Во второй половине марта в СМИ прошла новость о том, что «Одинцовский городской суд приступил к слушаниям по иску Генеральной прокуратуры о возвращении государству земли, ранее принадлежавшей санаторию «Барвиха». Предварительные слушания назначены на конец апреля. Речь идет об участках суммарной площадью 99 гектаров, которые, по данным прокуратуры, в начале нулевых были незаконно выведены из собственности оздоровительного учреждения и распроданы. Землю, как сообщали СМИ, якобы присвоила некая фирма ООО «Кантри-Про» еще в 2001 году.
Прочитав эту новость, испытал дежавю. Все это уже было: санаторий «Барвиха», 99 га, фирма «Кантри-Про». Я рассказывал об этом почти двенадцать лет назад в «Новой газете» (за неполный год тогда появилось пять больших публикаций, посвященных рублевской, читай «золотой», земле).
Статья от 15 мая 2013 года «Киприоты осадили Рублевку» — в ней данные, которые практически полностью совпадают с теми, что изложены в иске Генпрокуратуры.
«И 99 га «золотой» земли были проданы некоему ООО «Кантри-Про» по нормативной цене, то есть за 5,5 тысячи рублей за сотку. Упущенная выгода государства, по моим оценкам, могла составить до 500 млн рублей».
Главным владельцем элитных земель в Подмосковье является Управление делами президента (УДП), в состав которого входит санаторий «Барвиха». Санаторий «располагался когда-то на почти 330 гектарах. Чистейший воздух реликтового леса, водоемы, грибы и прочая земляника… Сегодня в распоряжении санатория осталось всего лишь 90 га. Соответственно, простой, как грабли, вопрос: остальные 240 где?»
Схема изъятия земель была такой. В указе 2001 года тогдашний губернатор Борис Громов объясняет необходимость передачи земель ООО «Кантри-Про» просто и незатейливо: есть ходатайство УДП и «участие ООО «Кантри-Про» в программах государственного значения». Самое смешное в том, что для участия в «программах государственного значения» уставной капитал этой одинцовской фирмы составлял 8 тысяч 400 рублей. Эта фантастическая сумма складывалась из остаточной стоимости компьютера PENTIUM 166 MMX и многофункционального тренажера.
Именно этим указом тогдашний губернатор Громов открыл ящик Пандоры — подмосковные земли начали делить. Схемы приобретения земли были разнообразны, но суть одна — можно было получить участок практически за бесценок.
Ну, вот например. «На первоначальном этапе приглянувшийся участок земли оформляют в аренду. Потом на арендуемой земле возводятся жилые постройки (за определенную таксу можно построить только на бумаге). И появляются законные основания, чтобы приобрести участок в собственность, минуя аукцион». Участок приобретен. А дальше чисто техническая операция — изменение категории земель. Цена автоматически вырастает в 50‒60 раз — и можно продавать под коттеджи. Формально все законно.
Разновидностью этой схемы в свое время очень успешно воспользовался тогдашний управделами президента Владимир Кожин. Он сумел приобрести на берегу Москвы-реки 8 га земли. Заплатив при этом чуть более миллиона рублей. Потом состоялся перевод этих земель в категорию ИЖС. И цена взлетает до небес. Примеров подобных сделок можно приводить до бесконечности.
Реакция властей была вяло-апатичная. В 2007 году тогдашний замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, написал письмо в Генпрокуратуру о незаконности сделки. Генпрокуратура промолчала.
Еще одну попытку сделал борец-одиночка, экс-депутат Госдумы Виктор Алкснис.
«В Московской области выявлены многочисленные факты незаконной передачи земельных участков, находившихся в государственной собственности, в собственность физических и юридических лиц. По результатам проверки Федерального агентства по управлению федеральным имуществом только в районе знаменитой Рублевки выявлено более 80 подобных случаев. К хищениям государственной собственности в особо крупных размерах причастны высокопоставленные должностные лица Управления делами президента, ряда федеральных ведомств, администрации Московской области», — писал он правоохранителям.
Его даже поддержало Роскомимущество, но Генпрокуратура вновь промолчала.
В 2013 году Следственный комитете возбудил уголовное дело в отношении «Кантри-Про» «по факту приобретения путем обмана и злоупотребления доверием неустановленными лицами права на земельные участки, принадлежащие ФГУ «Клинический санаторий «Барвиха» Медицинского центра Управления делами Президента Российской Федерации, то есть по признакам преступления, предусмотренного ч. 4. ст. 159 УК РФ». Дело было засекречено. Речь шла примерно только о трех га, которые фирма решила дополнительно прирезать к имеющимся 99 га. На участки был наложен арест, но это не помешало их неоднократно перепродать.
«Новая газета» неоднократно делала запросы по этой сделке в соответствующие структуры. В ответ — или отписки, а если отписаться не получалось — тишина.
Более 20 лет понадобилось правоохранительным органам, в частности Генпрокуратуре, чтобы подать в суд иск об «устранении негативных последствий неправомерного завладения и использования ответчиками земель рекреационного назначения с нарушением закона».
Если Генпрокуратура всерьез озадачилась «рублевской землей», то работы непочатый край. В том же иске речь идет только о чуть более 8 га.
Рекомендуем прокурорам внимательно перечитать статьи в «Новой» — найдется материалов еще на несколько сотен исков.