Сюжеты · Спорт

Да, были немцы в наше время…

40 дней назад не стало Андреаса Бреме — автора золотого гола сборной ФРГ на первенстве мира — 1990

Андрей Успенский, корреспондент

В январе нынешнего года ушел из жизни Франц Беккенбауэр — тренер той чемпионской команды из прошлого, XX века. На прощании со своим наставником и другом Бреме тихо стоял в сторонке. Смерть великого Кайзера Франца потрясла многих, но Андреас, как писал Bild, был просто убит горем. И на публике этот замечательный защитник, являвшийся послом Фонда Беккенбауэра, так больше и не появился.

Андреас Бреме и Ханнес Бонгарц, 1983 год. Фото: imago / Ferdi Hartung

Бреме вообще жил довольно скромно и незаметно и, в отличие от коллег по цеху, не хвастался прежними заслугами. На страницах различных печатных медиа и на ТВ оказывался редко. Его бы и забыли вовсе, но пенсионер несколько лет назад случайно, но весьма эпично напомнил о себе. А дело было так. Андреас записал на видео личное поздравление фанату, а потом этот файл неизвестно как очутился на просторах интернета. Никакой крамолы там не было, если не считать того, что в кадр случайно попала обнаженная жена незадачливого «режиссера и оператора». Разумеется, Бреме принялись названивать ошарашенные приятели и не только. Пришлось объясняться. И техничный в прошлом фланговый оборонец не растерялся: «Предлагаю разве что посмеяться. Не врубаюсь, как подобное могло приключиться, но зато теперь весь мир знает, какая у меня прекрасная супруга».

С супругой «шутнику» действительно повезло. Она не бросила мужа, когда тот прогорел в бизнесе, и, набрав долгов на сотни миллионов евро, едва не потерял дом. Было это 10 лет назад. 

Кстати, не кто иной, как Беккенбауэр обратился тогда к спортивной общественности и попросил всех неравнодушных помочь Бреме выбраться из финансовой ямы. Андреасу удалось выправить ситуацию, и вскоре он открыл фирму, специализирующуюся на строительстве гибридных полей, и еще парочку компаний, ставших приносить ему нужный доход. С футбольными же маневрами по окончании карьеры у него не сложилось, что лишь подтверждает тезис о том, что классные игроки (особенно такие добрые и позитивные, как Андреас) превращаются в именитых тренеров и серьезных спортивных начальников совсем не часто.

Нет, костюм коуча Бреме, конечно, примерял. Но абсолютно безуспешно. Из родного «Кайзерслаутерна», с которым ветеран в 1996-м выиграл Кубок страны, а в 1998-м, почти в 38 лет, покорил Бундеслигу, его выгонят из-за плохих результатов. В «Унтерхахинге, команде из второй лиги, он продержится 12 месяцев. Ну а в «Штутгарте», где он трудился ассистентом главного, ему укажут на дверь через считаные недели. Должность же советника в сербской «Воеводине» принадлежала Андреасу и того меньше…

Андреас Бреме и Клаус Тайхман, 1981 год. Фото: imago images / Ferdi Hartung

А вот за защитником Бреме, начинавшем свой путь в заштатной дружине под названием «Бармбек-Уленхорст», охотились впоследствии едва ли не все клубы-гранды. Универсальный солдат, умевший наглухо прикрывать и левых, и правых форвардов, отметится в «Саарбрюкене» и транзитом через «Кайзерслаутерн» попадет в «Баварию», с которой с ходу озолотится и доберется до финала Кубка европейских чемпионов (нынешней Лиги чемпионов).

Затем Андреасу предложит отличный контракт миланский «Интер», почти две пятилетки бесплодно живший в серии А. И немецкий легионер в первый же сезон сделает оборонительные порядки «нерадзурри» непроходимыми.

Непроходимыми настолько, что в июне 1989-го тиффози будут отмечать скудетто, а чуть позже и взятие Суперкубка. Невероятно, но факт: по версии журнала Guerin Sportivo, пришелец из ФРГ был назван футболистом года в Италии. Не без его участия в музее «Интера» пропишется и Кубок УЕФА-91. Ну а трио Бреме–Маттеус–Клинсманн черно-синие обитатели «Сан-Сиро» и по сию пору ценят очень высоко.

При этом помимо своих непосредственных обязанностей негабаритный, но жесткий «охранник», обладавший отменным ударом, любил и умел проверять на вшивость редуты соперника, совершая точно выверенные марш-броски. Опасно исполнял угловые и штрафные и сам грамотно подключался при «стандартах» к атакующим действиям партнеров. Неудивительно, что его фамилия на табло зажигалась отнюдь не по большим праздникам (на клубном уровне на счету чемпиона Германии и Италии 80 мячей в 623 встречах — не всякий нападающий имеет такую статистику). Любопытно, что счет своим мячам за сборную он открыл 40 лет назад (28 марта 1984-го) в товарищеской встрече против сборной СССР в Ганновере, огорчив Вячеслава Чанова.

Бреме дважды включат в символическую сборную чемпионатов Европы в том же 1984-м и в 1992-м. При этом немецкая дружина в 1984-м проскочит мимо наград, а в 1992-м довольствуется бронзой.

…Из воспоминаний бывшего наставника сборной СССР и России Анатолия Бышовца: «В 1990-м я находился на просмотре одного матча на Апеннинах, а затем попал на базу «Интера». Так вот, после тренировки почти все игроки отправились в раздевалку, а Бреме и еще двое остались работать в зале. К чему я это? Самоподготовка — это важнейшее качество. Нет тренеров, которые могли бы вырастить талантливого футболиста. Бреме был одним из лучших защитников своего поколения».

Безусловно, самым счастливым мгновением для немца явился чемпионат мира — 1990. А как иначе, если уроженец Гамбурга и решил судьбу финала одного из скучнейших, на мой взгляд, планетарных форумов в истории.

Впрочем, винить в этом уж точно нужно не Андреаса. Он четко выполнял свои функции, а Бундестим катком шла по своим оппонентам. Подопечные Беккенбаэура разгромили югославов (4:1) и сборную ОАЭ (5:1). В плей-офф они разобрались без проблем с чехами и голландцами («оранжевым» именно Андреас забьет победный мяч). И лишь в полуфинале с англичанами дотянули дело до серии пенальти. Между прочим, в той битве Бреме дважды огорчит Питера Шилтона: во втором тайме и в послематчевой лотерее. В решающем поединке ФРГ ждала Аргентина, которую Диего Марадона на пару с Клаудио Каниджей тащили, как казалось, ко второму подряд титулу.

Схватка от 8 июля должна была завершиться как минимум в основное время нулевой ничьей — никакого драйва, полтора достойных момента на две команды. Даже вдесятером (на 65-й минуте был удален Педро Монсон) «небесно-голубые», лишившиеся к тому же перед сражением из-за дисквалификации трех основных хавбеков и Каниджы, отбивались без особых хлопот от немецких вылазок. Но вдруг, за 300 секунд до конца боя, во владениях Гойкоэчеа падает усатый Руди Фёллер после контакта с Нестором Сенсини. Судья указывает на «точку». Великий и ужасный Диего Армандо встает буквально на колени перед рефери Эдгардо Кодесалем, доказывая, что никакого нарушения не было и в помине (фол со всех повторов и ракурсов выглядел и правда сомнительным), но мексиканец и ухом не повел. На 87-й минуте он отправит в раздевалку еще и Густаво Десотти.

Тот матч комментировали для советского ТВ покойные Владимир Маслаченко и Евгений Майоров. И Владимир Никитич, обращаясь к напарнику по репортажу, сказал: 

«Евгений, мне грустно! Не так должны решаться финалы…»

Но надо было еще реализовать «подарочный» одиннадцатиметровый… Мало кто знает, что исполнять приговор полагалось Лотару Маттеусу. Как штатному пенальтисту и капитану. Но он в перерыве поменял бутсы и из-за суеверия испугался брать на себя ответственность. И красивейший адидасовский мячик с названием Etrusco взял в руки Бреме и направился в центр штрафной. Он идеально пробьет впритирку со штангой и прибьет тем самым Аргентину. И немцы возьмут реванш за поражение в 1986-м (стоит ли говорить, что в эффектном спектакле на «Ацтеке» защитник играл тоже?) и сравняются по количеству титулов с Италией и Бразилией.

Андреас Бреме (слева) после золотого гола на Чемпионате мира по футболу 1990 года. Фото: imago images / WEREK

Сам же Бреме спустя годы оценивал эпический трюк спокойно и без лишнего пафоса: «Это удивляет людей, но я совсем не нервничал, когда начал разбег. Не думал о значении того «стандарта». Да я вообще ни о чем не думал. И почему меня всегда об этом спрашивают?»

Поразительно также, что светловолосый монстр искусно и непредсказуемо выполнял пенальти с обеих ног. К примеру, левой на уже упомянутом турнире-1986 он заколотит мексиканцам в четвертьфинале, а его правая осчастливит Германию в 1990-м. «Я не знаю, какая нога у меня ведущая. Партнеры интересовались: почему я пробил тогда-то левой, хотя до этого использовал правую? И наоборот… А я просто не замечал… Для меня никакой разницы не было», — признавался Андреас в интервью.

…Я, не скрою, болел тем летом за южноамериканскую «банду», но горечь от того поражения давно улетучилась, а вот другая досада появилась. Мне жалко, что внешне неприметному автору золотого гола не вручили по итогам 1990 года «Золотой мяч», который отдали… красавцу Маттеусу. Конечно, Лотар — выдающийся шпильман, кто ж спорит. Однако забить пусть и довольно спорный, но определяющий пенальти в концовке матча четырехлетия — это мастерское достижение, достойное крутейшей награды. Но в опросе France Football защитник занял тогда третье место.

А мне, собиравшему в тот год наклейки фирмы Panini c участниками мундиаля, фото пять на семь с изображением одного из главных героев ЧМ-90 обошлось в пять (!) рублей. Даже стикеры с Диего Марадоной, англичанином Гари Линекером и лучшим бомбардиром турнира — итальянцем Сальваторе Скиллачи — стоили с рук дешевле.

P.S.

20 февраля Андреасу Бреме неожиданно стало плохо. По дороге в госпиталь врачи пытались его реанимировать, но не смогли. Ему было 63 года…