В прошлом месяце палата представителей американского конгресса за явным преимуществом голосов — «352 против 65» — проголосовала за законопроект, фактически ставящий ультиматум китайским владельцам соцсети. Либо они продают американский сегмент «Тик Тока» (действующий на территории США) в течение шести месяцев с момента принятия закона (т.е. когда он будет подписан президентом Байденом), либо деятельность популярной сети, которой пользуются около 170 млн американцев, будет блокирована. Тогда американским компаниям-хостингам, таким как Apple, Google и др., будет запрещено размещать и распространять это приложение, у пользователей не будет проводиться регулярное обновление, сервис начнет замедляться и «глючить». И естественным образом американские фанаты уйдут на платформы конкурентов — Shorts от YouTube или Instagram Reels от Meta*.
Американские пользователи — это прежде всего молодежь (67% американских подростков используют «Tик Toк», а 16% говорят, что используют его «почти всегда» — это данные исследовательского центра Pew). Кроме любителей танцев, художников и музыкантов, размещавших на этой платформе «творческие видосы», сеть полюбили здешние владельцы мелкого и среднего бизнеса, выкладывающие здесь рекламу своих товаров и услуг (для рекламодателей «Tик Toк» всего за 5 лет существования стал «новым телевидением», пишет колумнист Bloomberg Дэйв Ли). Но и треть взрослых американцев в возрасте до 30 лет регулярно просматривают приложение в поисках новостей.
Законопроект дает компании Byte Dance 165 дней на подачу оспаривающего судебного иска после его подписания президентом. В ноябре американский судья заблокировал запрет штата Монтана на использование «Tик Toка» после того, как компания подала в суд. Сейчас речь идет о запрете в пределах всей страны. И, учитывая влияние США в мире, на запрет в других странах. Премьер Канады Джастин Трюдо уже заявил, что страна «внимательно следит за развитием ситуации» с «Тик Током» в США.