Классики
Ведущий Гоша Куценко разливался соловьем, признаваясь в безграничной любви к главной профессии в кинематографе: «С вами летят журавли и прибывают поезда. Вы сами — кино. Не случайно первое слово на съемках: «Камера, мотор!».
Зал был явно великоват. Он скорее подходит для более пафосных, торжественных событий. «Белый квадрат» традиционно отличает человеческая камерная атмосфера, профессиональный разговор.
Ведущий Гоша Куценко разливался соловьем, признаваясь в безграничной любви к главной профессии в кинематографе: «С вами летят журавли и прибывают поезда. Вы сами — кино. Не случайно первое слово на съемках: «Камера, мотор!».
Вспоминали ушедших в этом году операторов Павла Капиноса и Михаила Суслова. Показали отличный ролик, посвященный Вадиму Юсову, который отметил бы 95 лет. Его имя в титрах картин, ставших абсолютной классикой мирового кинематографа. Фильмы мирового значения Тарковского, Данелии, Бондарчука. Была с ним пару раз в жюри. Вадим Иванович был монументален, невозмутим, обладал отличным юмором, но прежде всего — понимал сущность кинематографа как искусства. Не только фильм, каждый кадр он считал законченным произведением. Терпеть не мог цифру. Умел видеть и свое видение передавать.
Впервые выбирали оператора сериала. Это Юрий Никогосов, снявший сериал «Актрисы» Федора Бондарчука. Мне кажется, это вообще один из лучших сериалов последнего времени. И его изображение создано по законам кинематографа, а не мыла, которое застит глаза на всех экранах. Чего только стоят долгие кадры полета-падения самоубившегося героя Алексея Макарова.
Приз за вклад получил Юрий Невский, снявший четыре картины Вадима Абдрашитова и работавший с Меньшовым и Николаем Досталем. Благодаря его мастерству мы видим золотую пыль малой родины Коли-перекати поле в «Облаке рай», наполненные драматизмом портреты Маковецкого, Борисова, Солоницына, Беляева, Хаматовой, Степанова в абдрашитовских драмах. Он рассказывал, как они вели с Вадимом Юсуповичем профессиональные споры-разговоры далеко за полночь. Расставались, а в два часа ночи раздавался звонок: «Знаешь, кажется, я придумал…» А еще Абдрашитов предлагал ему в конце съемок сделать свой дубль. Но Невский соглашался редко: «Если будешь свой дубль снимать, на следующий план времени не хватит. Придется его комкать». У оператора в голове всегда свой тайминг съемок, учитывающий «режим», время работы осветителей, усталость актеров. И еще он рассказал о первом варианте фильма «Любовь и голуби». В нем было две серии. Почти в два раза картина была длинней — и думаю, лучше. С воздухом. Но в Дирекции студии посмотрели… и повелели сократить. Юрий Анатольевич вздыхает: «Я видел этот фильм… Сколько же отличного материала было выброшено в корзину».
Номинантами на награду в этом году стали: Семен Аманатов («Не хороните меня без ивана»), Николай Желудович («Чувства Анны»), Михаил Милашин («Праведник»), Роберт Саруханян («Кентавр») и Алишер Хамидходжаев («Снегирь»).
У оператора Семена Аманатова огромный список работ (в Якутии вообще много снимается картин) и впечатляющее число призов. «Не хороните меня без Ивана» — история про старые времена, начало ХХ века. Восточная Сибирь, бесконечная даль. Про странную дружбу впадающего в летаргический сон простого крестьянина Степана и известного этнографа Ивана Попова. Насыщенные цвета, теплые летние дни — редкие в Якутии, рефлексы, золотые закаты, сиреневые рассветы. Красиво, временами даже слишком.
Николай Желудович снял одну из лучших и актуальнейших картин года, шоколадную антиутопию «Чувства Анна» Анны Меликян. У оператора целая коллекция профессиональных наград за фильмы «Трое», «Молоко птицы», «Блажь». Его глазами смотрим на историю простой работницы кондитерской фабрики (Анна Михалкова), которая слышит голоса инопланетян. Оператор в этой черно-белой поэтической истории нашел киноязык, сшивающий абсурд с реализмом. А сама картина вместе с героями шагает в болевые зоны времени, обнаруживая главную беду сегодняшнего дня — отсутствие любви.
Михаил Милашин номинировался за фильм «Праведник» Сергея Урсуляка. Долгий поход евреев через линию фронта, которых ведет спаситель Николай Киселев. Пожары, черный дым, переправы. Жизнь, зависшая над смертью.
Алишер Хамидхожаев — за фильм «Снегирь». Мастер изображения в ограниченном пространстве. Качка, съемки внутри шторма, чайка в иллюминаторе, скользящая по палубе рыба. Хамидходжаев, на мой взгляд, сегодня один из самых талантливых «авторов изображения».
А лучшим назван Роберт Саруханян за фильм «Кентавр» Кирилла Кремница. Роберт — совсем юный. Признался, что когда 20 лет назад вручали первый «Белый квадрат», он пошел во второй класс. «Кентавр» — криминальный триллер, роуд-муви. Всего 23 съемочных дня. Очень много ночных эпизодов. Стилистика нуара. Мокрый асфальт, слепящий свет фар. И лица Юры Борисова и Насти Талызиной, от которых не оторваться. А еще странные обрезанные портреты, когда видна только часть лица, та, что в зеркале заднего вида. Словно что-то важное в человеке от нас скрыто.
Сергей Астахов, оператор фильмов Балабанова, сказал, что лучшая оптика для оператора — слезинка в его глазу. Без этой оптики ничего не выйдет.
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
{{subtitle}}
{{/subtitle}}