне здоровый мужчина зашел прихрамывая, на его лице виднелась царапина. До начала заседания по мере пресечения Евгений Анисимов рассказал коллегам из других СМИ, что у него повреждена нога, а на его теле множество гематом, так как после задержания силовики его сильно избили.

Евгения Анисимова, ведущего канала «Прекрасная Россия», задержали 23 апреля. Около семи утра сотрудники следственного комитета пришли к нему домой с обыском, также прошел обыск в редакции «ПР». За несколько дней до задержания журналист заявил, что его и коллег по редакции преследуют якобы в связи с опубликованным расследованием о действиях Богдана Новорока, екатеринбургского олигарха и члена общественного совета при следственном управлении СКР в Свердловской области. Журналист пригласил всех желающих на пресс-конференцию и пообещал предоставить доказательства и оригиналы документов о предполагаемом уводе земель из муниципальной собственности Екатеринбурга. Пресс-конференцию назначили на 23 апреля, но

в 7 утра силовики уже были на пороге квартиры Анисимова, они изъяли компьютерную технику, флешки и подготовленные пресс-пакеты с копиями обещанных документов.

Стоит отметить, что с момента поступления заявление на Анисимова в следственные органы от потерпевшего Новорока до возбуждения уголовного дела и задержания подозреваемого прошло всего 7 дней. При этом подозреваемый, по словам адвоката Натальи Волковой, представляющей интересы Евгения Анисимова, даже ни разу не был опрошен. Дело расследует следственный комитет.

Наталья Волкова заявила ходатайство об отводе судьи. По ее словам, именно судья Суслов, сегодня рассматривающий вопрос о мере пресечения Анисимову, вчера дал разрешение сотрудникам следственного комитета провести обыск в квартире ее подзащитного. Адвокат уверена, что в этом случае судья не может быть объективным, так как у него уже сформировано мнение о виновности Анисимова. Адвокату судья в удовлетворении ходатайства отказал, но при этом удовлетворил ходатайство следователя о закрытии заседания для прессы.

— Журналистское расследование закончилось тем, что я оказался в клетке, хотя, по сути, всего лишь выполнял свою работу, — рассказал Евгений Анисимов до начала судебного заседания. — Все [опубликованные] сведения есть в открытом доступе в сети Интернет. Я не считаю себя виновным, потому что я делал все в рамках Закона о СМИ.

Наталья Волкова подтвердила «Новой газете», что на теле Евгения Анисимова действительно имеются гематомы и ссадины.

«Его пинали и толкали даже во время обыска на глазах у родственников. Он живет с пожилой мамой, которая после инсульта, с женой и двумя маленькими детьми.

При этом мой подзащитный не оказывал никакого сопротивления», — подчеркнула адвокат. Она планирует подать жалобу.

После проведенного за закрытыми дверями судебного заседания судья Суслов неожиданно для всех вынес решение освободить Анисимова из-под стражи, в качестве меры пресечения ему запретили общение со свидетелями по уголовному делу, а это значит, обвиняемый может продолжать журналистскую деятельность.

Екатеринбург