***
В субботу мы не поехали в Баден, курортный город неподалеку от Вены, хотя с утра Беата сказала мне: «Может, поедем в Баден?», а я понял, что для нее это важно. Мы не поехали в Баден, хотя вроде бы все благоприятствовало этой поездке — обещали солнечный день, от музеев мы уже чуть подустали. Вместо этого в субботу мы сходили в музей Леопольда. Помню в детстве — это было не в Вене — мы пошли с родителями и одним их другом на выставку Эгона Шиле и Хаима Сутина. В гардеробе друг родителей сказал мне: «Это как смотреть в цирке на уродов, карликов или бородатых женщин». «Мы смотрим не на художника, — ответил я, — а на его автопортреты».
Музей утомил нас. Климт понравился больше, чем Шиле (в «Леопольдштадте» Стоппарда важную роль играет портрет героини кисти Климта — как хорошо, что не Шиле!), и только серия полотен «Мертвый город», изображающих Чески-Крумлов, откуда родом мать художника, по-настоящему приковала к себе внимание.
На этих картинах мертвый, грязный город то зависает в космосе, обрамляющем его иссиня-черным кольцом, то сам себя теснит до почти слышимой городской боли, боли индустриальных звуков, выдавливающих наружу крыши, словно перепутавшийся моток проволоки проволочные колтуны. Мне пришли на ум изображения еврейских местечек у Шагала — живые, полные воздуха. По словам моих знакомых, Чески-Крумлов — милый, несколько лубочный городок. Но, глядя на эти картины, я чувствовал, что в них больше правды, чем в этих рассказах. Возможно, в детстве я ошибался. Глядя на картину, мы видим не просто полотно. Но ошибался и друг родителей, считавший, что любое произведение есть лишь автопортрет. Возможно, мы видим все вместе — может быть, без пейзажа невозможно увидеть место целиком?